Дело № 33-8537/2016 г. Хабаровск
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Галенко В.А., Разуваевой Т.А.
с участием прокурора Некрасовой Ю.Ю.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 ноября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Петровой О. В. на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 10 августа 2016 года по иску Петровой О. В. к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, федеральному казенному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», Министерству внутренних дел Российской Федерации, федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании приказа ФСКН России от 31 мая 2016 года № незаконным в части увольнения, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения Петровой О.В., ее представителя Чуднова С.А., представителя ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России» Фролова В.В., представителя УМВД России по Хабаровскому краю Саяпина Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Петрова О.В. обратилась с иском к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Дальневосточному институту повышения квалификации ФСКН о признании приказа ФСКН России от 31 мая 2016 года № незаконным в части увольнения, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. В обоснование своих требований указала, что с июня 2003 года по 31 мая 2016 года проходила службу в ФСКН, с ней был заключен контракт о прохождении службы до наступления предельного возраста пребывания на службе. С апреля 2015 года назначена на должность <данные изъяты> Дальневосточного института повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков была упразднена. Приказом директора ФСКН России по 31 мая 2016 года №, поступившим в адрес Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН 08 июня 2016 года, она уволена со службы и исключена из списков института 31 мая 2016 года. С данным приказом она ознакомлена 08 июня 2016 года. Считает, что увольнение произведено неправомерно, а также нарушена процедура увольнения в связи с переводом в другой государственный орган. С момента издания Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года и до сегодняшнего дня правового акта в части ликвидации или сокращения штата в распоряжение института не поступало. В связи с этим считает, что предупреждение в письменной форме под роспись о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации было неправомерно. Учитывая, что в отношении института не введена процедура реорганизации, и институт распоряжением учредителя передан в ведение МВД РФ без проведения организационно-штатных мероприятий, считает, что каждый сотрудник института должен был быть назначен именно на ту должность, на которой он служил до издания распоряжения Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 1026-р. Оснований для ее предупреждения о предстоящем увольнении и увольнения не имелось. Кроме того, в нарушение подпункта 1 пункта 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 12 апреля 2005 года № 115, в отношении нее до настоящего времени не поступило письмо, гарантирующее назначение на занимаемую должность, а также в установленное время ей не перечислено денежное довольствие. По факту обращения в отдел кадров с просьбой надлежащим образом оформить факт ее увольнения и выдать на руки трудовую книжку ей было отказано в связи с тем, что все сотрудники отдела кадров, а также начальник института уволены, а единственный оставшийся на рабочем месте сотрудник отдела кадров не уполномочен оформлять трудовые книжки.
Определением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 26 июля 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России и ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 10 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм действующего законодательства. Полагает, что если управленческий аппарат и территориальные органы государственной службы учреждаются и ликвидируются решением Президента РФ, то учреждение и ликвидация организаций входит в полномочия Правительства РФ, что связано с их двойным подчинением, касаемо института общее управление осуществлялось ФСКН России, в части осуществления учебной деятельности и лицензирования – Министерством образования и науки. Таким образом, право ликвидации института не входит в компетенцию Президента РФ и законом возложено на Правительство РФ. Считает, что упразднение службы не является достаточным основанием для расторжения служебных контрактов со всеми без исключения сотрудниками ФСКН России. Расторжение служебных контрактов с последующим увольнением сотрудников является следствием введения в отношении юридического лица, в котором сотрудник проходил службу, процедуры ликвидации. Считает, что в отношении сотрудников юридических лиц, ликвидация которых признана нецелесообразной, в соответствии с частью 5 статьи 75 Трудового кодекса РФ служебные контракты сохраняются. Посредством перезаключения контракта сотрудник должен перейти на службу в иной орган государственной власти. Полагает, что процедура ее увольнения в связи с переводом в другой государственный орган нарушена, поскольку увольнение по данному основанию по инициативе сотрудника осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа. На момент ее увольнения ей не предлагались другие должности в органах внутренних дел, на которых бы она могла продолжить службу, письменного согласия на ее перевод из органов внутренних дел в адрес ФСКН России не поступало, в связи с чем, законных оснований для издания приказа о ее увольнении не имелось. Кроме того, работодателем была нарушена процедура увольнения, а именно: оспариваемый приказ был получен 08 июня 2016 года, то есть с задержкой более недели с момента исключения ее из списков органов наркоконтроля; выплата причитающихся сумм была произведена позже получения оспариваемого приказа и, соответственно, позднее фактического увольнения более чем на неделю, трудовая книжка удерживалась работодателем более двух месяцев, что препятствовало возможности трудоустроиться.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой ФСКН России, штатная численность ФСКН России. Установлено, что МВД России является правопреемником упраздняемой ФСКН России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (п.3) Установлено, что сотрудники органов наркоконтроля продолжают исполнять служебные обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных данным Указом; сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного Указа, до 01 июня 2016 года.
Указ Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 является основанием для осуществления процедуры увольнения сотрудников органов наркоконтроля, в порядке, предусмотренном Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 1026-р к ведению МВД России отнесено ФКОУ ДПО «Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН России», создана ликвидационная комиссия ФСКН России.
Судом установлено, что ФИО1 с 01 июля 2003 года проходила службу в ДВИПК ФСКН России, с ней был заключен контракт о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сроком до достижения предельного возраста.
14 апреля 2016 года ФИО1 уведомлена о ее возможном увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), а также с ней проведена беседа об упразднении ФСКН России и разъяснен порядок проведения организационно-штатных мероприятий.
Согласно подпункту 2 пункта 144 Положения увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 Положения, осуществляется по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля. Увольнение со службы в органах наркоконтроля сотрудников производится директором ФСКН России или начальником органа наркоконтроля, которому такое право предоставлено директором ФСКН России. Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по указанному основанию, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения.
На основании распоряжения директора ФСКН России № 283-р от 06 мая 2016 года «Об организации работы по переводу на службу в органы внутренних дел» в целях реализации подпункта «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 начальникам подразделений, организаций ФСКН России указано в срок до 14 мая 2016 года представить в Управление кадров Департамента кадрового обеспечения ФСКН России в соответствии с Приложением к данному распоряжению рапорты сотрудников органов наркоконтроля о переводе на службу в органы внутренних дел РФ, а также их рапорты об увольнении со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
На основании подпункта 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган. Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по указанному основанию, подлежат увольнению в 2-недельный срок со дня подачи ими рапорта.
12 мая 2016 года ФИО1 подала рапорт на имя директора ФСКН России с просьбой уволить ее со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах наркоконтроля (в связи с переводом в другой государственный орган) на основании решения, полученного из органов внутренних дел РФ в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода (отношения о переводе).
Приказом директора ФСКН России № от 31 мая 2016 года <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> ФКОУ ДПО «ДВИПК ФСКН России» на основании подпункта 7 пункта 142 Положения (в связи с переводом в другой государственный орган) уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ, исключена из списка сотрудников органов наркоконтроля 31 мая 2016 года.
08 июня 2016 года ФИО1 ознакомлена с приказом об увольнении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком была соблюдена процедура увольнения сотрудника со службы в связи с связи с переводом в другой государственный орган, которое произведено при наличии законного основания, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения требований о признании увольнения незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Материалы дела подтверждают, что работодателем были выполнены необходимые требования Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613, Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 12 апреля 2015 года N 115, в том числе применительно к соблюдению срока уведомления сотрудника о предстоящем увольнении, направленного на обеспечение адаптации работника к изменившимся условиям.
Довод апелляционной жалобы о том, что выплата причитающихся сумм была произведена позже получения оспариваемого приказа и позднее фактического увольнения более чем на неделю, а трудовая книжка удерживалась работодателем более двух месяцев, что препятствовало возможности трудоустроиться, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку приказом ликвидационной комиссии ФСКН России от 11 июля 2016 года № на ликвидационную комиссию Регионального управления ФСКН России по Хабаровскому краю возложены обязанности по: внесению изменений в приказы ФСКН России по личному составу в отношении уволенных сотрудников ДВИПК ФСКН России, выплате всех сумм, причитающихся сотрудникам при их увольнении, выдаче трудовых книжек и совершению иных связанных с этими мероприятиями действий в отношении уволенных сотрудников ДВИПК ФСКН России. Следовательно, все уволенные сотрудники, не принятые на службу в МВД России в течение трех месяцев, вправе обратиться в ликвидационную комиссию Регионального управления ФСКН России по Хабаровскому краю по вопросы изменения основания увольнения и выплаты сумм в связи с организационно-штатными мероприятия (ч.5 ст.33 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»).
Довод апелляционной жалобы о незаконности увольнения в связи с отсутствием письменного согласия на перевод сотрудника в органы внутренних дел являлся предметом исследования в суде первой инстанции, ему дана правовая оценка. Судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае письменного согласия МВД России на перевод каждого сотрудника не требовалось в связи с регулированием этих вопросов Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156.
Поскольку ответчиком не было допущено нарушений порядка увольнения в связи переводом в другой государственный орган, которые привели бы к ущемлению трудовых прав увольняемого сотрудника, заявленные истцом требования о признании увольнения незаконным правомерны были оставлены без удовлетворения.
Иные доводы, изложенные в жалобе фактически сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 10 августа 2016 года по иску ФИО1 к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, федеральному казенному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», Министерству внутренних дел Российской Федерации, федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании приказа ФСКН России от 31 мая 2016 года № незаконным в части увольнения, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н.Кочукова
Судьи В.А.Галенко
ФИО2