Судья Горбунова О.В.
Судья-докладчик Петухова В.Г. По делу № 33-8551А-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2015 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Папуши А.С., Петуховой В.Г.,
при секретаре Шовкоплясе А.С.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1 об отмене решения Зиминской районной территориальной избирательной комиссии от "дата изъята" «О признании незаконным печатного агитационного материала кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1» по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зиминского городского суда Иркутской области от "дата изъята" ,
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Петуховой В.Г., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, являясь кандидатом, зарегистрированным на должность мэра Зиминского районного муниципального образования, обратился в суд с заявлением об отмене решения Зиминской районной территориальной избирательной комиссии от "дата изъята" «О признании незаконным печатного агитационного материала кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1»
В обоснование заявленного требования ФИО1 указал, что им, как кандидатом на должность мэра Зиминского районного муниципального образования, согласно п. 3 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 81 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» в Зиминскую районную территориальную избирательную комиссию был предоставлен агитационный печатный материал «ФИО1: Работать на результат!» - буклет полноцветный, формат А5+. 4 страницы, изготовленный в ООО «Издательство «Аспринт», юридический "адрес изъят". ИНН: (данные изъяты). Заказчик: кандидат на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1 Дата выпуска "дата изъята" . Тираж (данные изъяты) экз. Заказ № "номер изъят". Изготовление агитационного материала оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1
Заявитель указал, что по предоставленному им буклету Зиминской районной территориальной избирательной комиссией "дата изъята" . и "дата изъята" . было выдано два письменных заключения о соответствии представленного агитационного материала требованиям избирательного законодательства.
Представленные им печатные агитационные материалы соответствуют требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе фотография на странице № "номер изъят" буклета, так как портрет Президента Российской Федерации ФИО2 на стене кабинета не является самостоятельным изображением, а является лишь неотъемлемой частью его фотографии из личного архива. На размещение данной фотографии не может распространяться действие п. 9 ст. 48 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 10 ст. 74 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области». Обжалуемым решением нарушены его избирательные права.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленное требование, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Председатель Зиминской районной территориальной избирательной комиссии - ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленного требования по мотивам, приведенным в возражениях.
Решением суда в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, с учетом дополнений к жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить его требования, поскольку единственным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя явилось указание суда на то, что в агитационном буклете фотография кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1 на фоне портрета Президента Российской Федерации ФИО2 сделана без согласия последнего. Обращает внимание, что данная фотография из личного архива кандидата, сделана в период работы ФИО1 в должности прокурора Зиминской межрайонной прокуратуры, так как по сложившемуся стандарту в кабинетах чиновников предусмотрено размещение портрета ФИО2 и флага страны. После завершения служебной деятельности он не имел возможности сделать данную фотографию на прежнем рабочем месте. Снимок сделан на фоне изображения ФИО2, а не в его присутствии. ФИО1 при использовании агитационных материалов не преследовал цель поставить в неравное положение других кандидатов.
В возражениях Зиминской районной территориальной избирательной комиссии и прокурора, участвующего в деле, на апелляционную жалобу, содержится критика доводам жалобы и просьба к суду апелляционной инстанции об оставлении решения суда без изменения.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, доводы, содержащиеся в возражениях на жалобу, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Думы Зиминского муниципального района VI созыва от "дата изъята" № "номер изъят" назначены выборы на должность мэра Зиминского районного муниципального образования. "дата изъята" данное решение было опубликовано в газете «Вестник района» № 24.
Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" № "номер изъят" полномочия избирательной комиссии Зиминского районного муниципального образования возложены на Зиминскую районную территориальную избирательную комиссию.
Решением Зиминской районной избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" № "номер изъят" ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского районного муниципального образования.
Решением Зиминской районной территориальной избирательной комиссии от "дата изъята" № "номер изъят" признан незаконным агитационный печатный материал кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1: « ФИО1: Работать на результат!», дата выпуска "дата изъята" , по мотиву не соответствия требованиям п.9 ст. 48 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ), ч. 10 ст. 74 Закона Иркутской области « О муниципальных выборах в Иркутской области» № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года (далее по тексту Закон №116-ОЗ), так как на второй странице указанного материала имеется фотография кандидата на должность мэра Зиминского районного муниципального образования ФИО1 на фоне портрета Президента Российской Федерации ФИО2 Однако, согласие ФИО2 на использование его изображения в агитационном печатном материале « ФИО1: Работать на результат!» в Зиминскую районную территориальную избирательную комиссию не представлено.
ФИО1, оспаривая решения избирательной комиссии, обосновывает свою позицию тем, что указанная фотография из его личного архива, сделана в кабинете в период его работы в прокуратуре, портрет Президента Российской Федерации находится в свободной продаже и размещается во всех учреждениях.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Согласно пункту 3 названной норма закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Пунктом 6 статьи 54 названного Федерального закона предусмотрен запрет на распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Такие же условия выпуска и распространения агитационных материалов предусмотрены статьями 74 и 81 Закона Иркутской области № 116-ОЗ.
Как следует из материалов дела, "дата изъята" кандидат на должность мэра Зиминского муниципального района ФИО1 письменно уведомил Зиминскую районную территориальную комиссию о выпуске агитационного материала – буклета «ФИО1: Работать на результат!», представив экземпляр агитационного материала.
Однако в нарушение императивных требований пункта 3 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с указанными материалами не представлены сведения об адресе места жительства лица, заказавшего эти материалы. Избирательное законодательство не предусматривает изъятий из требований о предоставлении адреса заказчика агитационных печатных материалов вместе с копиями этих агитационных материалов и не содержит оговорок по поводу того, что адрес может не указываться, если ранее он был представлен в каких-либо документах, адресованных избирательной комиссии. Иное толкование указанной нормы приводило бы к неопределенности правовых последствий указанного нарушения, нарушало бы принцип равенства кандидатов.
Более того, на момент распространения агитационного материала, документ, подтверждающий согласие Президента Российской Федерации на использование в агитационных материалах его изображения, в территориальную избирательную комиссию представлен не был, в то время как в силу пункта 9 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ использование в агитационных материалах кандидата изображения физического лица возможно только с письменного согласия данного физического лица. Законодатель в данном случае не допускает никакого исключения. Кроме того в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации использование изображения гражданина, являющегося публичной фигурой, без его согласия допускается только в том случае, когда обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес именно к этому лицу является общественно значимым.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд, руководствуясь вышеизложенными положениями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем правил предвыборной агитации, поскольку установил, что агитационный материал был распространен кандидатом в нарушение требований избирательного законодательства, в связи с чем правовые основания для вынесения оспариваемого заявителем решения у территориальной избирательной комиссии имелись.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия дважды согласовывала кандидату ФИО1 агитационный материал, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку действующее избирательное законодательство не предусматривает такой процедуры как согласование агитационного материала. Согласно пункту 3 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Более того, из представленного суду заключения Зиминской районной территориальной избирательной комиссии от "номер изъят" не следует, что избирательная комиссия сделала вывод о соответствии агитационного материала требованиям избирательного законодательства.
Другие доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм закона, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зиминского городского суда Иркутской области от 27 августа 2015 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л.Каракич
Судьи А.С.Папуша
В.Г.Петухова