ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-858/20 от 23.06.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Моталыгина Е.А. Дело № 33-858/2020

Докладчик Вишняков О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2020 г. г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Вишнякова О.В.,

судей Сахалинского областного суда Марьенковой А.В. и Минькиной И.В.,

при секретаре Пономаренко О.Е.,

рассмотрела гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «СОШ №13 им. П.А. Леонова» г. Южно-Сахалинска о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению;

по апелляционной жалобе представителя МАОУ «СОШ №13» ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 августа 2019г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

9 июля 2019г. прокурор г. Южно-Сахалинска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАОУ «СОШ №13» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.

В обосновании требований указано, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска в ходе проведения осмотра территории образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 13» установлено, что учреждением не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

На основании изложенного прокурор просит суд возложить обязанность на МАОУ «СОШ №13» в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях в образовательном учреждении по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора города Южно-Сахалинска Волкова В.А. исковые требования поддержала; представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2 с иском не согласилась; представитель ответчика МАОУ «СОШ №13» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 29 августа 2019г. (с учетом дополнительного решения того же суда от 10.02.20г.) возложена на МАОУ «СОШ №13» обязанность в срок до 1 июля 2020г. обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить тактильно- контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, - в образовательном учреждении по адресу: <адрес>.

Не согласившись с указанным решением, директор МАОУ «СОШ №13» ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение. Указывает, что постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 9.10.14г. утвержден Перечень административных зданий, социальных объектов, жилых домов, подлежащих реконструкции и оборудованию приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения, в 2015-2021 годах за счет средств, предусмотренных муниципальной программой, - в которую включен МАОУ «СОШ №13»; реализация данных мероприятий в отношении учреждения будет осуществлена в период до 2021г. включительно, а также при наличии финансирования. Обращает внимание, что вход на территорию образовательных учреждений ограничен независимо от уровня социальной адаптации гражданина, в случае возникновения необходимости у гражданина во встрече с администрацией учреждения, - посетителю будет оказано сопровождение работником, на которого возложена обязанность по оказанию помощи маломобильным группам населения.

Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, участвующий в деле прокурор Волкова В.А. просит решение оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон спорных правоотношений, извещенных о судебном заседании (уведомление о получении судебного извещения от 8.06.20г., два почтовых идентификатора).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Кучиной А.С., – суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.

Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы РФ. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Аналогичные положения также закреплены в Законе Сахалинской области от 15.05.15г. № 32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры».

Согласно ч.7 ст.30, ч.2 ст.3 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.09г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Указанные федеральным законом положения распространяются на все этапы жизненного цикла здания (сооружения).

Пунктами 3 и 4 Приказа Минобрнауки РФ №1309 от 9.11.15г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п.п. 6.2.23, 6.5.9, 8.1.6 Свода правил «СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя РФ от 14.11.16г. №798/пр.: участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0.5-0.6 м., с высотой рифов 4 мм. Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть: на расстоянии 0.3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению; непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери; на расстоянии 0.3 м. от внешнего края проступи верхней и нижней ступени открытых лестничных маршей. Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1.2 до 1.6 м.; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. При входах в здания массового посещения (учреждения социального назначения, административно-управленческие учреждения и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на здание школы МАОУ «СОШ № 13», как объект социальной инфраструктуры и образовательное учреждение, - распространяются требования вышеназванных правовых норм, а потому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Однако, согласно составленного 28.06.19г. прокуратурой города Южно-Сахалинска акта проверки, в МАОУ «СОШ №13» г. Южно-Сахалинска не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно- точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

Судом первой инстанции правомерно указано, что несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения - является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

При таких обстоятельствах и учитывая, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств обеспечения беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, - судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные прокурором исковые требования к МАОУ «СОШ № 13» г. Южно-Сахалинска.

Доводы стороны ответчика о том, что требования Федерального закона от 30.12.09г. № 384-ФЗ не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, - правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды обитания, - не могут зависеть от даты постройки и ввода в эксплуатацию объектов, используемых под соответствующие учреждения. Требуемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания МАОУ «СОШ № 13» - представляют собой минимальные и необходимые действия, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации.

Доводы о невозможности исполнения требований прокурора в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на данные цели, неразумностью срока их исполнения, - не влекут отмену постановленного решения суда первой инстанции, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью учреждения и финансовые ограничения возможности ее реализации - не могут умалять права инвалидов на компенсацию ограничений их жизнедеятельности и восстановление их социального статуса. Установленный судом срок исполнения решения суда, - не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнимости решения суда в разумные сроки. Кроме того, при наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных возражений на иск, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном применении и толковании норм материального и процессуального права, фактически выражают субъективную точку зрения стороны ответчика, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Южно-Сахалинского горсуда от 29.08.19г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МАОУ «СОШ № 13» ФИО1,– без удовлетворения.

Председательствующий Вишняков О.В.

Судьи Сахалинского областного суда Марьенкова А.В.

Минькина И.В.