ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8521/2016 от 06.07.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Конюхова О.Н. гр. дело №33-8521/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазарева Н.А.,

судей: Занкиной Е.П., Назейкиной Н.А.,

при секретаре Сукмановой Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 апреля 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «УК № 1 ЖКХ» о признании квитанции извещения на оплату коммунальных услуг недействительной - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., пояснения представителя ООО «УК № 1 ЖКХ» ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «УК № 1 ЖКХ» о признании квитанции извещения на оплату коммунальных услуг недействительной.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с ним в данной квартире проживает его супруга ФИО3

Собственниками указанного многоквартирного дома в качестве способа управления выбрано ООО «УК № 1 ЖКХ» на основании договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ

Истец полагает, что при формировании квитанции-извещения грубо нарушаются правила рекомендуемые приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций». УК № 1 ЖКХ полностью игнорирует требования Закона.

Согласно подп. «в» и «г» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период, однако УК ЖКХ указывает свои расчеты.

Не указаны наименование исполнителя полностью, стоит ООО «УК № 1 ЖКХ», без расшифровки, режима работы, не указано ЕГРЛ исполнителя, что является нарушением и отсутствует возможность плательщика проверить действительность работы исполнителя. Отсутствует печать организации на платежном документе.

Платежный документ не дополнен сведениями о задолженности по каждому виду коммунальных услуг, учет которой ведется согласно п.118 Правил предоставления коммунальных услуг, данных дополнений не имеется.

Наличие задолженности является основанием для предъявления потребителю в отдельном документе пеней за несвоевременную оплату указанных услуг, пени в данном случае указаны в общей квитанции. В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.

Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.

ООО УК № 1 ЖКХ не исполняет данного правила, так как пени указаны в счете квитанции отдельной строкой, но не отдельным документом, как это обязывает закон. При указании пени, не виден расчет, по которому формируется сумма пени, и главное не указано количество просроченных дней, что прямо пропорционально влияет на размер пени.

Не представлена справочная информация, используемая при расчете размера платы за коммунальные услуги, не указаны нормативы потребления коммунальных услуг (ресурсов) на индивидуальное потребление (чел., кв.м., кВт/час, Гкал, куб.м.), утверждаемые Правительством РФ для расчета размера платы за коммунальные услуги, действующие в расчетном периоде, не указаны нормативы потребления коммунальных услуг (ресурсы) на общедомовые нужды (чел., кв.м., кВт/час, Гкал, куб.м.), утверждаемые Правительством РФ, действующем в расчетном периоде, не указан суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме, не указан суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды, который определен исполнителем услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе с учетом оснащенности многоквартирного дома приборами учета.

Раздел «Сведения о перерасчетах» имеется, но не заполняется. Раздел «Уведомление» отсутствует, не уведомляют о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу, последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния приборов учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В платежном документе отсутствует раскрытие потребителям информации о случаях расчета платы за коммунальные услуги, указанных в п.п. 59, 60 и 62 Правил предоставления коммунальных услуг. Не указан срок хранения платежного документа потребителями - три года, если иное не установлено договором.

На основании изложенного, истец просил суд признать форму квитанции-извещения на оплату коммунальных услуг, выдаваемые ООО УК № 1 ЖКХ недействительной.

Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с данным решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и постановить новое об удовлетворении исковых требований. В жалобе также содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «УК № 1 ЖКХ» ФИО2 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственности от ДД.ММ.ГГГГ. . Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

ООО «УК ЖКХ» производит техническое обслуживание и содержание многоквартирного дома по указанному адресу, что подтверждается копиями договоров, выписками по счету, подтверждающими факт оплаты услуг по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Установлено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям указанных помещений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Суд указал, что сведения о реквизитах указанного платежного документа содержатся в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.

Согласно подп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 и пункту 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258 с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, и указаний на распространение действий Правил на ранее возникшие отношения не содержат.

Правилами установлены требования, предъявляемые к платежным документам по оплате жилищных и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 69 Правил в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный
период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных
коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по
отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии
централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный
период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды,
предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного
(общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие
расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Пунктом 67 Правил установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

При этом в силу п. 71 вышеуказанных Правил, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению. Они необходимы для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации при начислении платы за коммунальные услуги.

С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что данная форма носит рекомендательный характер.

Доводы ФИО1 о том, что выписки из лицевого счета N по адресу: <адрес> на его имя, изготовленные УК ЖКХ, не соответствует требованиям ст. 161 ЖК РФ и Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011г. N 454, суд правильно признал необоснованными исходя из вышеизложенного.

Также суд правомерно не принял во внимание ссылку истца на Методические рекомендации по заполнению примерной формы документа для внесения платы за коммунальные услуги, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N 454, т.к. указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа .

До вступления в силу вышеуказанных правил применялись Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

При этом, суд указал, что вышеуказанными приказами утверждается именно примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, что дает управляющей организации право вносить в предлагаемую форму некоторые корректировки без нарушения прав потребителей на получение уведомительной и справочной информации, которая предусмотрена вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг.

Доказательств того, что ответчик выставляет квитанции с нарушением действующего законодательства, суду не представлено.

При этом суд правильно отметил, что заполняя выписки из лицевого счета в допустимой форме, ООО «УК № 1 ЖКХ» не нарушает прав ФИО1 на получение уведомительной информации о видах и объемах предоставляемых потребителю коммунальных услуг.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, указанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении суда, с данной оценкой судебная коллегия согласна.

Доводы жалобы о нарушении судом процессуальных норм, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку согласно ч. 3 ст. 330 ГПК РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Процессуальные нарушения, которые привели к неправильному принятию решения, истцом не приведены, судебной коллегией не установлены.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: