Судья: Дадонова Т.А.
Докладчик: Потлова О.М. Дело №33А-8568
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 сентября 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Евтифеевой О.Э. и Ершовой Т.А.
при секретаре: Закржевской О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецова Андрея Сергеевича и Кузнецовой Надежды Ивановны
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года
по заявлению Кузнецова Андрея Сергеевича, Кузнецовой Надежды Ивановны к Киселевскому городскому совету народных депутатов администрации Киселевского городского округа Управлению городского развития администрации Киселевского городского округа и главе Киселевского городского округа о признании незаконным п.3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов №184 от 21.12.2005 г., пп.1.2 п.1 Решения Киселевского городского совета народных депутатов №31-Н от 25.04.2013 г. в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецов А.С. и Кузнецова Н.И. обратились с заявлением к Киселевскому городскому совету народных депутатов администрации Киселевского городского округа Управлению городского развития администрации Киселевского городского округа и главе Киселевского городского округа о признании незаконным п.3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов №184 от 21.12.2005 г., пп.1.2 п.1 Решения Киселевского городского совета народных депутатов №31-Н от 25.04.2013 г. в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивировали тем, что 04.04.2013 г. они обратились на официальный сайт администрации Киселевского городского округа по поводу продвижения их очереди и предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку они как малоимущие состоят в очереди.
На обращение получен ответ, что распоряжением №419-р от 28.05.2008г., они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях составом семьи - 2 человека, номер очереди на 01.04.2013 года - 753.
В соответствии с Постановлением Киселевского городского совета народных депутатов №184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма- 13 кв.м. на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33кв.м.
Данный ответ свидетельствует о нарушении их права на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Считают незаконным указанное в ответе Постановление Киселевского городского совета народных депутатов №184 от 21.12.2005года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек из расчета 13 кв. м. на человека, то есть 26 кв. м. на семью из двух человек.
Предоставление жилого помещения на семью из двух человек площадью меньше, чем одиноко проживающему гражданину, противоречит как здравому смыслу, так и закону.
В связи с отменой обжалуемого Постановления Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года в ходе рассмотрения дела, заявители, не отказываясь от требований признать незаконным п.3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов №184 от 21.12.2005 года, дополнили свои требования, которые в заключительной редакции стали следующими:
Признать незаконным пункт 3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. м общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более.
Признать незаконным пп..2 п.1 Решения Киселевского городского совета народных депутатов № 31-Н от 25.04.2013 г. «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку они остались прежними.
Признать недействующим с момента принятия пп. 1.2 п. 1 Решения Киселевского городского совета народных депутатов № 31-Н от 25.04.2013 г. «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» в части установления в муниципальном образовании «Киселевский городской округ» нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения, на 1 человека на семью из 2-х и более человек (л.д. 1-2, 22-25).
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года постановлено:
В удовлетворении заявления Кузнецова А.С., Кузнецовой Н.И. о признании незаконным п.3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», пп. 1.2 п. 1 Решения Киселевского городского совета народных депутатов № 31-Н от 25.04.2013 г. «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, опубликовании решения суда в городских средствах массовой информации - отказать (л.д. 66-77).
В апелляционной жалобе Кузнецов А.С. и Кузнецова Н.И. просят отменить решение суда от 18 июня 2013 года.
Считают, что предоставление жилого помещения на семью из двух человек площадью меньше чем одиноко проживающему гражданину противоречит как здравому смыслу, так букве и духу закона, так как очевидно, что двум гражданам необходимо больше жизненного пространства, чем одному человеку.
Ссылка суда на Постановление Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» необоснованна, так как она источником права в РФ не является, носит рекомендательный, но необязательный характер.
Также судом не исследован вопрос о том, были ли опубликованы в установленном порядке оспариваемые в настоящем деле нормативные акты. Сведений об обнародовании в установленном порядке Постановления от 21.12.2005г. № 184 материалы дела также не содержат (л.д. 80-84).
Администрацией Киселевского городского округа, в лице представителя – Гамовой Н.О. и Киселевским городским советом народных депутатов, в лице представителя – Калининой Т.Б. были принесены возражения на апелляционную жалобу (л.д. 90-92).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав пояснения представителя Киселевского городского Совета народных депутатов Калининой Т.Б. и представителя Управления городского развития администрации Киселевского городского округа Пен Н.Б., возражавших против доводов жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция выражена Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Как видно из материалов дела, Решением Киселевского городского совета народных депутатов от 25 апреля 2013 г. № 31-н «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, а также утверждена норма предоставления площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, предоставляемого на 1 человека, на семью из 2-х и более человек, и не менее 33 кв.м. общей площади помещения для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Признано утратившим силу Постановление Совета депутатов того же муниципального образования № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Таким образом, Кузнецовы оспаривают недействующий нормативный правовой акт - п.3 Постановления Киселевского городского Совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Поскольку такой нормативный правовой акт не порождает правовых последствий, он не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав заявителей и других граждан, постольку возникли предусмотренные ст. 220 ГПК РФ основания для прекращения производства по данному делу.
Поэтому судебная коллегия согласно ст. 220 ГПК РФ прекращает производство по делу в этой части по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.
Действия (бездействие) и решения должностных лиц, основанные на отмененных нормативных правовых актах, могут быть оспорены Кузнецовыми в порядке, регламентируемом главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что Кузнецов А.С., Кузнецова Н.И. распоряжением Администрации г. Киселевска № 419-р от 28.05.2008 г. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущие граждане, т.к. имеют жилую площадь менее учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи.
Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2013 г. № 31-н «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, а также утверждена норма предоставления площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, предоставляемого на 1 человека, на семью из 2-х и более человек, и не менее 33 кв.м. общей площади помещения для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Решение опубликовано в средствах массовой информации - газете «Киселевск официальный», сети «Интернет».
Как установил суд, обжалуемый акт органа местного самоуправления отвечает всем признакам нормативного правового акта, опубликован в установленном порядке, что подтверждается представленной в суд апелляционной инстанции выпиской из газеты «Киселевск официальный».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит, принят уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке и права заявителей не нарушает.
К данному выводу суд первой инстанции пришел на основании следующего.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма.
В Жилищном Кодексе РФ законодатель не установил минимальные размеры учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. Устанавливать указанные нормы уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы.
Таким образом, орган местного самоуправления уполномочен устанавливать минимальные размеры учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в силу прямого указания Жилищного кодекса РФ.
Учетная норма и норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления на основе рекомендаций органов власти и управления субъектов Российской Федерации, установление норм учета и предоставления жилья непосредственно зависит от экономических возможностей субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое Кузнецовыми Решение Киселевского городского совета народных депутатов от 25 апреля 2013 г. № 31-н «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и установления учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения» предусматривает, что для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
Судом установлено, что при принятии обжалуемого нормативного акта городским Советом народных депутатов был проведен анализ и экономический расчет, при котором учитывались такие факторы, как количество жилых помещений муниципального жилищного фонда, структура и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в муниципальном образовании «Киселевский городской округ», темпы жилищного строительства муниципального жилья, о чем свидетельствуют представленные Управлением городского развития документы, что соответствует требованиям ст. 50 ЖК РФ. Поэтому норма предоставления установлена Киселевским городским Советом народных депутатов в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования.
В решении от 25.04.2013г. № 31-н, Киселевский городской Совет народных депутатов также руководствовался Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», что не является противоречащим законодательству.
Таким образом, Киселевский городской совет народных депутатов при издании обжалуемых нормативных правовых актов не допустил превышения либо иного нарушения своих полномочий.
Кузнецовы в апелляционной жалобе заявляют о том, что Решение от 25.04.2013г. № 31-н, принятое Киселевским городским Советом народных депутатов, по отношению к ним в обжалованной части носит дискриминационный характер.
Однако с данным доводом согласиться нельзя.
Согласно ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при
предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия, а также жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, поэтому нормативный правовой акт, принятый Киселевским городским Советом народных депутатов, не ущемляет жилищные права заявителей.
Кроме того, жилищные права заявителей не ущемляются, Кузнецовы поставлены на учет как малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Предоставление жилья по договору социального найма данной категории граждан осуществляется согласно действующему законодательству в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и сводятся фактически к переоценке доказательств по делу, в то время как судом дана надлежащая оценка доказательствам по делу, с учетом которой судом правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь ст.ст.220, 221 и ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года в части отказа в удовлетворении требований Кузнецова А.С. и Кузнецовой Н.И. о признании незаконным пункта 3 Постановления Киселевского городского Совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. м общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более отменить.
Производство по делу по заявлению Кузнецова А.С., Кузнецовой Н.И. о признании незаконным п.3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» прекратить.
В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова А.С. и Кузнецовой Н.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: