ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8571/2018 от 27.06.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Глебова А.Н. Дело №33-8571/2018

2.070г.

27 июня 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Беляковой Н.В., Шиверской А.К.

при секретаре: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионным фондом РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на получение досрочной трудовой пенсии,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 16 марта 2018 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионным фондом РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов работы в специальным трудовой стаж, признании права на получение досрочной трудовой пенсии».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Свердловскому району г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на получение досрочной трудовой пенсии по п.19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Требования мотивированы тем, что 01.07.2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако в удовлетворении ее заявления было отказано, поскольку на дату подачи заявления стаж на соответствующих видах работ составил 18 лет 10 месяцев 3 дня при требуемом стаже 25 лет. В специальный трудовой стаж не были включены периоды работы преподавателем профиля ЭВМ Центра интенсивных методов полидисциплинарного учреждения «Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения» с 01.02.1993 года по 12.02.1995 года, с 01.09.1995 года по 18.08.1996 года, с 01.09.1997 года по 29.04.1999 года со ссылкой на то, что данное учреждение не предусмотрено Списком наименований учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Между тем, из устава МОУ «Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения» от 10.09.1993 года, с учетом изменений от 21.10.1997 года, 26.11.1996 года следует, что учредителем Центра является отдел народного образования администрации Центрального района г.Красноярска; основной формой обучения является классно-урочная система; основными участниками образовательного процесса являются преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся, в связи с чем Центр реализует закрепленные Законом РФ «Об образовании» цели и задачи.

Кроме того, ответчиком необоснованно не был включен в стаж истицы период работы с 01.09.2006 года по 31.08.2008 года, когда кроме педагогической деятельности на условиях неполной ставки истица работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе Межшкольного учебного комбината на 1 ставку. При этом заместители директора по УВР данного типа учреждения на основании Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, имеют право на льготную пенсию.

В указанной связи истица просила признать незаконным решение комиссии ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Красноярска №498 от 18.10.2016 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии; зачесть периоды с 01.02.1993 года по 12.02.1995 года, с 01.09.1995 года по 18.08.1996 года, с 01.09.1997 года по 29.04.1999 года, с 01.09.2006 года по 31.08.2008 года как периоды, относящиеся к педагогической деятельности в общеобразовательных государственных муниципальных учреждениях, и признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии с 01.07.2016 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на наличие правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный трудовой стаж, поскольку в указанные периоды истица занималась педагогической деятельностью, в связи с чем она имеет требуемый стаж для признания за ней права на получение досрочной трудовой пенсии.

В судебное заседание представители ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Красноярска, третьего лица МБОУ ДО ЦДО «Интеллектуал +», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав истицу ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии регламентированы статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 названного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 октября 2002 г. N 781 об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Также в рамках возникших правоотношений подлежат применению список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.07.2016 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска №4982 от 18.10.2016 года истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа, поскольку стаж на соответствующих видах работ составил 18 лет 10 месяцев 3 день при требуемом стаже в 25 лет.

При этом в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионным органом не были включены, в том числе, периоды работы истицы с 01.02.1993 года по 12.02.1995 года (02-00-12), с 01.09.1995 года по 18.08.1996 года (00-11-18), с 01.09.1997 года по 29.04.1999 года (01-07-29) в должности преподавателя профиля ЭВМ Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения (ЦИМПО), а также период с 01.09.2006 года по 31.08.2008 года (02-00-01) в должности преподавателя Межшкольного учебного комбината на условиях 0,9; 0,7; 0,5; 0,8 ставки, без совместительства в указанном периоде.

Проверяя доводы истца о наличии оснований для включения периодов работы в должности преподавателя профиля ЭВМ Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции установил, что в период выполнения указанной работы действовал Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФР от 06.09.1991 года №463, которым данное учреждение предусмотрено не было.

Из Положения о Центре интенсивных методов полидисциплинарного обучения Центрального района г.Красноярска следует, что обучение в данном учреждении проводилось не только для детей в рамках школьной программы, но также предусматривало и проведение экономического обучения учителей района и края, дисциплинарное педагогическое образование учащихся и педагогов, овладение новыми профессиями учащимися и учителями. Кроме того, в силу п.2.3 Положения, учреждение помимо педагогической деятельности, осуществляло и иные виды деятельности: коммерческую, научно-исследовательскую, организационную, консультационную и координирующую. При этом к коммерческой деятельности в соответствии с п.42 главы 5 «Финансово-хозяйственная деятельность центра» Устава учреждения относилось: оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе населению, предприятиям и учреждениям и др.

В указанной связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения оспариваемых ответчиком периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Доводы истца о том, что Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения фактически представляет собой действовавшее ранее муниципальное бюджетное образовательное учреждение обоснованно отклонены судом в силу следующего.

23.02.1993 года администрацией Центрального района г.Красноярска было принято постановление №80 о создании районного Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения в связи с расширением сферы деятельности межшкольного учебно-производственного комбината.

Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК) Центрального района постановлением № 80 от 23.03.1993 года администрации Центрального района г.Красноярска был переименован в Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения (ЦИМПО). ЦИМПО приказом Управления образования администрации г.Красноярска за № 69/п от 30.04.1999 года переименован в Центр дополнительного образования детей № 2 (ЦДО № 2). ЦДО № 2 приказом Управления образования администрации г.Красноярска за № 94/п от 25.04.2000 года переименован в Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат № 1» (МОУ МУК № 1). МОУ МУК № 1 приказом Главного управления образования администрации города Красноярска за № 372/п от 11.01.2011 года переименован в МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №1». МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №1 приказом Главного управления образования администрации города Красноярска № 576/п от 04.08.2014 года переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Интеллектуал+».

В силу положений ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Постановления Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации) устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Между тем, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой истицей после изменения организационно-правовой формы учреждения Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения, в котором истица работала в должности преподавателя профиля ЭВМ в периоды с 01.02.1993 года по 12.02.1995 года (02-00-12), с 01.09.1995 года по 18.08.1996 года (00-11-18), с 01.09.1997 года по 29.04.1999 года, не была установлена.

Проверяя доводы истца о включении в стаж период работы с 01.09.2006 года по 31.08.2008 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на полную ставку с совмещением должности преподавателя информационных технологий в МБОУ МУК№ 1 на условиях 0,9; 0,7; 0,5; и 0,8 ставки, суд первой инстанции установил, что соответствии со справкой МБОУДО ЦДО «Интеллектуал+» от 18.07.2016 года ФИО1 имела следующую нагрузку по должности преподавателя: 2006-2007 учебный год: 12 час.-1 полугодие, 12 час- 2 полугодие; 2007-2008 учебный год: 8 час - 1 полугодие, 14 час- 2 полугодие.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим видам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.

Поскольку истица в указанный период не выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленную на 1 ставку заработной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период с 01.09.2006 года по 31.08.2008 года в должности преподавателя информационных технологий в МБОУ МУК№ 1 на условиях 0,9; 0,7; 0,5; и 0,8 ставки не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях в РФ».

Кроме того, с учетом положений п. «в» Правил исчисления периодов работы и п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" работа ФИО1 в вышеуказанный период в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ Межшкольный учебный комбинат №1 также не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, поскольку включение в специальный стаж работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе после 01.11.1999 года не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы.

Принимая во внимание, что стаж работы истицы на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, на дату подачи заявления в пенсионный орган не превышал 25 лет и составил 18 лет 10 месяцев 3 дня, суд первой инстанции на основании положений п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии, и как следствие, об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о назначении ей досрочной трудовой пенсии с 01.07.2016 года.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный трудовой стаж судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора.

Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 16 марта 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: