Судья 1 инстанции Щербакова А.В. по делу № 33-8560/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Иркутский областной суд в составе судьи Красновой Н.С., при секретаре Васильевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Туркулец Н.Ф. на определение Братского городского суда Иркутской области от 02 июля 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года по гражданскому делу № 2-158/2019 по искам Туркулец Николая Федосеевича, Хмелевой Галины Дмитриевны, Марицкой Людмилы Леонидовны к администрации муниципального образования г. Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Братского городского суда Иркутской области от 26.02.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13.06.2019, исковые требования Туркулец Н.Ф., Хмелевой Г.Д., Марицкой Л.Л. удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования г. Братска возложена обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по адресу: переулок 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в г. Братске Иркутской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований Туркулец Николая Федосеевича, Хмелевой Галины Дмитриевны, Марицкой Людмилы Леонидовны - отказано.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 05.06.2020 администрации муниципального образования г. Братска предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок по 01.10.2020.
10.06.2021 администрация муниципального образования г. Братска обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок по 31.10.2021, указав в его обоснование, что администрация в настоящее время не имеет реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок, в связи со следующим.
Так, в целях исполнения решения суда 26.02.2019 был заключен муниципальный контракт Номер изъят на выполнение работ по разработке принципиальной схемы ливневой канализации Падунского района г. Братска. 02.04.2020 работы приняты по акту сдачи-приемки.
Общая протяженность сетей ливневой канализации Падунского района г. Братска ориентировочно составит 107 км. Предварительно стоимость работ по строительству сетей с очистными сооружениями составляет:
-по первому варианту развития 241 754, 90 тыс. руб.;
-по второму варианту развития – 18 738 096, 36 тыс.руб;
- по третьему варианту развития – 18 716 288,13 тыс. руб.;
- по четвертому варианту развития – 18 513 073,34 тыс. руб.
Для реализации данного мероприятия также потребуется выполнение проектно-изыскательских работ, стоимость которых ориентировочно составит 82,3 млн. руб., в том числе, для ж.р. Энергетик и ж.р. Сосновый бор – 23,5 млн. руб., для ж.р. Падун и ж.р. Южный Падун – 51,3 млн. руб., для ж.р. Бикей – 7,5 млн. руб.
В соответствии с действующими нормативными требованиями отвод ливневых стоков автомобильных дорог должен быть организован в централизованную ливневую канализацию.
В связи с высокой стоимостью работ по проектированию и строительству ливневой канализации с очистными сооружениями Падунского района выполнить их возможно лишь в рамках федеральных или государственных программ, однако в настоящее время соответствующие программы, предусматривающие предоставление субсидий на строительство объектов ливневой канализации, а также на выполнение проектных работ, отсутствует.
09.09.2020 администрация г. Братска обратилась в Правительство Иркутской области с просьбой рассмотреть проработку включения мероприятий по разработке проектной документации, а также проведение строительно-монтажных работ по строительству сетей и объектов ливневой канализации в соответствующие государственные и(или) федеральные программы.
09.09.2020 администрацией г. Братска в адрес некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образования Иркутской области», а также в адрес исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов направлено письмо о поддержке данной инициативы для решения проблемы организации систем ливневой канализации.
Ответы на указанные обращения поступили 16.11.2020, 21.12.2020.
По итогам заседания Палат Ассоциации муниципальных образования Иркутской области «Национальные проекты России: проблемы и перспективы реализации», состоявшихся 21.09.2020, Губернатору Иркутской области ФИО6, Правительству Иркутской области, Законодательному Собранию Иркутской области предложено разработать отдельную государственную программу по строительству сетей и объектов ливневой канализации.
Ввиду высокой стоимости работ по строительству ливневой канализации с очистными сооружениями Падунского района, администрацией г. Братска запланировано поэтапное выполнение работ по организации ливневой канализации. В настоящее время прорабатывается техническая возможность отвода талых и ливневых вод с дороги по пер. 2-й Рабочий путем выполнения работ по устройству водоотводного лотка (труб) вдоль проезжей части пер. 1-й Рабочий ж.р. Падун.
13.11.2020 МКУ «ДКСР» заключен муниципальный контракт Номер изъят на выполнение работ по инженерно-геодезическим изысканиям для разработки проектной документации по устройству водоотводного лотка вдоль проезжей части пер. 1-й Рабочий ж.р. Падун. Срок исполнения по муниципальному контракту – 18.12.2020.
15.12.2020 заключен муниципальный контракт от Номер изъят с ФИО12 для разработки проектной документации на устройство водоотводного лотка вдоль проезжей части пер. 1-й Рабочий ж.р. Падун. Работы выполнены 18.12.2020.
Расчет требуемых объемов финансирования для выполнения данных работ показал, что стоимость строительно-монтажных работ по устройству водоотводного лотка (трубы) составит ориентировочно 4 300 тыс. руб.
Администрация г. Братска для исполнения решения суда обязана соблюсти требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проведения процедуры определения подрядчика, заключения с ним муниципального контракта. Более того, необходимо время для выполнения самих работ.
В соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок осуществляется подготовка аукционной документации для проведения закупки на выполнение данных работ, в том числе технического задания, ведутся работы по согласованию запланированных работ с ресурсоснабжающими организациями, по полученным замечаниям вносятся изменения в проектную документацию объекта.
Объявить аукцион по определению подрядчика на выполнение работ планируется в срок до 11.06.2021, с учетом продолжительности проведения процедуры определения подрядчика заключить муниципальный контракт на выполнение работ будет возможно в срок до 11.07.2021.
С учетом видов и технологии работ, предусмотренных проектной документацией, а также стесненных условий сложившейся застройки, срок выполнения работ составит порядка 3 месяцев.
Таким образом, работы по устройству водоотводного лотка (труб) вдоль проезжей части пер. 1-й Рабочий в целях отвода талых и ливневых вод с дороги по пер. 2-й Рабочий могут быть выполнены к концу октября 2021 года.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 02.07.2021 заявление администрации муниципального образования г. Братска удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 26.02.2019 на срок по 31.10.2021.
В частной жалобе Туркулец Н.Ф. просит определение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в связи с неисполнением решения суда в адрес должника неоднократно выносились постановления судебного пристава, которые не исполняются администрацией г. Братска. Отмечает, что в случае предоставления ответчику отсрочки исполнения решения, будет приостановлена работа судебных приставов в отношении должника, что может повлечь потерю летного периода времени, благоприятного для проведения работ по водоотведению. Кроме того, в определении суда указано, что подрядчиком окончание работ по водоотведению запланировано на 27.08.2021.
В письменных возражениях на частную жалобу администрация муниципального образования г. Братска просит оставить определение суда без изменений, частную жалобу – без удовлетворения.
В силу положений частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203, 208 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Закон не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в ст. 203 ГПК РФ, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае, поскольку в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Братского городского суда Иркутской области от 26.02.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13.06.2019, исковые требования Туркулец Н.Ф., Хмелевой Г.Д., Марицкой Л.Л. удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования г. Братска возложена обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения по адресу: переулок 2-ой Рабочий, ж.р. Падун в г. Братске Иркутской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований Туркулец Николая Федосеевича, Хмелевой Галины Дмитриевны, Марицкой Людмилы Леонидовны - отказано.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 05.06.2020 администрации муниципального образования г. Братска предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок по 01.10.2020.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 02.07.2021 заявление администрации муниципального образования г. Братска удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 26.02.2019 на срок по 31.10.2021.
Разрешая заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции установив, что администрацией муниципального образования г. Братска были приняты меры к исполнению решения суда, а также наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в полном объеме в установленный срок с учетом его продления по 01.10.2020, пришел к выводу о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.10.2021
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех, без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов, как взыскателя, так и должника.
Обосновывая необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда, администрация ссылалась высокую стоимость работ по проектированию и строительству ливневой канализации, в связи с чем запланировано поэтапное выполнение работ, необходимость соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на то, что администрацией принимаются меры по исполнению решения суда, в том числе направляются письма в соответствующие государственные органы, ведется подготовка аукционной документации для проведения закупки на выполнение данных работ, в том числе технического задания, ведутся работы по согласованию запланированных работ с ресурсоснабжающими организациями, по полученным замечаниям вносятся изменения в проектную документацию объекта.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные причины не относятся к тем исключительным обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность предоставления отсрочки, и могли быть известны заявителю на момент обращения с заявлением о предоставлении отсрочки ещё в 2020 году.
Кроме того, процесс исполнения решения является не одномоментным, требует выполнения разных действий поэтапно, в связи с чем решением суда был установлен срок для исполнения - в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу, с момента вынесения решения суда и вступления его в законную силу прошел значительный срок, ответчику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.10.2020, однако в указанный срок и до настоящего времени решение не исполнено; при этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в срок до 31.10.2021, учитывая, что на момент рассмотрения частной жалобы указанный срок уже наступил, решение суда будет исполнено заявителем.
Поскольку заявленная должником отсрочка исполнения решения суда, затягивает срок его исполнения, влечет нарушение прав взыскателей Туркулец Н.Ф., Хмелевой Г.Д., Марицкой Л.Л., то оснований для ее предоставления по мотивам, приведенным заявителем, не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене определения суда первой инстанции, разрешить вопрос по существу и отказать в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 333, ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Братского городского суда Иркутской области от 02 июля 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения Братского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года по данному гражданскому делу отменить.
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования г. Братска об отсрочке исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года по гражданскому делу № 2-158/2019 по искам Туркулец Николая Федосеевича, Хмелевой Галины Дмитриевны, Марицкой Людмилы Леонидовны к администрации муниципального образования г. Братска об обязании обеспечить отвод талых и ливневых вод с дороги общего пользования местного значения на срок по 31.10.2021 отказать.
Судья Н.С. Краснова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.11.2021.