Судья Орноева Т.А.
Судья-докладчик Трофимова Е.Н. по делу 33-8571/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ринчинова Б.А.,
судей Гуревской Л.С., Трофимовой Е.Н.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Боханского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Боханский район» в лице администрации МО «Боханский район» к отделу по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Боханский район» и ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным в силу его ничтожности, о применении последствий признания ничтожной сделки,
по апелляционному представлению прокурора Боханского района Забановой Л.И. на решение Боханского районного суда Иркутской области от 15 августа 2018 года по данному гражданскому делу,
установила:
Постановлением мэра МО «Боханский район» ФИО2 от 27.07.2017г., №836 было принято решение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером Номер изъят, расположенного на землях МО «Бохан» по адресу: <адрес изъят>, предназначенный для использования в целях (в соответствии с разрешенным использованием): под общежития, общей площадью 998 кв.м. Начальная цена земельного участка 300000 руб.
В соответствии с извещением №121017/6081192 от 12.10.2017 года о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка была подана одна заявка от физического лица ФИО1
Комиссией по проведению торгов принято решение о признании аукциона несостоявшимся и заключении договора купли-продажи по начальной цене с единственным участником ФИО1 Задаток в размере 30 тысяч рублей от имени ФИО1, в нарушение требований ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации., был внесен начальником отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район» ФИО3
22.11.2017 года между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Боханский район» в лице его начальника ФИО3 и ФИО1 заключен договор купли-продажи №14, в соответствии с которым последний на основании протокола №1 «Рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка» от 08.11.2017 года приобрел земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 998 кв.м.
ФИО3 является близким родственником (родной сестрой) ФИО1
Истец, с учетом уточненного искового заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил суд признать договор купли-продажи земельного участка №14 от 22 ноября 2017 года, заключенный между начальником отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО3 и ФИО1, недействительным в силу его ничтожности. Применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить МО «Боханский район» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 998 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, ФИО1 вернуть денежные средства в размере 300 000 рублей.
Решением Боханского районного суда Иркутской области от 15 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Боханского района Забанова Л.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд необоснованно не принял во внимание факт нарушения ответчиками Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. (далее ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции) и наличие конфликта интересов.
ФИО3 имела личную заинтересованность в возникновении прав на спорный участок у ее брата, она самостоятельно готовила документы от имени ФИО1, внесла задаток от его имени, заключила с ним договор купли-продажи земельного участка и подписала его в нарушение опубликованной в установленном порядке проектной документации, содержащей другой проект договора, стороной в котором являлась администрация МО «Боханский район».
В возражениях на апелляционное представление ответчик ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Заслушав прокурора Альбрехт О.А. об отмене решения суда по доводам апелляционного представления, объяснение представителя отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район» по доверенности ФИО4, полагавшего, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционного представления, ответчика ФИО1, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, изучив материалы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, как несоответствующее нормам материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 39.3, ст.34.4 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Если единственная заявка на участие в аукционе подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу. Цена земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.
Ст.ст. 39.11- 39.12 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено и из материалов дела усматривается следующее.
Решением Думы МО «Боханский район» от 31.05.2017 года №135 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с кадастровой стоимостью 903509,36 руб., был включен в план приватизации муниципального имущества в 2-3 квартале 2017 года.
Решением Думы МО «Боханский район» от 01.11.2017 г. №155 были внесены изменения в план приватизации на 2017 год муниципального имущества, в котором был установлен предполагаемый срок приватизации спорного земельного участка на 4 квартал 2017 г.
Оценка земельного участка проведена в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 29.07.1998 года №135ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и п. 12 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ оценщиком ФИО5 Согласно отчету №24-17-Н стоимость земельного участка составила 300000 руб.
Данная оценка стоимости земельного участка была установлена в качестве начальной цены предмета аукциона.
В силу п.1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка принято мэром МО «Боханский район», что подтверждается Постановлением от 27.07.2017 года №836. Проведение торгов возложено на комиссию по проведению торгов в отношении муниципального имущества и земельных участков, а заключение договора купли-продажи земельного участка с победителем торгов возложено на отдел по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район».
О проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества в газете «Сельская правда» от 03 августа 2017 года №30(9549) было дано объявление (извещение) о времени, месте проведения аукциона, стоимости участка, суммы задатка.
Согласно протоколу №1 от 31.08.2017 года о рассмотрении заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, комиссия по проведению торгов признала аукцион не состоявшимся ввиду отсутствия заявок.
Повторное извещение о проведении торгов в форме аукциона земельного участка на 04.10.2017 г. было дано в газете «Сельская правда» от 07.09.2017 г.№35 (9554).
04.10.2017 г. аукцион по продаже земельного участка не состоялся ввиду отсутствия заявок, что подтверждается Протоколом №1 от 04.10.2017 года.
Объявление о проведении торгов земельного участка в третий раз было опубликовано в газете «Сельская правда» от 12.10.2017 г. №40 (9559), с указанием времени подачи заявок с 13.10.2017 г. по 03.11.2017 г. 16:45 час.
В администрацию МО «Боханский район» была подана единственная заявка ФИО1, которая была принята 01.11.2017 г. в 15 часов 40 минут уполномоченным лицом продавца ФИО11 Заявка на участие в аукционе содержала данные об участнике (ФИО, паспортные данные, почтовый адрес и телефон, место нахождения, кадастровый номер, площадь земельного участка). При подаче заявки на участие в аукционе была представлена квитанция об уплате задатка в размере 30000 руб. Сумма задатка поступила на счет МО «Боханский район» 01.11.2017 года от имени ФИО1
По результатам аукциона достигнуто соглашение о заключении договора купли-продажи по начальной цене.
С ФИО1 был заключен договор купли-продажи от 22.11.2017 г. №14. Составлен акт приема-передачи земельного участка.
Указанные акты от имени продавца – отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район» подписала начальник отдела ФИО3
Во исполнение договора купли-продажи ФИО1 оплатил 270000 руб.
Отказывая в иске прокурору, суд первой инстанции исходил из следующего. Решение о продаже земельного участка ФИО1 и заключении с ним договора купли-продажи принято комиссией по проведению торгов, кворум которой состоялся, без участия ФИО3 Следовательно, наличия конфликта интересов на данной стадии сделки не усматривалось, поскольку нет каких либо объективных данных о том, что ФИО3 повлияла либо могла повлиять на результаты аукциона и принятие решения комиссией по проведению торгов. Возникновение конфликта интересов на стадии подписания договора купли-продажи правового значения не имеет и не может являться основанием для признания сделки недействительной.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.
Совершенно очевидно, что предусматривая в качестве последствия признания недействительными торгов, недействительность заключенного на торгах договора, закон не исключает возможность оспаривания заключенных с использованием данного механизма договоров по иным основаниям. Такие договоры могут быть признаны недействительными судом, как оспоримые сделки или являются ничтожными по общим правилам, установленным законом. Другой подход означал бы, что заключая договор на торгах, участники оборота могут обойти любые требования закона, не относящиеся к регулированию порядка проведения торгов.
В соответствии со ст.10 ФЗ №273 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на государственных и муниципальных служащих.
Установлено, что ФИО3 является родной сестрой ФИО1, т.е. его близким родственником.
В соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» заключение сделки купли-продажи земельного участка, которая связана с начальником отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район», являющейся близкой родственницей покупателя ФИО1, образует личную заинтересованность ФИО3
Таким образом, реализация полномочий начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Боханский район» по заключению сделки осуществлялась при наличии личной заинтересованности, что в соответствии со статьей 10 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
Уведомление о личной заинтересованности ФИО3 направлено не было. Обязанность по уведомлению о возникшем конфликте интересов не была ФИО3 исполнена, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов приняты ею не были, что свидетельствует о коррупционных проявлениях при совершении сделки.
В силу п.2 ст.168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. В соответствии со ст.169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 ГК РФ.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы – следует признать договор купли-продажи земельного участка недействительным в силу его ничтожности, заключенным при явном нарушении запрета, установленного ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», применить последствия признания ничтожной сделки.
Руководствуясь статьей 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Боханского районного суда Иркутской области от 15 августа 2018 года по данному гражданскому делу отменить. Принять новое решение.
Исковые требования прокурора Боханского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Боханский район» в лице администрации МО «Боханский район» к отделу по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Боханский район» и ФИО1 о признании договора купли - продажи земельного участка недействительным в силу его ничтожности, о применении последствий признания ничтожной сделки удовлетворить.
Признать договор купли-продажи земельного участка за № 14 от 22 ноября 2017 года, заключенный между начальником Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Боханский район» ФИО3 и ФИО1, недействительным в силу его ничтожности.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить МО «Боханский район» земельный участок с кадастровым номером 85:03:130106:555, общей площадью 998 кв.м., расположенный по адресу: <...>, возвратить ФИО1 денежные средства в размере 300 000 рублей.
Судья - председательствующий Б.А. Ринчинов
Судьи Л.С. Гуревская
Е.Н.Трофимова