Судья Бухашеев Д.А.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-8512/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 ноября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Коваленко В.В. и Кузиной Т.М.,
при секретаре Коломийцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании недействительным решения о назначении пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 июня 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (ГУ УПФ РФ в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе), в котором просил признать недействительным решение №0001 от 02.02.2016 о назначении пенсии в размере 16 890 рублей; обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом признания и применения при расчете пенсии: общего страхового стажа согласно записям трудовой книжки, стажа за периоды работы с 22.04.1982 по 08.10.2002 работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с коэффициентом равным 1,7; размера отношения среднемесячного заработка застрахованного ФИО1 к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) равным 1,7; количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости применяемого для расчета страховой части пенсии истца на дату ее назначения 22.01.2015 Т=240 мес.; размера стажевого коэффициента равным 0,58; размера полного расчетного стажа до 1991 г. равным 19 лет 1 месяц 3 дня; размера процента валоризации для равным 29,0%; размера бюджетного северного коэффициента для района и г. Белоярского Ямало-Ненецкого округа равным 1,7; признать обязательным для расчета пенсии применение коэффициента равного 6%, указанного в п.17 ст.14 ФЗ №173-ФЗ при стаже, превышающем 30 лет.
В обоснование заявленных требований указал, что 21.01.2015 им подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе №1 от 02.02.2015 ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в размере 16 890,66 рублей. Информации о том, какие периоды трудовой деятельности вошли в расчет пенсии при принятии решения от 02.02.2015 не указано, также не понятно по каким основаниям из общего трудового стажа более чем в 36 лет исключены 11 лет трудового стажа, хотя была представлена книжка без исправлений и ошибочных записей. Считает, что страховой стаж, дающий право на назначение пенсии составляет 36 лет 2 дня, из них работа до 2002 года в МКС полных 20 лет, работа с 2002 по 01.01.2015 в РКС полных 12 лет. Весь стаж включен в лицевой счет застрахованного лица, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного ФИО1 от 02.03.2015. Считает, что исключение части стажа незаконно, не учтенные периоды должны быть включены в стаж. В решении и в ответах не указаны способы и варианты расчета пенсии, выбранные ответчиком, и которые не были согласованы с истцом. Большинство приведенных значений, формул и выводов не соответствует действительности, не учтен трудовой стаж до 2002 г., хотя в лицевом счете учтен весь трудовой стаж, указанный в трудовой книжке, практически на весь стаж есть доказательства и справки, в связи с чем в страховой стаж должны быть включены все периоды, указанные в трудовой книжке. В решении не указано, какой порядок расчета выбрал ФИО1, не указано какой порядок расчета ему выгоднее. Считает, что применение к расчету пенсии ФИО1 коэффициента 1,4 незаконно. Он работал и проживал с 2000-2002г.г. в районах с северным коэффициентом 1,7, в расчетах соответственно должно применяться отношение 1,7.
В судебное заседании истец ФИО1 не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе ФИО3 исковые требования не признала.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18.06.2018 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии ФИО1 с применением повышенного отношения среднемесячного заработка ФИО1 к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе №0001 от 02.02.2015 о назначении пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии с применением общего страхового стажа согласно записям трудовой книжки, количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости применяемого для расчета страховой пенсии на дату ее назначения 22.01.2015 Т=240 мес., размер стажевого коэффициента 0,58, размер полного расчетного стажа до 1991г. равным 19 лет 1 месяц 3 дня, процент валоризации равным 29%, признании обязательным для расчета пенсии применение коэффициента 6% при стаже, превышающем 30 лет по п.17 ст.14 ФЗ №173-ФЗ, отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований истца и в части произведения перерасчета с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование жалобы указывает, на процессуальные нарушения, допущенные судом. Так, в нарушение Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, несвоевременно составлен акт об отсутствии документов, указанных в приложении к исковому заявлению. Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о выделении в отдельное производство требований об установлении стажа в связи с непоступлением ответа от Пенсионного фонда г. Надыма, чем были ограничены права истца на справедливое и всестороннее рассмотрение дела. Указывает, что в ходе рассмотрения дела произошла замена судьи Третьякова М.С. судьей Бухашеевым Д.А., в связи с чем согласно ст. 157 ГПК РФ разбирательство дела должно быть произведено с самого начала, в связи с этим сроки позволяли дождаться поступления ответа на запрос из Пенсионного фонда РФ Надымского района, ЯНАО.
Не согласна с отказом в удовлетворении иска по существу. Обращает внимание, что общий размер страховой пенсии не соответствует сумме установленных выплат. Согласно решению истцу установлен размер пенсии 9 020,66 рублей и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии 3 935 рублей, что в сумме составляет 12 955, 66 руб. Хотя истцу назначена по данному решению пенсия в размере 16 890,66 рублей.
Судом не дана оценка тому факту, что Пенсионный фонд РФ отказался принимать справки по мере их поступления для произведения перерасчета пенсии, а принял все вместе лишь в конце декабря 2015 года, что подтверждается распиской-уведомлением о приеме и регистрации заявления от 01.12.2015. В связи с этим, перерасчет пенсии произведен лишь в конце декабря и не начислены доплаты за период неправильного начисления пенсии с 02.02.2015дату перерасчета. Поскольку ФИО1 ранее обращался за перерасчетом пенсии и представлял необходимые доказательства, то перерасчет пенсии в части применения коэффициента 1,7 необходимо произвести с момента назначения пенсии.
Ссылается на не предоставление ответчиком перечня выявленных нарушений в трудовой книжке, в соответствии с которыми часть периодов работы не была учтена при назначении пенсии. При этом сведения о периодах работы имелись на лицевом счете застрахованного лица, и факт работы подтверждался иными документами. Ссылается на необоснованное исключение из стажа 11 лет. Указывает, что часть стажа потеряна из-за математической ошибки, часть стажа РКС указана как стаж МКС, что привело к занижению стажа до 1991 года и до 2002 года.
Обращает внимание, что в силу Постановления КС РФ от 29.01.2004 № 2-П истец имеет право на льготный порядок исчисления стажа. Истец работал в период действия Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем имеет право на его применение при расчете пенсии. Кроме того, истец имеет право на включение в стаж службы в армии. Считает судом не учтено, что на момент прохождения истцом службы в армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в страховой стаж и в специальный стаж, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав ФИО1 в области пенсионного обеспечения.
Считает, что ответчиком неправомерно применено количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т=252). Приведя свой расчет указывает, что на дату назначения пенсии Т=240 месяцев, на дату перерасчета Т=228 месяцев. Ссылается на неверный расчет пенсионного капитала, поскольку не включены суммы с зарплаты и взносов за январь, февраль 2015 год, взносы за периоды с 01.11.2011 по 01.01.2012, с 01.07.2012 по 01.01.2013, с 01.10.2014 по 23.01.2015. Указывает, что стажевый коэффициент равен 0, 585. Стаж для расчета коэффициента валоризации и ответчиком и судом принят как равный 16 годам в связи с чем коэффициент составляет 26%, приведя свой расчет, считает, что коэффициент валоризации равен 29 %.
Считает, приведенные ошибки в подсчете коэффициента валоризации, стажевого коэффициента и стажа привели к принятию неправомерного решения и нарушению прав ФИО1
Истец не согласен с отказом в перерасчете пенсии на основании п. 17 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерауии», поскольку правовая норма введена Федеральным законом с 01.01.2015 и нормативный акт не отменен и не изменен.
Обращает внимание на то, что ни одна из приведенных ответчиком и судом сумм не поверяема, ни к одной из них не приложен расчет формулы расчета и исходные данные для расчета.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.01.2015 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях.
Решением ответчика №0001 от 02.02.2015 истцу назначена досрочно страховая пенсия по старости в размере 16 890,66 руб., также с учетом наличия иждивенца 2007г.р.
Согласно данных о стаже от 03.02.2015 (том 1 л.д. 107-108) при расчете размера пенсии не были учтены периоды работы истца по записям в трудовой книжке:
- № 7-8 (с 21.09.1981 по 12.04.1982 Верховинский лесокомбинат);
- № 9-10 (с 22.04.1982 по 14.05.1982 СМУ – 2 треста Укрвостокнефтегазстрой);
- № 11-12 (с 17.05.1982 по 13.09.1982 Ханты-Мансийский автономный округ СУ-35 треста «Казымгазпромстрой»);
- № 13-14 (с 16.09.1982 по 26.01.1982 УМС-68 треста «Казымгазпромстрой»);
- № 26-27 (с 01.12.1992 по 23.04.1993 СМУ-9 АСМТ «Казымгазстрой» Ханты-Мансийский автономный округ);
- № 28-30 (с 19.05.1993 по 20.09.1997 Трест «Казымтрубопроводстрой» Ханты-Мансийский автономный округ);
- № 31 (с 28.02.1998 по 01.03.1998 трест «Комсомольскстройгаз»).
Из пояснений ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что периоды работы не были включены в расчет сажа, поскольку записи в трудовой книжке были сделаны с нарушениями порядка ведения трудовых книжек или имели нечитаемые печати.
01.12.2015 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии (л.д. № 147-148), представив архивные справки к записям в трудовой книжке по № 11-12, 13-14, 26-17, 28-30, 31:
- справка архивного учреждения № С-561/1 от 09.06.2015 (к записи в трудовой книжке № 31, в ней указано, что это период работы в РКС, районный коэффициент 1,7) (л.д. 81);
- справка архивного учреждения № С-560/1 от 09.06.2015 (к записям в трудовой книжке № 28-30 в ней указано, что это период работы в РКС, районный коэффициент 1,7) (л.д. 80);
- справка архивного учреждения № С-559 от 09.06.2015 (к записям в трудовой книжке № 11-12, 13-14, 15-16, 26-27, в ней также указано, что это периоды работы в РКС, районный коэффициент 1,7) (л.д. № 82);
- справка № 53-96-02422/5 от 29.05.2015 ( к записям в трудовой книжке № 19-21, 22-23), в ней указано, что истец работал на Белоярском участке (л.д. 66).
На основании Распоряжения о перерасчете размера пенсии от 02.12.2015 ФИО1 произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости. Общая сумма пенсии составила 19 691,71 руб. (л.д. 139).
Согласно данных о стаже от 02.12.2015, в стаж работы не включены периоды работы по записям в трудовой книжке:
- № 7-8 (с 21.09.1981 по 12.04.1982 Верховинский лесокомбинат);
- № 9-10 (с 22.04.1982 по 14.05.1982 СМУ – 2 треста Укрвостокнефтегазстрой).
С размером назначенной после перерасчета пенсии истец также не согласен.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено, что истец работал в северных районах, где ему начислялся и выплачивался районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7. В связи с этим при расчете размера пенсии должно применяться отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7. Истец с заявлением о применении отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7к ответчику не обращался, обратился с такими требованиями сразу в суд, поэтому перерасчет может быть произведен с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказывая в иске в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для включения периодов работы истца по записям трудовой книжки 7-8, 9-10 не имеется, поскольку доказательств истцом не представлено. В связи с этим суд не может обязать ответчика произвести перерасчет общего трудового стажа. Один лишь факт наличия записей в лицевом счете застрахованного лица, внесенных иными работодателями истца за период 1981-1982 г.г., без подтверждения работы в эти периоды, основанием для удовлетворения требования не является. Иные периоды, не включенные в стаж истца по записям в трудовой книжке №№ 11-12, 13-14, 26-27, 28-30, 31, были подтверждены истцом при обращении с заявлением о перерасчете пенсии от 01.12.2015 и учтены ответчиком при расчете стажа. Не имеется оснований и для изменения количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой пенсии на дату ее назначения 22.01.2015 Т=240 месяцев; увеличения стажевого коэффициента до 0,58, коэффициента валоризации до 29%, т.к. стаж истца для расчета пенсии рассчитан ответчиком правильно.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в ч. 3 ст. 36 которого закреплено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Соглашаясь с ответчиком об обоснованности не включения в стаж истца периодов его работы согласно записям в трудовой книжке № 7-8 (с 21.09.1981 по 12.04.1982 Верховинский лесокомбинат) и № 9-10 (с 22.04.1982 по 14.05.1982 СМУ – 2 треста Укрвостокнефтегазстрой) по причине того, что ко дню обращения истца за установлением пенсии печати организаций не читаемы, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее соответственно - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица, Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила № 1015), периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил № 1015.
Таким образом, законодательством Российской Федерации при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Согласно положениям п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (действовала до 18.02.2017), территориальные органы ПФР осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений, в том числе о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
В соответствии с п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, внесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц подлежали сведения о периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, по которым в полном объеме завершена правовая обработка. На что обращено внимание в Письме Пенсионного фонда РРФ от 29.04.2015 № ЛЧ-25-26/5481 «О реализации части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 01.02.1999.
В лицевом счете истца имеются сведения о стаже работы с 21.09.1981 по 12.04.1982 в Верховинский лесокомбинате и с 22.04.1982 по 14.05.1982 в СМУ – 2 треста Укрвостокнефтегазстрой.
При установленных обстоятельствах и принимая во внимание вышеприведенные требования закона, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что на момент внесения сведений о стаже истца в индивидуальный лицевой счет истца, записи в его трудовой книжке (№ 7-8 и № 9-10), в том числе печати организаций были читаемы.
Кроме того, заслуживают внимания доводы иска и апелляционной жалобы о том, что часть периодов работы истца в районах Крайнего Севера учтены как периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а часть учтена как общие условия.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалам дела, что в периоды с 27.05.1982 по 13.09.1982, с 16.09.1982 по 26.01.1983, с 29.01.1983 по 01.11.1983, с 11.11.1983 по 03.05.1984, с 18.05.1984 по 01.01.1991, с 02.01.1991 по 23.07.1992, с 01.12.1992 по 23.04.1993, с 19.05.1993 по 20.09.1997, с 28.02.1998 по 01.03.1998, с 02.03.1998 по 11.02.2001, с 17.02.2001 по 08.10.2002 истец работал в Белоярском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который отнесен к районам Крайнего Севера на основании Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 № 170. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом с заявлением о перерасчете пенсии от 01.12.2015 архивными справками № С-560 от 09.06.2015, № С-561/1 от 09.06.2015, № С-560/1 от 09.06.2015, № С-559 от 09.06.2015, № 53-96-02422/5 от 29.05.2015. Доказательств того, что в иные периоды истец работал в РКС или МКС и эти периоды не учтены как периоды работы в особых территориальных условиях, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем указанные обстоятельства не учтены ответчиком в данных о стаже при перерасчете пенсии (периоды указаны как МКС или как общие условия) (том 1 л.д. 144).
Вышеприведенные обстоятельства влияют на размер пенсии, с учетом следующего.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 01.01.2002.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал определяется по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Из содержания п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Из содержания п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что при определении размера пенсии имеет значение размер общего трудового стажа, размер стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, порядок подсчета стажа (календарно или в льготном исчислении) зависит того, по п. 3 или 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется расчетный размер трудовой пенсии.
В связи с этим доводы ответчика о том, что включение или не включение спорных периодов работы в общий трудовой стаж и размер стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не повлияет на размер пенсии истца, не могут быть приняты во внимание. Указанные доводы соответствующими документами и расчетами ответчиком не подтверждены.
При этом как следует из вышеприведенных норм права расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определяется либо в порядке, установленном пунктом 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ по выбору застрахованного лица.
Материалы дела не содержат сведений о том, что с учетом зачета в общий трудовой стаж ФИО1 периодов работы с 21.09.1981 по 12.04.1982, с 22.04.1982 по 14.05.1982, и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 27.05.1982 по 13.09.1982, с 16.09.1982 по 26.01.1983, с 29.01.1983 по 01.11.1983, с 11.11.1983 по 03.05.1984, с 18.05.1984 по 01.01.1991, с 02.01.1991 по 23.07.1992, с 01.12.1992 по 23.04.1993, с 19.05.1993 по 20.09.1997, с 28.02.1998 по 01.03.1998, с 02.03.1998 по 11.02.2001, с 17.02.2001 по 08.10.2002 истцу было предложено ответчиком выбрать порядок определения расчетного размера трудовой пенсии, он выбрал либо п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, либо п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ как наиболее выгодный для себя, не представлено.
Иные доводы иска о перерасчете пенсии так или иначе связаны с размером общего трудового стажа и стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 01.01.2002.
Суждения суда о том, что истец не обращался к ответчику с заявлением о применении отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 при предоставлении архивных справок 01.12.2015, судебная коллегия считает неправильным, пенсионный орган обязан произвести расчет стажа и размера пенсии в соответствии с требованиями закона, с учетом предоставленных документов, независимо от заявления лица, обратившегося за установлением пенсии, который не обладает познаниями в области пенсионного законодательства. Вместе с тем, согласно архивных справок истец проживал и работал в Белоярсрком районе Ханты-Мансийского автономного округа, ему выплачивался районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7, согласно Информационному письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 на федеральном уровне в Ханты-Мансийском автономном округе – северной части автономного округа (севернее 60 градусов северной широты, как указано в архивных справках истца) установлен районный коэффициент 1,5. Следовательно, при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) должно учитываться не свыше 1,7, а не 1,4 как применено ответчиком, что в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии. С учетом предоставления истцом архивных справок с заявлением о перерасчете пенсии от 01.12.2015, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ перерасчет необходимо произвести в 01.01.2016 в порядке по выбору застрахованного лица.
Между тем, доводы иска и апелляционной жалобы о необходимости произвести расчет пенсии с учетом п. 17 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, судебная коллегия считает необоснованными.
В соответствии с указанной нормой устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
Однако данные законоположения в соответствии с ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ вступали в силу с 01.01.2015.
Поскольку Федеральный закон № 173-ФЗ с 01.01.2015 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не применяется с 01.01.2015, п. 17 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ к спорным правоотношениям применен быть не может.
При установленных обстоятельствах решение суда по данному делу подлежит отмене, с вынесением нового решения об обязании ответчика произвести ФИО1 перерасчет пенсии с 01.01.2016.
При этом судебная коллегия отмечает, что согласно данным о стаже, которые приведены ответчиком при назначении и перерасчете пенсии, период службы истца в армии учтен ответчиком в общий трудовой стаж на 01.01.2002. Включение указанного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предметом настоящего спора не является, поскольку досрочная страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцу назначена.
Доводы апелляционной жалобы о зачете периодов работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в общий трудовой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере), заслуживают внимания лишь при выборе истцом расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено календарное исчисление стажа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 июня 2018 года по данному делу отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании недействительным решения от 02.02.2015 о назначении пенсии в размере 16 890, 66 рублей, обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области произвести с 01.01.2016 перерасчет страховой пенсии ФИО1 с учетом включения в его общий трудовой стаж периодов работы с 21.09.1981 по 12.04.1982, с 22.04.1982 по 14.05.1982, в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 27.05.1982 по 13.09.1982, с 16.09.1982 по 26.01.1983, с 29.01.1983 по 01.11.1983, с 11.11.1983 по 03.05.1984, с 18.05.1984 по 01.01.1991, с 02.01.1991 по 23.07.1992, с 01.12.1992 по 23.04.1993, с 19.05.1993 по 20.09.1997, с 28.02.1998 по 01.03.1998, с 02.03.1998 по 11.02.2001, с 17.02.2001 по 08.10.2002, с определением расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по выбору застрахованного лица – либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи В.В. Коваленко
Т.М. Кузина