Судья Плотникова Л.В. Дело № 33-8555/ 2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.
судей Пискуновой В.А., Кашиной Л.И.
при секретаре Климовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
14 декабря 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г.Ярославля на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Ярославля, МОУ средняя образовательная школа № 74 о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарного законодательства в здании школы удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля и МОУ средняя образовательная школа № 74 устранить нарушения требований противопожарного законодательства в здании школы по адресу <...> путем оборудования здания эвакуационным освещением в срок до 01.09.2016 г.
Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Ленинского района г. Ярославля обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к мэрии г.Ярославля, МОУ СОШ № 74 о возложении обязанности на мэрию города Ярославля и МОУ СОШ № 74 устранить нарушения требований противопожарного законодательства в здании школы по адресу: <адрес> путем оборудования здания эвакуационным освещением.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ярославля проведена проверка информации Главного управления МЧС России по Ярославской области о неисполнении требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в СМОУ СОШ № 74, готовности МОУ СОШ № 74 к новому учебному 2015/2016 году. В ходе проверки установлено, что здание школы не оборудовано эвакуационным освещением, что является нарушением требований противопожарного законодательства в здании школы. В целях их устранения отделом надзорной деятельности по Ленинскому району г. Ярославля Главного управления МЧС России по Ярославской области МОУ СОШ № 74 выдавались предписания к исполнению. Предписания МОУ СОШ № 74 не исполнены из-за отсутствия финансирования. МОУ СОШ № 74 направлялись ходатайства в Департамент образования мэрии г. Ярославля о выделении финансирования для обеспечения пожарной безопасности, которые не были удовлетворены. Между тем эксплуатация здания с указанными нарушениями пожарной безопасности создает угрозу жизни или здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения, а также иных лиц, приходящих в школу и могущих находиться в названном учреждении, круг которых невозможно определить, вследствие возможного возникновения пожара. В настоящее время МОУ СОШ № 74 в полной мере не обеспечено эвакуационным освещением в нарушение требований действующего законодательства РФ.
Судом постановлено указанное решение, на которое подана апелляционная жалоба мэрии г. Ярославля.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по устранению нарушений требований противопожарного законодательства в здании школы. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, выслушав прокурора Соболевского М.Г., возражавшего против жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования и.о. прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Ярославля, МОУ СОШ № 74 о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарного законодательства в здании школы, суд пришел к выводу, что лицами, обязанными выполнить данные работы, являются мэрия г.Ярославля и МОУ СОШ № 74, в связи с чем обязал их устранить нарушения требований противопожарного законодательства в здании школы по адресу <...> путем оборудования здания эвакуационным освещением в срок до 01.09.2016 г.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его основанным на нормах материального права, правильно примененных судом, и доказательствах, которым суд дал надлежащую, в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценку. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы жалобы мэрии г.Ярославля основываются на следующем.
МОУ СОШ № 74 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого при выполнении государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Мэрия г.Ярославля, ссылаясь на ст.ст. 15,21,86,28 Бюджетного кодекса РФ, а также пп. 3.4, 3.17 Положения о департаменте образования мэрии города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета г.Ярославля от 05.12.2008 г. N36, полагает, что выделить денежные средства учреждению (МОУ СОШ № 74) может только главный распорядитель бюджетных средств (учредитель). Мэрия не считает себя ни главным распорядителем бюджетных средств, ни учредителем муниципальных образовательных организаций. Полагает, что полномочия органа местного самоуправления, органа, осуществляющего управление в сфере образования, учредителя муниципальных образовательных организаций, а также функции главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Департамент образования мэрии города Ярославля, на который, по мнению мэрии г. Ярославля, должна быть возложена обязанность по устранению нарушений требований противопожарного законодательства в здании школы в части финансирования исполнения данной обязанности.
Приведенные доводы мэрии города Ярославля не могут быть приняты во внимание для освобождения мэрии от участия в выполнении мероприятий, указанных в решении суда, по обеспечению пожарной безопасности в здании МОУ СОШ №74 ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, указанный иск прокурора возник в связи с тем, что с 2011 г. МОУ СОШ №74 не выполняются предписания органа государственного пожарного надзора, в том числе по оборудованию здания школы эвакуационным освещением. На момент вынесения решения суда и в настоящее время данное нарушение не устранено. Причиной неисполнения данных предписаний является недостаточность финансирования данных мероприятий.
Из материалов дела усматривается, что прокурор при предъявлении исковых требований о возложении обязанности на мэрию города Ярославля по выделению денежных средств на указанные мероприятия преследовал цель обязать мэрию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Ярославля и уполномоченного представителя собственника муниципального имущества, обеспечить надлежащее противопожарное содержание здания МОУ СОШ №74 в условиях отсутствия такой возможности непосредственно у самого муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии со статьей 9.1 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Из пункта 3 названной статьи следует, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 названного закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 2 этой же статьи бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В силу пункта 3 этой же статьи государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Устава МОУ СОШ № 74, утвержденного приказом департамента образования мэрии г. Ярославля от 08.12.2011 г. № 6077 (л.д. 16-19), МОУ СОШ № 74 является бюджетным учреждением.
В силу пункта 1.4 Устава учредителем и собственником имущества данного учреждения является городской округ город Ярославль. Функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляют департамент образования мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии его представительств; комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля - в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом.
Согласно пункту 1.5 Устава функции и полномочия собственника имущества в отношении бюджетного учреждения от имени города Ярославля осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Учредитель в силу раздела 4 Устава осуществляет в отношении школы полномочия по формированию и утверждению муниципального задания и его финансовому обеспечению, определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности школы.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава имущество школы является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5.4. Устава источниками формирования финансовых ресурсов школы являются финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в виде субсидий из городского бюджета, субсидии из бюджета города на иные цели, предоставляемые в установленном порядке, инвестиции из бюджета города, предоставляемые в установленном порядке, доходы бюджетного учреждения, полученные от разрешенных уставом видов деятельности, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В силу части 1 статьи 51 названного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 93 Устава города Ярославля постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является мэрия города Ярославля.
Из статьи 95 Устава города Ярославля следует, что в структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения. Однако сами по себе они не являются органами местного самоуправления. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является только мэрия города Ярославля, а не её структурные подразделения, через которые она осуществляет свои полномочия.
В статье 98 Устава города Ярославля предусмотрены полномочия мэрии по различным вопросам.
Так, по вопросам бюджетной и налоговой политики мэрия города Ярославля, в частности, устанавливает порядок составления проекта бюджета города, осуществляет составление проекта бюджета города, составление отчета об исполнении бюджета города, обеспечивает исполнение бюджета города; устанавливает расходные обязательства города путем принятия муниципальных программ, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципалитета города и исполняет расходные обязательства города; устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, организует исполнение муниципальных заданий; устанавливает порядок предоставления и осуществляет предоставление субсидий в соответствии с решением о бюджете города; устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города, предусмотренных в составе бюджета города. По вопросам управления муниципальным имуществом мэрия осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; создает муниципальные предприятия в порядке, установленном муниципалитетом города, а также муниципальные учреждения, в том числе определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы; назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений в порядке, установленном муниципалитетом города, заслушивает отчеты об их деятельности.
Анализ приведенных выше положений федеральных законов, Устава города Ярославля, Устава МОУ СОШ №74, свидетельствует о том, что в данном случае - наряду с обязанностью самого муниципального учреждения - для обеспечения надлежащего содержания здания школы с учетом требований противопожарных норм обязанность по выполнению мероприятий, поименованных в решении суда, необходимо возложить также на мэрию города Ярославля как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, осуществляющий от имени города Ярославля права собственника в отношении муниципального имущества, а также имеющий полномочия на создание и финансирование муниципальных бюджетных учреждений.
По указанным основаниям доводы жалобы являются несостоятельными, так как не опровергают правильность выводов суда и не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи