Судья Белоглазова Н.В. Дело № 33-857
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
судей Прудентовой Е.В., Земцовой М.В.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе ответчика Социального управления города Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 января 2015 года, которым постановлено:
Иск ФИО1, ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в выдаче справок на получение государственной социальной стипендии, о понуждении к выдаче справок удовлетворить.
Признать незаконным отказ в выдаче справок на получение государственной социальной стипендии, выраженный в ответе отдела Социального управления по Ленинскому району г. Пензы, от ДД.ММ.ГГГГ №
Обязать Социальное управление г. Пензы выдать ФИО1, ФИО2 справки на получение государственной социальной стипендии за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Истцы обратились в суд с иском, указав, что они являются студентами второго курса очной формы обучения в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования <данные изъяты> Их семья состоит из четырех человек: они, отец, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения и мать, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Семья является малоимущей, их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Отдел Социального управления города Пензы по Ленинскому району с заявлениями о выдаче справок на получение государственной социальной помощи, как студентам из малоимущей семьи. В ДД.ММ.ГГГГ они Отделом Социального управления города Пензы по Ленинскому району были признаны членами малоимущей семьи и весь год получали государственную социальную стипендию. Для продолжения получения государственной социальной стипендии они были обязаны до ДД.ММ.ГГГГ предоставить новые справки. В ДД.ММ.ГГГГ их материальное положение не изменилось, При расчете среднедушевого дохода за последние три месяца Отдел Социального управления города Пензы по Ленинскому району включил в сумму расчета уже получаемые ими государственные социальные стипендии.
Просили суд признать незаконным отказ в выдаче справок на получение государственной социальной стипендии, обязать ответчика выдать справки на получение государственной социальной стипендии.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указывает, что стипендия относится к социальным выплатам, которые подлежат включению в среднедушевой доход семьи. Учет государственной социальной стипендии в доходах семьи соответствует общим подходам к определению нуждаемости, согласно которым учету подлежат все социальные выплаты из бюджетов всех уровней. В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что в ходе проверки сведений о доходах членов семьи истцов и принадлежащем им имуществе на праве собственности уважительность причин получения семьей истцов доходов ниже величины прожиточного минимума не установлена. Родители истцов трудоспособны, имеют постоянное место работы, в связи с чем имеют возможность обеспечить себе достойное существование. Согласно п. 5.3 трудового договора ФИО3 работая в <данные изъяты> водителем, имеет возможность получать ежемесячное вознаграждение, однако данное право им не реализовано. Имея возможность ежемесячно получать заработную плату в полном объеме, родители истцов в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в спорный период использовали по своему желанию отпуска без сохранения заработной платы, что приводит к снижению среднедушевого дохода семьи: ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без оформления); ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Семья истцов не обращалась за получением государственной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения. Причины, не зависящие от этой семьи, по которым она имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области, отсутствуют, семья не может быть признана малоимущей. Отсутствие объективных причин низкого среднедушевого дохода семьи, не зависящих от нее, подтверждается приобретением данной семьей в декабре ДД.ММ.ГГГГ легковой автомашины <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ выпуска, стоимость которой согласно прайс-листу <данные изъяты> составляет более <данные изъяты>.
Представитель Социального управления г. Пензы, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истцов ФИО1, ФИО2, их представителя ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права. Суд первой инстанции не определил, является ли семья малоимущей, по каким причинам семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что семья П-вых является малоимущей, ФИО1 и ФИО1 имеют право на получение государственной социальной стипендии, государственная социальная стипендия не учитывается в доходе семьи при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, являются студентами второго курса очной формы обучения, начало обучения - ДД.ММ.ГГГГ, окончание - ДД.ММ.ГГГГ.
Семья П-вых состоит из четырех человек: ФИО1, ФИО2, и их отец, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и мать, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В ДД.ММ.ГГГГ Полионовы Отделом Социального управления города Пензы по Ленинскому району были признаны членами малоимущей семьи и получали государственную социальную стипендию, которая была назначена до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Отдел Социального управления по Ленинскому району г. Пензы отказал ФИО5 в выдаче справок на получение государственной социальной стипендии из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, поскольку доход их семьи за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>., что превышает прожиточный минимум <данные изъяты> установленный в Пензенской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для выдачи справок.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания семьи малоимущей являются обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается, в том числе, студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:
о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратились в отдел Социального управления города Пензы по Ленинскому району с заявлениями о выдаче справок на получение государственной социальной помощи, как студентам из малоимущей семьи, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области. Представили справку о доходах матери ФИО4, работающей в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ -0-00 дохода, отпуск без сохранения заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>. Представили также справку о доходах отца ФИО3: ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. В справках ФИО2 и ФИО1 указано, что они в ДД.ММ.ГГГГ получали ежемесячно по <данные изъяты> академическую стипендию и по <данные изъяты> социальную стипендию ежемесячно. В ходе проверки сведений о доходах членов семьи истцов и принадлежащем им имуществе на праве собственности уважительных причин получения семьей истцов доходов ниже величины прожиточного минимума не установлено. Родители истцов трудоспособны, имеют постоянное место работы. Согласно п. 5.3 трудового договора ФИО3, работающего в <данные изъяты> водителем, при добросовестном выполнении своих обязанностей в соответствии со ст. 144 ТК РФ ему выплачивается ежемесячное премиальное вознаграждение. Имея возможность ежемесячно получать заработную плату в полном объеме, родители истцов в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в спорный период использовали по своему желанию отпуска без сохранения заработной платы, что привело к снижению среднедушевого дохода семьи (ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)); ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Семья истцов не обращалась за получением государственной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения. Государственную социальную помощь, предусмотренную Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, семья П-вых не получала. Причины, не зависящие от этой семьи, по которым она имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области, отсутствуют, семья не может быть признана малоимущей. Отсутствие объективных причин низкого среднедушевого дохода семьи, не зависящих от нее, подтверждается приобретением данной семьей в ДД.ММ.ГГГГ легковой автомашины <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ выпуска.
Истцы не представили доказательств того, что их доход ниже величины прожиточного минимума по независящим от них причинам. Родители истцов находились в отпусках без сохранения заработной платы. Оснований для признания семьи малоимущей не имеется.
Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 N 487 "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов предусматривало предоставление справки ежегодно (пункт 25). Документ утратил силу в части стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и аспирантов (Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 N 245).
По вопросу, касающемуся порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, принят Приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 N 1000.
В соответствии с п. 12 Приказа Минобрнауки России от 28.08.2013 N 1000 государственная социальная стипендия назначается обучающемуся с даты представления документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 15 Приказа Минобрнауки России от 28.08.2013 N 1000 выплата государственной социальной стипендии прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения действия основания ее назначения, и возобновляется с месяца, в котором был представлен документ, подтверждающий соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", действовавшим на момент вынесения решения, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи. При назначении государственной социальной стипендии при ее назначении в 2013 году государственная социальная помощь не оказывалась и не учитывалась. Доводы апелляционной жалобы о том, что стипендия относится к социальным выплатам, которые подлежат включению в среднедушевой доход семьи, не являются юридически значимыми в данном деле. Социальная стипендия является денежной выплатой студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 января 2015 года отменить, принять новое решение, которым
Отказать ФИО1, ФИО2 в иске к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в выдаче справок на получение государственной социальной стипендии, о понуждении к выдаче справок.
Апелляционную жалобу Социального управления города Пензы - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи