Судья Афанасьева Т.В. | |
Судья-докладчик Ринчинов Б.А. | по делу № 33-8594/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Ивановой О.Н., Ринчинова Б.А.,
при секретаре Тихоновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к обществу с ограниченной ответственностью «Попутчик» о признании действий незаконными, о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе ФИО1, апелляционному представлению и.о. заместителя Усть-Илимского межрайонного прокурора Аман Н.А.
на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 1 августа 2018 года,
установила:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области в интересах ФИО1 с исковым заявлением к ООО «Попутчик» о признании действий ООО «Попутчик» по установлению ограничений по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами Иркутской области, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам, незаконными, просил обязать ООО «Попутчик» осуществлять перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам без ограничений. В ходе проведения проверки по обращению ФИО1 межрайонной прокуратурой выявлен факт установления ограничений права отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на льготный проезд путем установления основного и дополнительного расписания движения автобусов. При этом по дополнительному расписанию предусмотрен только платный проезд.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 01.08.2018 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении и.о. заместителя Усть-Илимского межрайонного прокурора Аман Н.А. просит отменить решение, принять по делу новое судебное постановление, в обоснование указав на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, неправильное применение норм процессуального и материального права, ненадлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Вывод суда о том, что каких-либо ограничений по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, не установлено, равно как и по результатам прокурорской проверки таких нарушений не выявлено, не подтверждается материалами дела. Судом не дана оценка установлению ООО «Попутчик» отдельного расписания движения автобусов по сезонным маршрутам для льготников и лиц, осуществляющих проезд на платной основе, не опровергнут вывод межрайонного прокурора о том, что осуществление перевозок по сезонным маршрутам по дополнительному расписанию без предоставления льгот представляет собой установление препятствий для льготной категории граждан в реализации ими права на бесплатный проезд с 1 мая по 30 сентября соответствующего года, как предусмотрено постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013 № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам.
Судом не мотивирован вывод о том, что установление для льготников сокращенного расписания, не ведет к ограничениям по перевозке по дням недели, по времени, несмотря на то, что указанное влечет сокращение возможности льготной категории граждан осуществить проезд по сезонному маршруту, а, следовательно, ограничивает количество поездок граждан льготной категории.
Судом не дана оценка ущемления ООО «Попутчик» прав льготной категории граждан. Так, установленное время и дни недели, по которым осуществляется движение автобусов по сезонным маршрутам с предоставлением льготы, неудобно и затруднительно, в связи с чем направлено на минимизацию количества поездок такими гражданами. Вместе с тем, судом указанным обстоятельствам оценка не дана.
Установление основных и дополнительных рейсов по маршрутам сезонных перевозок не предусмотрено действующим законодательством. В Соглашении о предоставлении субсидии, заключенном между перевозчиком и Министерством социального развития опеки и попечительства, указано о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортном общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан. Установление перевозчиком по сезонному маршруту рейсов, на которых льготы не предоставляются, не отвечает целям предоставления субъектом РФ льгот гражданам - обеспечения доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
В основу выводов судом положены также информация ООО «Попутчик», Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска со ссылкой на сведения, предоставленные ООО «Попутчик», о количестве совершаемых льготниками поездок. Вместе с тем, ответчиком каких-либо доказательств в подтверждение указанного не предоставлено.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, принять новое судебное постановление об удовлетворении иска прокурора, восстановив нарушенные права заявителя.
Судом дана ненадлежащая оценка акту проверки прокуратуры, которым подтверждён факт наличия двух расписаний основного и дополнительного, что является ограничением прав истца, относящегося к льготной категории граждан.
ООО «Попутчик» приняло на себя обязательства по перевозке льготной категории граждан, за которую ему предоставлена субсидия. Соглашением о предоставлении субсидии перевозчику права на разделение перевозок на перевозки в рамках действия данного Соглашения и на перевозки без предоставления льгот не предусмотрено.
Не согласилась с принятой в качестве доказательства информацией Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, из которой следует, что ответчиком не устанавливалось ограничений по количеству поездок для отдельных категорий граждан, пользующихся правом льготного проезда, перевозка осуществляется по сезонным садоводческим маршрутам. Указывает, что количество совершаемых поездок напрямую зависит от установленного расписания, разделения маршрута на рейсы. Истец не имеет возможности реализовать свое право бесплатного льготного проезда на автобусе, который едет по дополнительному расписанию. Если автобус идет по сезонному маршруту, то истец должно иметь возможность проезда на нем бесплатно. Кроме того, на самих автобусах отсутствуют какие-либо обозначения, является ли рейс основным или дополнительным.
Ссылается на ответы Министерства социального развития, опеки и попечительства от 11.06.2015, 21.07.2017, Правительства Иркутской области от 22.06.2017, 18.08.2017, Областного государственного казенного учреждения Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимского району от 20.05.2017, что ограничений количеству поездок и дням недели законодательство не предусматривает.
Не имеется доказательств совершения льготниками по 40 и более поездок, истец и её представители пояснили, что совершает не более 2-5 поездок в месяц в связи с тем, что расписание поездок не всегда подходит льготникам, не всегда могут попасть в переполненный автобус.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2 просит удовлетворить жалобу и апелляционное представление, решение суда отменить, принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции явился прокурор Попов А.Б., иные лица не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., объяснения прокурора Попова А.Б., поддержавшего доводы апелляционных представления и жалобы, просившего об решения суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», меры социальной поддержки по бесплатному проезду на пассажирском транспорте, предоставляемые ранее отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абз. 3 ч. 2 ст. 153).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области», установление, изменение и отмена межмуниципальных маршрутов, присвоение им порядковых номеров, а также вида регулярных перевозок по указанным маршрутам (по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам) относится к полномочиям уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области», в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченный орган устанавливает межмуниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ, «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области» ведение реестра межмуниципальных маршрутов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством.
Положением «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп, определены порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, а также условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий (далее - перевозчики), а также порядок возврата субсидий (остатков субсидий).
Уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013 № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам» для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, в том числе для ветеранов труда, установлен бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам в Иркутской области с 1 мая по 30 сентября соответствующего года.
Из материалов дела следует, что между ООО «Попутчик» и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 12.04.2018 заключено Соглашение №05-53-495/18-11 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам (далее – Соглашение) (л.д.15-19).
Согласно данному Соглашению ООО «Попутчик» является получателем субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан в рамках реализации постановления Правительства Иркутской области от 12.03.2013 № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам».
Между ООО «Попутчик» и Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска 01.05.2018 заключены 2 Соглашения:
Соглашение на осуществление перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте по сезонным муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Усть-Илимск» от 01.05.2017 и утверждено расписание движения транспорта по муниципальным сезонным маршрутам (л.д.85-95);
Соглашение об осуществлении перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте по сезонным (садоводческим) маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Усть-Илимск» от 01.05.2017 и утверждено расписание движения транспорта по сезонным (садоводческим) маршрутам (л.д.96-105).
Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска указал, что гражданами в месяц совершается 40 и более поездок. ООО «Перевозчик» не располагает технической возможностью для предоставления услуг в большем объеме, чем предусмотрено действующим расписанием (л.д.7).
Согласно информационному письму ООО «Попутчик» обращало внимание на то обстоятельство, что размер субсидии перевозчику производится из расчета количества выданных проездных билетов, протяженности маршрута и 10 поездок гражданина. Остальные поездки льготная категория граждан совершает за счет перевозчика. Дорожная сеть на подъездах к дачным товариществам на всех маршрутах в аварийном состоянии. На дачных маршрутах (данные изъяты) имеются участки дороги, по которым в сырую погоду проехать на автобусе невозможно (л.д.84).
ООО «Попутчик», сделав анализ финансово-экономической деятельности предприятия в период осуществления сезонных перевозок пассажиров, неоднократно обращался в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с просьбой выплаты субсидий исходя из фактически совершенных гражданами поездок.
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ООО «Попутчик» выданы карты маршрута регулярных перевозок на период с 22.05.2018 по 31.12.2018 на маршруты №№ 111СУИ, 105 СУИ, 106СУИ, 107СУИ, 108 СУИ, 113СУИ, 114СУИ (л.д.21-34).
Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска (далее – Департамент) ООО «Попутчик» выданы карты маршрута регулярных перевозок на период с 01.05.2017 по 30.09.2021 на маршруты (данные изъяты) (л.д.35-42).
Согласно извещению от 24.08.2017 № 01-21/2766 Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, последний уведомил ООО «Попутчик» о расторжении Соглашения об осуществлении перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте по сезонным (садоводческим) маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Усть-Илимск» от 01.05.2017. Действие данного Соглашения будет прекращено 13.08.2018 (л.д.138).
Во исполнение данного извещения ООО «Попутчик» вернул в адрес Департамента свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам, указанным в Соглашении (л.д.139).
В связи с отсутствием расписания по межмуниципальным сезонным (садоводческим) маршрутам на 2018 год, утвержденного Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ООО «Попутчик» издал приказ №12 от 27.04.2018 об утверждении расписания по межмуниципальным сезонным (садоводческим) маршрутам на 2018 год, действующее расписание на 2017 год (л.д.43, 44-55).
ООО «Попутчик» выполнены обязательства в рамках заключенного Соглашения №05-53-495/18-11 от 12.04.2018 с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Расписание движения общественного транспорта, количество рейсов по садоводческим маршрутам выполнено согласно техническому заданию, предоставленному Администрацией города Усть-Илимска. При этом, учитывая потребность населения в увеличении объема перевозок на садоводческих маршрутах, ООО «Попутчик» самостоятельно увеличил количество рейсов по данным направлениям путем организации дополнительных рейсов.
Отказывая в удовлетворении требований, правильно руководствуясь нормами материального права, оценив представленные по делу доказательства, суд исходил из того, что каких-либо ограничений со стороны ответчика по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, судом не установлено, а акт по результатам прокурорской проверки этих выводов суда не опровергает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционных представления и жалобы судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
Судом правильно установлено, что перевозка граждан, в том числе льготной категории, осуществляется ООО «Попутчик» в строгом соответствии с утвержденным расписанием движения автомобильного транспорта общего пользования по соответствующим направлениям. Организация дополнительного рейса не влечет для ООО «Попутчик» получение дополнительной субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на общественном транспорте по сезонным (садоводческим) маршрутам. ООО «Попутчик», как субъект предпринимательской деятельности, исходя из интересов дачников, самостоятельно, на свой страх и риск организовал движение дополнительных рейсов по перевозке граждан по сезонным (садоводческим) маршрутам, на котором предусмотрен платный проезд.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка установлению ответчиком дополнительного расписания при выполнении ответчиком обязательств по перевозке льготных категорий граждан.
Факт расчета размера субсидии, исходя из 10 поездок в месяц на гражданина, сторонами не оспаривался.
При этом прокурором заявлены исковые требования в интересах ФИО1, исковые требования в интересах неопределенного круга лиц не заявлялись.
Как следует из материалов дела и доводов жалобы ФИО1, ею осуществляются поездки по маршруту (данные изъяты), расписанием перевозчика предусмотрена перевозка льготных категорий граждан по средам и субботам, 2 рейса в день туда и 2 рейса обратно, то есть по 4 поездки в день, 32-36 поездок в месяц, доказательства обратного суду не представлено.
При установленных обстоятельствах дела сама по себе недоказанность совершения гражданами 40 и более поездок в месяц, не влечет отмены решения суда.
При этом исковые требования об обеспечении права гражданина на льготный проезд не менее 10 поездок в месяц прокурором не заявлялись, нарушение прав ФИО1 действиями перевозчика надлежащим образом не доказано, фактически прокурор просил обязать ответчика осуществлять перевозки льготных категорий граждан на всех рейсах ответчика без ограничения количества поездок в месяц.
При таких обстоятельствах, доводы ФИО1, что она совершает не более 2-5 поездок в месяц в связи с тем, что расписание поездок не всегда ей удобно, не влекут отмены решения суда. Надлежащих доказательств, что ФИО1 не всегда может попасть в автобус, не представлено.
По мнению судебной коллегии, обеспечение доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан может быть достигнуто как увеличением размера субсидии с увеличением количества поездок в месяц для льготных категорий граждан, о чем исковые требования не заявлялись, так и разработкой соответствующего механизма, обеспечивающего 10 поездок в месяц для льготной категории граждан, если им не требуется большего количества поездок.
При таких обстоятельствах, ссылка ФИО1 на ответы Министерства социального развития, опеки и попечительства от 11.06.2015, 21.07.2017, Правительства Иркутской области от 22.06.2017, 18.08.2017, Областного государственного казенного учреждения Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимского району от 20.05.2017, не влечет отмены решения суда.
Соглашением о предоставлении субсидии перевозчику не запрещается установление дополнительных рейсов при условии обеспечения гражданину не менее 10 поездок в месяц при наличии льгот. Перевозчиком составлено расписание основных и дополнительных рейсов.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных представления и жалобы, является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 1 августа 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, апелляционное представление и.о. заместителя Усть-Илимского межрайонного прокурора Аман Н.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.С. Амосов
Судьи О.Н. Иванова
Б.А. Ринчинов