ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-851/2018 от 22.02.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Хункеров М.А.

Дело № 33-851/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2018 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Ибрагимовой А.М., судей Галимовой Р.С. и Сидоренко М.И., при секретаре Эскендеровой З.М., рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ «МФЦ в РД» по доверенности ФИО1 на решение Карабудахкентского районного суда РД от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу ФИО2, <дата> г.р., проживающей в <адрес> Республики Дагестан задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016 года в размере <.> рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в федеральный бюджет госпошлину в размере <.> рублей.

Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С, объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса, судебная коллегия

Установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям в размере 71127,32 руб. и госпошлины. В обоснование иска указала, что она является получателем субсидий на оплату ЖКУ с февраля 2005 года до ноября 2014 года она получала субсидии. С ноября 2014 года, имея на руках справки о начислении субсидий она не может их получить. С октября 2014 года по март 2015 год и с ноября 2015 года по апрель 2016 года начислены субсидии на сумму <.> руб. Из письма Министра финансов РД следует, что вся начисленная по субсидиям за 2014- 2015годы сумма в <.> млн. руб. полностью перечислена в бюджет района. В соответствии с Законом Республики Дагестан от 2006г., государственные полномочия по предоставлению и обеспечению граждан субсидиями на оплату ЖКУ отозваны от органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>г. уполномоченным органом по реализации этих полномочий определено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, которому переданы и средства на предоставление субсидий на оплату ЖКУ. Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016 г. № 42 ГАУ РД «МФЦ в РД» уполномочена на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением главы MP «Карабудахкентский район» №54 от 26.02.2016г. МКУ «Районный центр субсидий» ликвидирован с 1 марта 2016 года. Принятые документы на оформление субсидий с ноября 2014г. по март 2016г. по описи переданы в ГАУ «МФЦ в РД» по Карабудахкентскому району, который должен осуществить выплату субсидий.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ «МФЦ в РД» по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи по Республике Дагестан от 06.04.2016г. № 42 Государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» (далее - ГАУ РД «МФЦ в РД») управомочено на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Тем же постановлением Правительства Республики Дагестан признано утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 19 июня 2008 г. № 203 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В соответствии с ч.1 ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, а в соответствии с ч.2 той же статьи следует, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Учитывая, что факт образования задолженности Республики Дагестан по публичному нормативному обязательству возник с ноября 2010 г., то есть до вступления в силу Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 г. № 3, и отсутствия в Законе нормы устанавливающей его действие до его издания, считают необходимым руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими до 08.02.2016 года.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 19 июня 2008 г. № 203 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определены уполномоченные органы исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющие контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:

1.Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в части контроля, за осуществлением государственных полномочий;

2.Министерство финансов Республики Дагестан - в части финансирования и контроля, за целевым использованием финансовых средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий.

Также, п. 4 того же постановления контроль за исполнением указанного постановления возложен на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.

Одновременно с этим Порядком перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РД, утвержденным постановлением Правительства РД от 26.08.2011г. № 294 «Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан» в редакции от 04.12.2013 г. установлено следующее.

Субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (п. 2 Порядка);

Уполномоченный орган местного самоуправления по предоставлению субсидий ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляет средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (п. 3 Порядка);

Средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций (п. 6 Порядка);

Для своевременного перечисления средств на предоставление субсидий из республиканского бюджета РД бюджетам муниципальных образований необходимо:

уполномоченным органам - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять поставщикам жилищно-коммунальных услуг сводные электронные реестры получателей субсидий с указанием фамилии, имени и отчества, адреса, номера лицевого счета получателя субсидии;

поставщикам жилищно-коммунальных услуг - до 15 числа месяца, следующего за отчетным, внести в сводные электронные реестры, представленные уполномоченным органом, сведения об объемах услуг, оказанных получателям субсидий, в натуральном и стоимостном выражении, об оплате фактически потребленных услуг получателями субсидий, с указанием получателей субсидий, не оплативших текущие платежи.

В личном деле ФИО2, переданном из муниципального отдела субсидий, отсутствовали следующие документы:

1. копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства (п.8 пп.а Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г №761)

2. копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (п.8(1) пп.б. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г №761)

Также бланк расчета субсидий не подписан должностным лицом муниципального отдела субсидий.

На основании п.14 Правил Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Начисление субсидий на оплату ЖКУ признано неправомерным. Судом не было принято во внимание, что данное дело признано неправомерным, в соответствии с п.5 Протокола Правительственной комиссии РД от 07.09.2016г №5/2016

Кроме того, внеочередное взыскание субсидий на оплату ЖКУ в пользу истца в судебном порядке, ущемляет права остальных получателей субсидий, отодвигая их в общей очереди.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В силу ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с ч. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2 является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по утверждению которой за ответчиком образовалась неисполненная задолженность по оплате ей субсидий в размере сумму 71127,32 руб., что подтверждается приобщенными к делу справкой-расчетом задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной филиалом ГАУ РД "МФЦ в РД" (л.д.12-14).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 05 апреля 2016 года N 78 "О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан", осуществление государственной функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, в свою очередь, Приказом от 06 апреля 2016 г. №42 ГАУ РД "МФЦ в РД" признало уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении гражданам прав на получение субсидий. Получателем денежных средств из бюджета Российской Федерации является Министерство финансов Республики Дагестан, которое в свою очередь направляет их в Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. ГАУ РД "МФЦ в РД" не может распоряжаться целевыми денежными средствами от своего имени.

Во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 16 февраля 2016 года N 63-р, созданы межведомственные рабочие группы, которыми осуществлен прием-передача по реестрам личных дел граждан-получателей субсидий. Сотрудники филиалов ГАУ РД "МФЦ в РД" при приеме личных дел получателей субсидий от муниципальных отделов субсидий проводят проверку комплектности личных дел, а также обоснованности предоставления права на получение субсидий.

Признавая право истца на получение субсидий, предоставленное ч. ч. 3, 8 ст. 159 ЖК РФ, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3).

Разрешая дело и взыскивая с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу ФИО2 задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016г. в размере 30 760 рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, суд первой инстанции исходил из того, что истица была включена в список получателей субсидий, что подтверждается справками ГАУ «МФЦ в РД» в Карабудахкентском районе, приобщенными к материалам и что основания включения её в этот список не отпали.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота ил иными обычно предъявляемыми требованиям. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Судебная коллегия соглашаясь с выводом суда о праве истца на получение жилищной субсидией, вместе с тем отмечает, что удовлетворение искового заявления истца приведет к нарушению очередности предоставления субсидий, то есть, нарушению прав других, не обратившихся в суд получателей субсидий о взыскании задолженности по платежам, перед которыми обязательство по выплате субсидий также не исполнено.

Поэтому судебная коллегия считает правильным решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО2, поскольку при разрешении возникшего спора суд при правильном определении характера спорных правоотношений, норм, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельств, имеющих значение для дела, не учел то обстоятельства, что в данном случае спор отсутствует, тогда как в силу требований ст.стю.3 и 4 ГПК РФ судебной защите подлежать только нарушенные или находящиеся под угрозой нарушения права и охраняемые законом интересы.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Карабудахкентского районного суда РД от 12 декабря 2017 года отменить, по делу принять новое решение.

В удовлетворении иска ФИО2 к Министерству транспорта, энергетики, и связи РД о взыскании задолженности на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Председательствующий

Судьи: