Судья: Степанцова Е.В. | ||
Докладчик: Шульц Н.В. |
|
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2021 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Проценко Е.П.,
судей: Макаровой Е.В., Шульц Н.В.,
при секретаре: Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шульц Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 июля 2021 года
по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении ее в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от 24.11.2005, право собственности зарегистрировано 23.12.2005. Дом был приобретен в браке с Г и является совместно нажитым имуществом. По данному адресу с супругом они проживали постоянно с 2000 года. ДД.ММ.ГГГГ супруг умер.
На основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.09.2011 № 1019 ей был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 20.12.2011.
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ № от 02.02.2011 жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и подлежит сносу по условию подработки, о чем ей стало известно в 2014 году.
Соответственно, администрация Анжеро-Судженского городского округа, передавая ей в собственность земельный участок под спорным домом, знала о том, что земельный участок является подработанным и несла ответственность за передачу имущества, у которого уже были ограничения прав.
Администрация Анжеро-Судженского городского округа не включала ее и ее супруга в списки граждан, подлежащих переселению, поскольку она являлась единоличным собственником спорного жилого дома, а ее супруг был в нем только зарегистрирован.
С 2000 года до настоящего времени она проживает в спорном доме, который является для нее единственным и постоянным местом жительства.
Просила суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская», и предоставить ей социальную выплату из расчета 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика администрации Анжеро-Судженского городского округа в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 июля 2021 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по ул. Чапаева, 16, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Анжерская», и предоставлении социальной выплаты отказать полностью».
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Полагает, она имеет право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и предоставление социальной выплаты.
В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, указанные ею в исковом заявлении.
Покупая дом в 2000 году и оформив документы нa себя в 2005 году, она не знала и не могла знать о том, что данный дом находится на подработанных землях. Переход права собственности на земельный участок к ней был осуществлен 20.12.2011. Соответственно, и администрация Анжеро-Судженского городского округа, передавая ей земельный участок в собственность как ветерану труда, до 20.12.2011 не знала и не уведомляла ее о том, что данная земля подработана горными работами. Суд данные обстоятельства не принял во внимание.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от 07.04.1998 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия. Решением Арбитражного суда от 20.01.2003 ОАО «Шахта «Анжерская» признано несостоятельным (банкротом). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003.
На территории муниципального образования не должно быть объектов, представляющих опасность для населения. Дом, стоящий на горном отводе, представляет эту опасность, а значит муниципалитет изымает земельный участок, на котором есть опасное строение, за строение выплачивается компенсация, а само строение разрушается.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, ее представителя ФИО3, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил Министерство энергетики РФ предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 23.12.2005 за ФИО1 на основании договора купли-продажи от 23.12.2005 зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 20.12.2011 на основании постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа «О предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества» от 30.09.2011 зарегистрировано право собственности на земельный участок по <адрес>.
Как следует из договора купли-продажи жилого дома, истец приобрела в собственность указанный жилой дом с согласия супруга Г, умершего ДД.ММ.ГГГГ, у Б и Щ, которым дом принадлежал на основании решения Анжеро-Судженского городского суда от 15.04.2005, свидетельства о праве на наследство от 23.05.2005.
Заключением СФ ВНИМИ № от 02.02.2011 установлено, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и подлежит сносу по причине подработки.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от 07.04.1998 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2003 ОАО «Шахта «Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003.
Согласно ответам Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 08.02.20218 и от 26.03.2021 при закрытии шахты в 1994 году был составлен список граждан, подлежащих переселению из ветхого подработанного жилья, в котором дом по <адрес>, не значится. На дом получено дополнительное заключение СФ ОАО ВНИМИ от 02.02.2011 № 27, на основании которого дом подлежит к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате его подработки горными работами. До 01.07.2017 специалисты Минэнерго РФ утверждали новые семьи в списки граждан на переселение из ветхого подработанного жилья, у которых имелась прописка в ветхом доме до получения заключения ВНИМИ. С выходом постановления Правительства РФ от 28.09.2016 № 976 Минэнерго РФ, в котором перечислены основания для уточнения списков, новые семьи в списки граждан на переселение. На основании представленных 31.03.2014 документов в жилищный отдел по адресу: <адрес>, зарегистрированы 3 человека: Г с 23.03.2006, С, падчерица, с 17.06.2012, В, зять, с 17.06.2013. Затем была предоставлена справка о составе семьи от 22.05.2015, согласно которой в доме прописаны два человека Г с 23.03.2006 и С с 17.06.2013. В справке, предоставленной 12.05.2016, был указан один Г, но он не являлся собственником дома. Было предложено переоформить право собственности на дом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно указал, что истец не обладала правами на данное жилое помещение и не проживала в нем на 1998 год - дату ликвидации шахты. Данное обстоятельство подтверждено письменными материалами по делу. Право собственности на дом по <адрес>, расположенный на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и подлежащим сносу по причине подработки, было зарегистрировано за истцом в 2005 году на основании договора купли-продажи, истец поясняла, что фактически дом был приобретен ею в 2000 году и с этого же времени она постоянно проживает в доме. Кроме того, судом установлено, что с 28.11.1969 по 05.08.2004 истец была зарегистрирована по адресу: <адрес> в благоустроенном жилом помещении.
Выводы суда являются обоснованными, постановленными в соответствии с нормами материального права и на основе установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных истцом требований, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется. Совокупность необходимых условий должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Тот факт, что судом не были допрошены свидетели о вызове которых просил истец при подаче иска, не является основанием к отменен решения суда, поскольку материалы дела содержат достаточное количество доказательств, которые позволили суду принять законное и обоснованное решение, при этом суду дана оценка факту проживания истца в доме по адресу: <адрес> с 2000 года, подтвердить который, как указал истец, могли свидетели.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судом принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.П. Проценко
Судьи: Е.В. Макарова
Н.В. Шульц
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.09.2021