ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-859 от 12.03.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Кузнецова О.В. Дело № 33-859

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.

судей Прудентовой Е.В., Бабаняна С.С.

при секретаре Жуковой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04 декабря 2018 года по делу № 2-2835/2018, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения г. Пензы, Министерству труда социальной защиты и демографии Пензенской области о взыскании неполученных пособий по безработице, восстановлении на учете в качестве безработного с начислением пособия и возмещении убытков - оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ Центр занятости населения г. Пензы, указав, что 11 декабря 2015 г. был уволен (сокращен) с работы ООО ИСК «Клевер», в связи с ликвидацией предприятия. 18 декабря 2015 г. истец зарегистрировался на учет в ЦЗН и наряду с другими документами предоставил ответчику выданную ему ООО ИСК «Клевер» справку о среднем заработке от 11 декабря 2015 г. для начисления истцу пособия по безработице. 23 декабря 2015 г. истец письменно обратился к руководителю ЦЗН с просьбой назначить истцу, согласно справки, пособие по безработице. Дополнительно истец имел два судебных решения Первомайского районного суда г. Пензы от 04 декабря 2015 г. и от 16 декабря 2015 г. по делу № 2-2122/15 о взыскании заработной платы. 28 декабря 2015 г истцу в пособии было отказано с устной мотивировкой, что нет оснований, поскольку решения не вступили в законную силу и не заменяют собой справку о среднем заработке. 27 июля 2016 г. истец обратился с очередным заявлением к директору ЦЗН и очередной просьбой назначить пособие по безработице, поскольку ввиду ряда объективных причин истец оказался в трудном материальном положении: без работы и без средств к существованию. 25 августа 2016 г. письмом № 2010 сняли с учета у ответчика.

Истец ФИО1 с учетом ст. 39 ГПК РФ просил обязать ГКУ Центр занятости населения города Пензы восстановить его в качестве безработного 01 апреля 2016 г. по 01 декабря 2018 г., взыскать пособие по безработице в размере 142 290 рублей 83 коп., убытки в виде неполученных субсидий по ЖКХ в размере 40 970 рублей 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей и судебные расходы в размере 500 рублей; взыскать с ответчика Министерства труда социальной защиты и демографии Пензенской области не выплаченный прожиточный минимум за период с апреля 2016 г. по ноябрь 2018 г., с учетом ставки ЦБ РФ и инфляции, в размере 347 874 рубля 32 коп.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить и принять решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает, что обращался к ответчику с целью получения пособия по безработице.

В возражениях директор Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Пензы ФИО2 указывает, что истец не представил документы, предусмотренные законом. Справка за последние три месяца по последнему месту работы, оформленная и рассчитанная в соответствии с действующим законодательством (с указанием суммы среднего заработка за фактически отработанное за расчетный период время и количества недель оплачиваемой работы) в Центр занятости населения истцом представлена не была.

Истец ФИО1, Министерство труда социальной защиты и демографии Пензенской области, третьи лица Министерство финансов Пензенской области, ГАУ «МФЦ ГО Пенза ПО», прокуратура Ленинского района г. Пензы, ООО «ИСК «Клевер», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Пензы - ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.

Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями ст. 3 данного Закона РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Безработными не могут быть признаны граждане: - не достигшие 16-летнего возраста; - которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; - отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; - не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; - осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; - представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; - перечисленные в статье 2 настоящего Закона (занятые граждане).

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 утвержден Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, "Правилами регистрации безработных граждан.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 указанного Закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Судом первой инстанции правильно установлено, что 11 декабря 2015 г. истец ФИО1 был уволен из ООО «ИСК «Клевер» по сокращению (штата) сотрудников с должности инженера. 18 декабря 2015 г. ФИО1 обратился в ГКУ Центр занятости населения города Пензы с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, что подтверждается карточкой персонального учета гражданина.

Взаимоотношения истца и ГКУ Центр занятости населения города по предоставлению государственной услуги содействия в поиске подходящей работы длились с 18 декабря 2015 г. по 22 августа 2016 г. В целях содействия в поиске подходящей работы 11 марта 2016 г. ФИО1 выдано направление на работу в ОАО «Пензхиммаш», инженером по контрольно- измерительным приборам и автоматике, 15 марта 2016 г. истец отказался из-за низкого уровня заработной платы; 11 марта 2016 г. истцу выдано направление на работу в Обособленное подразделение «Пензенское» АО «ГУ ЖКХ», главным специалистом, 14 марта 2016 г. - отказ работодателя; 08 июля 2016 г. истцу выдано направление на работу в ПАО «Ростелеком», инженером - энергетиком, отсутствовала вакансия; 19 июля 2016 г. истцу выдано направление на работу ЗАО ПТФ «Пекоф», инженером - энергетиком. Работа с истцом была прекращена 22 августа 2016 г. на основании подп. В п. 20 Правил регистрации, в связи с длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения центра занятости для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявкой в центр занятости без уважительных причин.

Отказывая в иске к ГКУ Центр занятости населения города Пензы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком ГКУ Центр занятости населения города Пензы не нарушен порядок регистрации граждан в качестве безработного, и ответчиком не допущено нарушений прав истца, так как ФИО1 не выполнил возложенную на него законом обязанность и не представил полный пакет документов, в связи с чем истец не был зарегистрирован в качестве безработного, исковые требования о восстановлении в качестве безработного в ГКУ Центр занятости населения города Пензы с 01 апреля 2016 г. по 01 декабря 2018 г., а также взыскания с ГКУ Центр занятости населения города Пензы пособия по безработице в размере 142290 рублей 83 коп., убытков в виде неполученных субсидий по ЖКХ в размере 40970 рублей 33 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 рублей и судебных расходов в размере 500 рублей, оставлены без удовлетворения. Отказывая в иске Министерству труда социальной защиты и демографии Пензенской области о взыскании не выплаченного прожиточного минимума за период с апреля 2016 г. по ноябрь 2018 г., с учетом ставки ЦБ РФ и инфляции, в размере 347874 рубля 32 коп., суд первой инстанции правильно исходил из того, что требования не основаны на законе.

Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены решения.

Выводы суда первой инстанции являются верными, истец перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным не представил, орган службы занятости обоснованно не принял решение о признании ФИО1 безработным, так как он не выполнил без уважительных причин требования о представлении справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Истец не представил доказательства уважительности причин не представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Истребование от ФИО1 справки обусловлено необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости, каких-либо необоснованных затруднений в реализации права ФИО1 на защиту от безработицы не создано.

ООО Иск "Клевер" зарегистрирована по адресу <...>. Решение суда о банкротстве и открытии конкурсного производства принято 13 октября 2015 г. На момент спорного периода и на момент рассмотрения дела организация не была исключена из реестра юридических лиц, находилась в стадии ликвидации. Конкурсный управляющий организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "КЛЕВЕР" является ФИО4.

Вывод суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания истца безработным судебной коллегией признан обоснованным, поскольку справку о среднем заработке, которую истец может получить от бывшего работодателя в соответствии с заявлениями, поданными в порядке ст. 62 ТК РФ.Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 4 декабря 2018 года по делу № 2-2835/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.В. Бурдюговский

Судьи С.С. Бабанян

Е.В. Прудентова