Дело № 33-8556/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2016 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Ившиной Т.В., Синельниковой С.А.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО Домбаровский район, Департаменту молодежной политики Оренбургской области о восстановлении в списках участников программы «Молодая семья» в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2016 года,
установила
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указала, что (дата) она и ее супруг обратились с заявлением в администрацию МО Домбаровский район о включении их семьи в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы», на момент подачи заявления они имели двух детей (дата) и (дата) г.р., возраст супругов соответствовал критерию участия в программе – 24 и 30 лет, отказа во включении в списки участников не поступало, следовательно считали себя участниками данной программы и рассчитывали на получение жилья или ссуды на его приобретение, поскольку своего жилья семья не имеет. В (дата) году в семье родился третий ребенок.
В (дата) года из администрации района они получили уведомление о том, что исключены из программы молодая семья, поскольку мужу исполнилось 36 лет.
Согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» при исполнении хотя бы одному из супругов 36 лет молодая семья исключается из списка участниц программы, если она не является многодетной.
Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред.
ФИО1 просила суд признать незаконным решение администрации МО Домбаровский район и Департамента молодежной политики Оренбургской области об исключении ее семьи из списка участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» и восстановить ее семью в программе «Молодая семья» в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», а также взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Решением Домбаровского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2016 года иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила указанное решение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований.
В суд апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика администрации муниципального образования Домбаровский район, третье лицо ФИО2 не явились, извещены надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя ответчика Департамента молодежной политики Оренбургской области – К. М.Д., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 7 названных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» (в редакции от 14.09.2015г.), усматривается, что участницей программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, не имеющая или имеющая одного и более детей, либо не полная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации. Не превышение возраста 35 лет устанавливается на день принятия ответственным исполнителем программы решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья или на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, или на получение социальной выплаты при получении кредита для приобретения жилья. При исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из числа участниц подпрограммы.
Согласно пункту 9 Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах". участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет; все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области; только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации; молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий; молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
В соответствии с пунктом 13 указанных правил (в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 23.05.2016г. № 347-п), молодая семья - участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в т.ч. таким условием является возраст одного из супругов не старше 35 лет.
Исключение для многодетной семьи при достижении одним из родителей возраста старше 35 лет указанные правила в редакции с мая 2016 года не содержится.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что семья И-вых является многодетной семьей с тремя несовершеннолетними детьми.
(дата) на основании заявления ФИО2, семья последнего была поставлена на учет, как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и включалась в список участников программы обеспечения жильем молодых семей в Оренбургской области ежегодно.
Уведомлением администрации Домбаровского района Оренбургской области № *** от (дата), семья И-вых исключена из программы обеспечения жильем молодых семей на основании пункта *** постановления Правительства Оренбургской области от (дата). № *** «Об утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», по причине не соответствия условию программы и отсутствия оснований считать семью остронуждающейся в улучшении жилищных условий после превышения одним из супругов возраста 35 лет.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно условиям Подпрограммы в список отдельных категорий молодых семей, возраст которых превысил 35 лет, администрацией МО Домбаровский район семьи истца не включалась, а законные основания для включения в 2016 году семьи И-вых в список участников подпрограммы отсутствуют, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, основанным на правильном применении норм материального права и нормативных актов федерального и регионального законодательства в сфере обеспечения жильем молодых семей.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда по тем основаниям, что семья И-вых не может быть исключена из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014—2020г.», несмотря на достижение ФИО2 возраста 36 лет, так как является многодетной семьей, судебной коллегией отклоняются, поскольку действующей на дату вынесения решении судом первой инстанции редакцией пункта 13 постановления Правительства Оренбургской области от 30.04.2015г. № 347-п такая возможность вопреки доводам жалобы, не предусмотрена.
Довод автора жалобы об отсутствии в решении суда первой инстанции ссылки на пункты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 года» не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судебной коллегией, поскольку решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка апеллянта на то, что в течение шести лет ее семья была участницей программы и им ни разу не предложили жилье или ссуду на приобретение жилья, а при исключении из участников программы «Молодая семья» не включили в иную программу, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи –участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такая молодая семья обладает субъективным правом на получение социальной выплаты, которое обусловлено комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом бюджетного финансирования данной подпрограммы, количеством семей, подлежащих включению в список в первоочередном порядке.
Семья И-вых не включалась в список претендентов на социальную выплату до 2016 года, судом не рассматривался спор о праве на социальную выплату либо о праве на участие в иных программах обеспечения жильем, в связи с чем в пределах иска судом постановлено законное и обоснованное решение.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана надлежащая оценка, при том, что апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену решения, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила
Решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: