ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-858/2015 от 29.07.2015 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


Судья Жигунов А.Х. Дело №33-858/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» июля 2015 г. г.Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР в составе:

председательствующего – Макоева А.А.

судей – Жернового Е.И., Пазовой Н.М.

при секретаре- Кишевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нальчике

по докладу судьи Макоева А.А.

дело по иску Назрановой Дианы Арсеновны к Местной администрации г.о.Нальчик об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство ;

по апелляционной жалобе МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений» на решение Нальчикского горсуда КБР от 03 августа 2012 г.

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Назранова Д.А. обратилась в суд с иском к Местной администрации г.о.Нальчик, просила: признать незаконным решение №Н-3188 от 26.06.2012г. Местной администрации г.о.Нальчик об отказе в выдаче разрешения на строительство 4-х двухэтажных зданий кафе-ресторанов («Альфа», «Бета», «Гамма», «Дельта») на земельном участке, предоставленном в аренду по договору №2293 от 29.09.2009г., расположенном по адресу: г.Нальчик, озеро «Курортное», с прилегающей территорией, со сносом существующих аварийных строений и сооружений павильонов, лодочной станции и иных сооружений; обязать Местную администрацию г.о.Нальчик выдать данное разрешение на строительство. Свои требования мотивировала следующим.

По договору аренды №2293-АЗ от 29.09.2009г. Назрановой Д.А. были предоставлены земельные участки из земель населенных пунктов площадью 34966,0 кв.м. с кадастровым №07:09:0104018:40 и земельный участок под зеркалом озера площадью 72544,0 кв.м. с кадастровым №07:09:0104018:41, находящиеся по адресу (имеющие адресные ориентиры) г.Нальчик, озеро «Курортное», с прилегающей территорией в целях организации массового отдыха в летний период, в границах, указанных в кадастровых паспортах участка.

04.06.12г. Назранова подала заявление в Администрацию города с просьбой выдать разрешение на строительство 4-х зданий кафе-ресторанов на земельном участке, предоставленном по указанному договору аренды, с целью организации массового отдыха.

26.06.2012г. был получен ответ Администрации города № Н-3188 с отказом в удовлетворении заявления, с которым истица не согласна по следующим основаниям.

Согласно ст.83,85 Земельного Кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.

Согласно гл.15 ст.78 Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 03.04.2009 N24 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК" основными видами разрешенного использования в курортной зоне являются: санаторно-оздоровительные учреждения; туристические базы; дома отдыха; гостиницы; рестораны; кафе.

Т.е. указанный нормативный акт позволяет возведение туристического комплекса, предназначенного для отдыха, в частности, возведения 4-х кафе-ресторанов, которые помогут организовать туристический досуг.

В письме указывается о материальных ценностях, якобы вверенных арендатору, с которыми должен производиться капитальный и текущий ремонт. Однако в п.1.1. договора аренды не указывается о передаче какого-либо имущества, и по акту приема-передачи никаких материальных ценностей не передавалось.

Иное имущество, находящиеся на территории земельного участка, переданного в аренду, является сооружениями, которые сами по себе носят временный характер, т.к. не имеют капитального строительства и находятся в аварийном состоянии. Снос указанных строений обеспечит безопасность жизнедеятельности в указанной местности в течение летнего периода, когда в указанной зоне сосредоточено особенно большое число отдыхающих. Также снос аварийных строений и сооружений павильонов, лодочной станции и иных сооружений обеспечит безопасность использования Курортного озера по назначению.

Согласно ст.27 Водного кодекса РФ осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, входит в полномочия органов местного самоуправления. Так, на запрос истца в Минприроды и экологии КБР был дан ответ письмом №01-24/1188 от 24.07.2012г. о том, что Озеро «Курортное» не входит в водоохраную зону. Протяженность озера составляет не более чем десять километров, в связи с чем, ширина береговой полосы составляет пять метров, из чего следует, что предоставленный истицей проект строительства не затрагивает береговую полосу, и может быть возведен.

Распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010г. М1485-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Строительство, которое будет осуществлено истицей, полностью соответствует целям и задачам закрепленным данным Распоряжением. Туристический сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъектов входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Более того, в рамках задуманного строительства планируется задействовать более 500 тыс. новых рабочих мест. Основными задачами по развитию туристического сектора будут: создание современной туристической инфраструктуры; улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала; развитие кадрового потенциала. Архитектурное решение каждого предполагаемого к возведению здания будет сочетаться с внешним обликом курортной зоны. Предполагается регулярно проводить мероприятия по охране окружающей природной среды, по рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также меры, способствующие улучшению санитарного состояния парковой зоны, сохранению и расширению зеленых насаждений.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

На основании вышеуказанного истица считала возможным возведение 4-х зданий кафе-ресторанов на земельном участке, предоставленном по договору аренду №2293-АЗ от 29.09.2009г.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от 27.06.2012г. Башиева М.А. поддержала иск.

Представитель местной администрации г.о.Нальчик по доверенности от 10.01.2012г. Калабеков С.Э. иск не признал, считал его необоснованным, просил в его удовлетворении отказать.

Решением Нальчикского горсуда КБР от 03 августа 2012 года иск Назрановой Д.А. удовлетворен.

30.12.2014г. в Нальчикский городской суд от МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений» Местной администрации г.о. Нальчик поступили апелляционная жалоба на указанное судебное решение и заявление о восстановлении процессуального срока на ее подачу.

Определением Нальчикского горсуда КБР от 27 апреля 2015 года заявление о восстановлении процессуального срока удовлетворено.

В апелляционной жалобе МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений» просит отменить решение суда от 03 августа 2012 года и отказать за необоснованностью в полном объеме. В обоснование этих требований в апелляционной жалобе указано следующее.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя земельного участка, иного объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Предоставляется на основе проектной документации, согласованной и прошедшей экспертизу в установленном порядке.

В соответствии с ч.2 ст.7 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения), в полномочия Управления архитектуры и градостроительства местной администрации <адрес> по вопросам применения Правил входит выдача разрешений на строительство, контроль за соблюдением их сроков действия, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Соответственно, указанным документом определен уполномоченный орган по порядку предоставления разрешения на строительство.

Однако, несмотря на то. что Управление архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о.Нальчик является самостоятельным юридическим лицом, оно не было привлечено к участию в деле.

Постановлением Местной администрации г.о.Нальчик Управление архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о.Нальчик реорганизовано в Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Местной администрации г.о.Нальчик».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Макоева А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в отсутствие сторон и их представителей, не явившихся в суд по неизвестным причинам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.

Судебная коллегия полагает обоснованными и заслуживающими внимания доводы жалобы о том, что суд первой инстанции обязан был привлечь к участию в деле в качестве соответчика Управление архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о.Нальчик, являвшееся самостоятельным юридическим лицом и впоследствии реорганизованное в Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Местной администрации г.о.Нальчик». Следует иметь ввиду, что именно это учреждение в силу закона уполномочено выдавать разрешения на строительство. Его полномочия закреплены в ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а также в части 2ст.2 и части 1 ст.6 Временных Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик КБР, утвержденных решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 03.04.09 г. №24. Учитывая эти обстоятельства и признав нарушение законных интересов данного учреждения, суд первой инстанции сам принял у него апелляционную жалобу, определением от 27.04.15 г. по прошествии почти трех лет с момента вынесения решения восстановив процессуальный срок для ее подачи.

Что касается самого судебного решения, то оно является и незаконным и необоснованным. Согласно постановления №1395 от 20.07.09 г., распоряжения №287 от 21.07.09 г. торги проводились лишь по продаже права на заключение договора аренды имущественного комплекса в виде строений и земельного участка на территории озера «Курортное» для организации массового отдыха граждан в летний период. Это следует и из договора аренды №2293-АЗ от 29.09.09 г., где указано, что земельный участок передается в аренду в целях организации массового отдыха в летний период. Срок договора аренды установлен до 28.09.16 г. и в договоре не предусмотрена возможность сноса арендатором расположенных на земельном участке объектов недвижимости (причалов, павильонов и т.д.), находящихся в муниципальной собственности. Также в указанных договорах не оговорено право арендатора на застройку предоставляемого в аренду земельного участка.

Истица обращалась в Местную Администрацию г.о.Нальчик с заявлением от 04.06.12 г., где просила выдать разрешение на строительство 4 зданий кафе-ресторанов (двухэтажных) со сносом существующих строений и сооружений (павильонов, лодочной станции и т.д.). В удовлетворении данного заявления отказано обоснованно письмом от 26.06.12 г. Как указано выше у арендатора нет никаких полномочий на снос муниципального имущества и земельный участок предоставлен лишь для организации массового отдыха граждан в летний период.

Наоборот, в договоре аренды оговорена обязанность арендатора возвратить все имущество собственнику по истечении договора аренды в надлежащем состоянии.

Ответ Местной администрации г.о.Нальчик в достаточной степени мотивирован и он обоснован ссылками как на условия договора аренды, так и на нормы права.

Возведение капитальных строений арендатором в парковой зоне, являющейся местом массового отдыха граждан, невозможен, так как сопряжен с необходимостью подведения соответствующих коммуникаций, организацией подъезда и стоянки автотранспорта и других мероприятий, способных оказать негативное влияние на парковую зону, входящую в «Атажукинский сад».

Судебная коллегия отмечает, что истицей суду не было представлено документов, из которых следовало бы, что у нее имеется видение разрешения технических вопросов, связанных с капитальным строительством целого каскада зданий без нарушения санитарных правил. В материалах дела нет ни проекта зданий, ни планировки прилегающей территории, ни каких-либо технических заключений. При этих обстоятельствах Местной Администрацией г.о.Нальчик в выдаче разрешения на строительство было отказано на законных основаниях, в связи с чем, иск Назрановой Д.А. подлежал оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 03 августа 2012 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Назрановой Дианы Арсеновны к Местной администрации г.о.Нальчик о признании незаконным решения №Н-3188 от 26.06.12 г. об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности на Местную администрацию г.о.Нальчик выдать Назрановой Д.А. разрешение на строительство 4 двухэтажных зданий кафе –ресторанов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> озеро «Курортное» с прилегающей территорией со сносом существующих аварийных строений и сооружений отказать.

Председательствующий: А.А. Макоев.

Судьи: Н.М.Пазова.

Е.И.Жерновой.

Копия верна:

Судья Верховного Суда КБР А.А.Макоев.