Судья Холод А.Ю. Дело № 33-8561/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.,
судей Шиповской Т.А., Ривняк Е.В.,
при секретаре Чередниченко Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа – город Камышин о понуждении к определению порядка размещения сведений о расходах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления для опубликования средствам массовой информации,
по апелляционному представлению прокурора Камышинской городской прокуратуры Волгоградской области
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав прокурора Еланскову Л.Ф., поддержавшую апелляционное представление, представителя администрации городского округа- города Камышин К., возражавшую против удовлетворения апелляционного представления, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа – город Камышин о понуждении к определению порядка размещения сведений о расходах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления для опубликования средствам массовой информации.
В обоснование иска указал, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в соответствии со статьей 2 которого устанавливается контроль за расходами, в том числе лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности на постоянной основе, а также должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указанные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах, в том числе, органов местного самоуправления, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных.
Обязанность предоставления таких сведений возникает у соответствующих должностных лиц в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года.
Однако ответчиком до настоящего времени не определен порядок размещения сведений о расходах, предоставленных соответствующими должностными лицами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа - город Камышин и предоставления для опубликования средствам массовой информации, что, по мнению прокурора, препятствуют реализации в отношении должностных лиц городского округа положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходам», включая главу городского округа - город Камышин.
Просил обязать администрацию городского округа - город Камышин в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа - город Камышин и предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход главы городского округа - город Камышин, муниципальных служащих администрации городского округа - город Камышин, и их супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Камышинской городской прокуратуры Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, представителя Администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления и пояснившего, что в настоящее время порядок размещения сведений, указанных в законе « О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Администрацией разработан и находится на согласовании в прокуратуре, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В силу части 4 статьи 8 указанного Закона представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» данная обязанность возникает у соответствующих должностных лиц в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года.
Обращаясь в суд, прокурор ссылался на то обстоятельство, что до настоящего времени Администрацией городского округа-город Камышин не определен порядок размещения сведений о расходах, предоставленных соответствующими должностными лицами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа-город Камышин и предоставления для опубликования средствам массовой информации.
Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, препятствуют реализации в отношении должностных лиц городского округа положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходам».
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается также положениями главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
Кроме того, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» не установлен срок для принятия органом местного самоуправления порядка, указанного в части 4 статьи 8 Закона.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно указано об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционного представления о том, что вышеуказанный порядок принят в настоящее время рядом органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ правового значения по настоящему делу не имеют, не опровергают выводов суда о том, что суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
Иные доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Камышинской городской прокуратуры Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Судьи: подписи