ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8562 от 09.08.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Баяндина Е.В.

Дело № 33-8562

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Емельяновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело 09 августа 2017 года по апелляционной жалобе администрации Юсьвинского муниципального района на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 08 июня 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Юсьвинского муниципального района к прокуратуре Юсьвинского района о признании незаконным представления прокурора Юсьвинского района от 5 мая 2017 года, внесенного в адрес главы администрации Юсьвинского муниципального района, отказать.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., пояснения прокурора Зелениной М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Администрация Юсьвинского муниципального района обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Юсьвинского района о признании незаконным представления прокурора Юсьвинского района от 5 мая 2017 года, внесенного в адрес главы администрации Юсьвинского муниципального района.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Юсьвинского района в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района Е. направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства от 05.05.2017. Предметом представления является установленный, по мнению прокуратуры Юсьвинского района, факт нарушения финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Представление является незаконным и подлежит отмене, поскольку не содержит указания на установленный уполномоченным органом факт нарушения финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района бюджетного законодательства, выразившийся в неэффективном расходовании бюджетных средств. Отсутствуют доказательства, подтверждающие неэффективное расходование бюджетных средств. Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 07.12.2016 по делу № ** требования финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 1 признаны недействительными. Данное решение вступило в законную силу. Стоимость оплаченных услуг за оказание юридической помощи не превысила минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатского офиса № 1 г. Кудымкара Пермской объединенной краевой коллегии адвокатов. Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района реализовано право, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, на обращение в суд с заявлением (21.03.2017) по вопросу о взыскании судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, включая расходы на оплату услуг представителя (адвоката П.).

Наличие в структуре администрации Юсьвинского муниципального района юридического отдела, представленного 1 штатной единицей заведующего отделом, не является безусловным ограничением при принятии решений о заключении администрацией Юсьвинского муниципального района и (или) её самостоятельными структурными подразделениями муниципальных контрактов(договоров, соглашений) на оказание юридических услуг, требующих наличие специальных узкопрофильных знаний, умений, навыков.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Юсьвинского муниципального района просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывает, что представление не содержало указания на установленный уполномоченным органом факт нарушения финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района бюджетного законодательства, выразившийся в неэффективном расходовании бюджетных средств. Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, по обращению которого прокуратурой проведена проверка, к числу органов государственного муниципального контроля не относится, соответственно не обладает полномочиями по установлению фактов неэффективного использования. Отсутствуют доказательства, подтверждающие неэффективное использование бюджетных средств. Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2016 требования финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения Пермского регионального фонда социального страхования РФ признаны недействительными. Осуществление расходной операции в сумме 30000 руб. позволило достигнуть максимально возможного в данных условиях результата. Наличие в структуре администрации юридического отдела не является безусловным ограничением при принятии администрацией контрактов на оказание юридических услуг.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что в 2016 году в финансовом управлении администрации Юсьвинского муниципального района проведена выездная проверка специалистом Филиала № 1 ГУ - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. По результатам выездной проверки вынесены решения, с выводами которых финансовое управление администрации района не согласилось.

В целях реализации права на оспаривание указанных решений в установленном законодательстве Российской Федерации порядке, в условиях отсутствия в штате финансового управления администрации района юриста и (или) специалиста с юридическим образованием, финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района заключены соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу на общую сумму 30000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2016 требования финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения Пермского регионального фонда социального страхования РФ признаны недействительными.

Прокуратурой Юсьвинского района по обращению Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района при оплате юридических услуг адвоката.

По результатам проверки прокурором Юсьвинского района в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района внесено представление от 05.05.2017 об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Разрешая административный спор и руководствуясь Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации, суд исходил из того, что представление внесено правомочным лицом и в пределах своих полномочий. При этом суд пришел к выводу, что соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу заключены в нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств,за счет средств, предусмотренных на содержание финансового управления в рамках реализации муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления Юсьвинского муниципального района». Указанная программа не предусматривает расходование бюджетных средств на оплату юридических услуг сторонних организаций и лиц.

Кроме этого, Финансовое управление администрации Юсьвинского муниципального района является структурным подразделением администрации района, в структуру администрации района входит юридический отдел, задачей которого является представление интересов администрации района и ее структурных подразделений в суде, арбитражном суде, а также ведение судебных и арбитражных дел.В связи с этим суд пришел к выводу, что финансовое Управление, несмотря на отсутствие в штатном расписании Управления должности юриста, не вправе самостоятельно принимать решение о заключении договоров на оказание юридических услуг.

Судебная коллегия признает указанные выводы суда первой инстанций обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.

Отказывая в признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений бюджетного законодательства, суд в порядке п. 2 ст. 1 ст. 22 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установил, что, реализуя предоставленные полномочия, прокурор вправе, в том числе, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона. Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Учитывая, что законные основания для заключения договоров на оказание юридических услуг отсутствовали, обжалуемое представление соответствовало законодательству и не нарушало права и законные интересы административного истца.

Доводы жалобы со ссылкой на решение Арбитражного суда Пермского края правового значения применительно к заявленным требованиям не имеют.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 08 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юсьвинского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: