ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8523/2018 от 24.04.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Литвинов А.Н. Дело № 33-8523/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Морозовой Н.А., Перовой М.В.,

по докладу судьи Морозовой Н.А.

при секретаре Ткач И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея на основании доверенности ФИО1 на решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственный имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13, в котором просит признать отсутствующим право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, расположенные в <...>, истребовать указанные участки из чужого незаконного владения и признать на них право собственности Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указано, что на имя ответчиков зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>. Однако, по материалам лесоустройства 1998 года участки расположены в границах земель лесного фонда, которые отнесены к федеральной собственности. Решение об изъятии этих земель или изменении на не лесные уполномоченным органом исполнительной власти не принималось, поэтому спорные участки находятся во владении ответчиков незаконно.

В судебном заседании ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО11 при поддержке представителей ФИО14, ФИО15 и ФИО16 просили в удовлетворении иска отказать.

Решением Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 октября 2018 года в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственный имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея ФИО17 и администрации муниципального образования г.Новороссийск о признании отсутствующим права, признании права собственности и истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> и <...>, расположенных по адресу: <...>, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея на основании доверенности ФИО1 просит решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех обстоятельств дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО7 полагает решение суда законным и обоснованным и неподлежащим отмене. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО4 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО10 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО12 на основании доверенности ФИО15 полагает решение суда законным, обоснованным, и неподлежащим отмене. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО13 на основании доверенности ФИО15 полагает решение суда законным, обоснованным, и неподлежащим отмене. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав мнение представителя ФИО13 и ФИО12 на основании доверенностей ФИО15, представителя ФИО7 на основании доверенности ФИО16, представителя ФИО8 на основании доверенности ФИО18, ФИО4, ФИО9, ФИО11 судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими только в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Предъявление истцом требования об истребовании земельных участков из незаконного владения соответчиков исключает возможность одновременного предъявления требования о признании права отсутствующим.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 являются собственниками садовых земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, расположенных в <...>

Указанные земельные участки расположены в границах земельного участка, изъятого по решению Исполкома Новороссийского Сельсовета №76 от 9 марта 1988 года из земель Новороссийского лесхоза и Анапского лесхоза и предоставленного УВД г.Новороссийска для организации коллективного садоводства, что подтверждается актом технического обследования площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда Новороссийского лесхоза от 28 марта 1988 года, актом установления границ и размеров землепользования от 11 мая 1988 года, лесопорубочным билетом №39 от 30 марта 1988 года, решением Исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Новороссийска №173 от 20 апреля 1988 года «О регистрации СТ УВД Новороссийского горисполкома», государственным актом на право пользование землей серия A-I №<...> от 7 мая 1988 года.

В соответствии с решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22 ноября 2011 года № 158 «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования город Новороссийск» лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: <...>, включены в границы земель населенных пунктов.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 9 июня 2015 года отказано с удовлетворении иска Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения городской Думы муниципального образования г.Новороссийск «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования город Новороссийск» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с материалами дела, в письмах за подписью заместителя главы администрации муниципального образования г.Новороссийск от 20 мая 2015 года, от 6 августа 2015 года сообщается, что согласно генеральному плану городского округа муниципального образования г.Новороссийск земельные участки расположены в границах СНТ «Северная Озерейка» на землях населенного пункта Северная Озереевка. Согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Городской Думы от 23 декабря 2014 года №439 земельные участки СНТ «Северная Озерейка» выделены в зону Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками).

По заключению эксперта №05.17/178 от 01 сентября 2017 года границы участка лесного фонда площадью 24 088 кв.м, по адресу: <...>, кадастровый номер по свидетельству №<...> на местности не обозначены.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим и Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> частично обозначены на местности межевыми ограждениями.

Границы земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> с границами земельного участка лесного фонда площадью 24 088 кв.м, по адресу: <...>, кадастровый номер по свидетельству №<...> не пресекаются.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю являете недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Частью 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу РФ, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.

В частности, Вводным законом к Лесному кодексу РФ предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу РФ).

В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).

Материалы лесоустройства 1998 года сведений, позволяющих определить па местности границы участка лесного фонда площадью 24 088 кв.м, по адресу: <...>, кадастровый номер по свидетельству №<...>, не содержат.

При таких обстоятельствах довод истца о том, что земельный участок, входящий в состав земель лесного фонда, находится в фактическом владении соответчиков, нельзя признать обоснованным.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен (Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010).

Доказательств того, что в фактическом владении ответчиков находится земельный участок из земель лесного фонда, в материалах дела не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея на основании доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: