ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-859/2013 от 07.02.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Баканова О.А.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-859/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна М.Б., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Григорян Н.М., Григорян Э.М., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, выразившегося в письме от <данные изъяты> об отказе вписать в вид на жительство Григоряна М.Б. <номер изъят> его несовершеннолетних детей Григорян Н.М., <данные изъяты> Григорян Э.М,, <данные изъяты>, обязании устранить нарушение прав путем вписания несовершеннолетних детей в вид на жительство Григоряна М.Б.

по апелляционной жалобе Григоряна М.Б. на решение кировского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2012 года

У С Т А Н О В И Л А:

Григорян М.Б. обратился в суд с заявлением в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Григорян Н.М., Григорян Э.М., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее - Управление), выразившегося в письме от <данные изъяты> об отказе вписать в вид на жительство Григоряна М.Б. <номер изъят> его несовершеннолетних детей Григорян Н.М., <данные изъяты>, Григорян Э.М., <данные изъяты>, обязании Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области устранить нарушение прав и прав детей путем вписания несовершеннолетних детей Григорян Н.М,, <данные изъяты>, Григорян Э.М,, <данные изъяты>, в вид на жительство Григоряна М.Б. <номер изъят>.

В обоснование заявленных требований указал, что проживает на территории РФ в г.Иркутске по адресу: <адрес изъят> на основании вида на жительство <номер изъят>, выданного УФМС России по Иркутской области <дата изъята>. Совместно с ним проживает его жена Акопян Н.Р., являющаяся гражданкой РФ, а также их несовершеннолетние дети Григорян Н.М., <данные изъяты>, и Григорян Э.М., <данные изъяты>, родившиеся на территории России и являющиеся лицами без гражданства.

<дата изъята> заявителем на имя начальника УФМС России по Иркутской области направлено заявление о вписании детей заявителя в вид на жительство с приложением копий свидетельств о рождении детей, их фотографий и копий свидетельств об установлении отцовства.

Поскольку заявление длительное время не рассматривалось, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФМС Росси по Иркутской области. Решением Кировского районного суда Иркутской области от 02.05.2012 требования заявителя были удовлетворены, бездействие УФМС России по Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении его заявления от <дата изъята> о вписании (включении) несовершеннолетних детей Григорян Н.М. и Григорян Э.М. в вид на жительство заявителя <номер изъят>, признано незаконным. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав путем дачи ответа на заявление Григоряна М.Б.

<дата изъята> представителем заявителя получен ответ от <дата изъята> <номер изъят> на заявление от <дата изъята>, согласно которому во внесении сведений о несовершеннолетних детях Григорян Н.М. и Григорян Э.М. в вид на жительства заявителя отказано.

Со ссылкой на ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка (ст.9), ст.20 ГК РФ. п.п.38, 60, 63 Административного регламента Григорян М.Б. полагал данный отказ Управления, выраженный в письме от <дата изъята> <номер изъят>, незаконным.

Участвующий в судебном заседании заявитель Григорян М.Б.. действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Григорян Н.М.. Григорян Э.М., представитель заявителя Уманец СВ. поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица УФМС по Иркутской области Склярова Л.В. В судебном заседании заявленные требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.11.2012 заявление Григоряна М.Б., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Григорян Н,М., Григорян Э.М., оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Григорян М.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, являются недоказанными установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель не согласен с доводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку пункты 38, 60, 63 Административного регламента, не содержат ограничения по времени для подачи родителем заявления о вписании к нему в вид на жительство его несовершеннолетних детей. Не указание Григоряном М.Б. в заявлении от <дата изъята> о выдаче вида на жительство сведений о детях не может являться препятствием для последующего вписания в вид на жительство детей на основании заявления от <дата изъята>.

Является несостоятельной ссылка суда первой инстанции на п. 28 Административного регламента, т.к. положения данного пункта касаются совершеннолетних иностранных граждан, обратившихся за получением вида на жительство. Вместе с тем Григорян М.Б. в заявлении от <дата изъята> не ставит вопрос о выдаче его несовершеннолетним детям Григорян Н.М., Григорян Э.М. отдельных видов на жительство, а только о их вписании в уже имеющийся у Григоряна М.Б. вид на жительство.

Также являются несостоятельными доводы о том, что у УФМС отсутствуют сведения о законности проживания с Григорян М.Б. несовершеннолетних детей на основании ст. 20 ГК РФ. Указание судом первой инстанции на то, что несовершеннолетние дети Григорян М.Б. являются гражданами Армении не основано на материалах дела, т.к. последние родились в г. Иркутске, гражданство Армении никогда не получали и являются лицами без гражданства.

Письменных возражений на апелляционную жалобу Григорян М.Б. не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения заявителя Григоряна М.Б., его представителя Уманца С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФВМС России по Иркутской области Скляровой Л.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно п.1 ст.2 Закона №115-ФЗ вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 №41 утвержден Административный регламент, определяющий сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.

Согласно п. 28 Административного регламента иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, оформленного в установленном порядке, вправе обратиться в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в территориальный орган ФМС России с заявлением.

В соответствии с п.1 ст.8 Закона № 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Заявление подается дееспособным иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста. Заявление о выдаче вида на жительство иностранному гражданину, не достигшему 18-летнего возраста или признанному недееспособным, подается одним из родителей или законным представителем (п.29 Административного регламента).

В соответствии с п. 36 Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланке установленной формы (приложение №2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме» раздела III Административного регламента «Административные процедуры».

В силу требований п. 37 Административного регламента в отношении иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, родители (один из родителей) которого имеют вид на жительство в Российской Федерации, а также не достигшего 18-летнего возраста и не имеющего родителей, или имеющего одного из родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, либо достигшего 18-летнего возраста, признанного недееспособным, заявление подается одним из родителей или единственным родителем, опекуном, усыновителем, руководителем воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного аналогичного учреждения Российской Федерации, в котором иностранный гражданин находится на полном государственном обеспечении, в территориальный орган ФМС России по месту жительства родителя, опекуна, усыновителя или месту нахождения соответствующего учреждения.

Согласно п. 38, 38.2 Административного регламента иностранный гражданин одновременно с подачей заявления, к которому прилагаются 4 личные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении, представляет должностному лицу, в том числе, Разрешение на временное проживание, оформленное в установленном порядке.

В силу п. 60 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры (оформление и выдача вида на жительство) является принятие Решения о выдаче вида на жительство.

В соответствии с п. 63 Административного регламента вид на жительство выдается иностранному гражданину независимо от возраста.

Иностранный гражданин, не достигший возраста 14 лет, вписывается в виды на жительство своих родителей (законных представителей) на основании их заявления, оформленного в произвольной форме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата изъята> Григорян М.Б. обратился в Управление с заявлением о выдаче вида на жительство. В заявление о выдаче вида на жительство указал, что просит выдать ему вид на жительство. При этом о выдаче вида на жительство своим детям (ребенку) в заявлении не просил, в качестве членов своей семьи детей (ребенка) не указывал.

<дата изъята> Григоряну М.Б., являющемуся гражданином Армении, выдан вида на жительство иностранного гражданина <номер изъят>.

<дата изъята> Григорян М.Б. обратился в Управление с заявлением о внесении в вид на жительство сведений о его несовершеннолетних детях: Григорян Н.М., Григорян Э.М.

Письмом Управления от <данные изъяты>, заявителю дан ответ о том, что внесение сведений о несовершеннолетних детях Григорян Н.М., Григорян Э.М. в вид на жительство заявителя не представляется возможным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство от <дата изъята> Григорян М.Б. не просил Управление о выдаче вида на жительство одновременно с собой своим детям, кроме того, сведения о детях заявителем в заявлении от <дата изъята> не указаны (п. 12 заявления), в Управление не представлены документы согласно перечня, установленного п. 38 Административного регламента, в отношении детей, необходимых для рассмотрения заявления и принятия Решения о выдаче вида на жительство детям (ребенку), в соответствии с процедурами, предусмотренными п. 49-59 Регламента. Доводы о том, что заявление Григорян М.Б. написанное в произвольной форме от <дата изъята> о внесении в его вид на жительство сведений о несовершеннолетних детях Григорян Н.М., Григорян Э.М. является достаточным основанием для внесения сведения о детях в вид на жительство Григоряна М.Б. признаны необоснованными, поскольку в отношении несовершеннолетних детей Григорян Н.М., Григорян Э.М. уполномоченным органом Решение о выдаче вида на жительство не принималось, необходимые документы не исследовались, проверки не проводились.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы Григорян М.Б. о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, регулирующие спорные правоотношения являются несостоятельными, поскольку заявителем неверно истолкованы нормы права, закрепленные в Административном регламенте по предоставлению ФМС России государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации. Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, правильно истолкован нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру выдачи иностранным гражданам вида на жительство в Российской Федерации. При этом суд правильно исходил из того, что последовательность действий (административных процедур) при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации строго регламентирована пунктом 27 Регламента и включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявлений; рассмотрение заявлений; оформление и выдача вида на жительство (отказ в выдаче вида на жительство); выдача вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан; аннулирование вида на жительство; оформление вида на жительство при его утрате или изменении имени и фамилии; продление срока действия вида на жительство. Структура Регламента последовательно нормативно определяет содержание каждой административной процедуры.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно ссылаясь на пункты 38, 60, 63 Административного регламента, пришел к выводу об ограничении срока подачи родителем заявления о вписании к нему в вид на жительство его несовершеннолетних детей, необоснованны, поскольку из решения не следуют такие выводы. Согласно п. 26 Административного регламента общий срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина о выдаче вида на жительство составляет шесть месяцев с момента подачи заявления. Как установлено судом по настоящему делу, заявитель не обращался в УФМС России по Иркутской области с заявлением о выдаче вида на жительство в отношении своих несовершеннолетних детей, как того требует п. 29 и п. 37 Административного регламента. Следовательно, основания для начала предоставления УФМС России по Иркутской области государственной услуги по выдаче вида на жительство в Российской Федерации несовершеннолетним Григорян Н.М., Григорян Э.М., отсутствовали. Соответственно решения о выдаче или отказе в выдаче вида на жительство несовершеннолетним Григорян Н.М., Григорян Э.М., УФМС России по Иркутской области не принималось. Оформление вида на жительство, т.е. выдача соответствующего документа - вида на жительство или вписание несовершеннолетних детей, не достигших возраста 14 лет, в вид на жительство родителей, в отсутствие решения о выдаче вида на жительство, законом не предусмотрено (п. 60 Административного регламента).

Правовая позиция заявителя Григоряна М.Б. основана на неправильном толковании положений Административного регламента. Доводы относительно того, что положения п.28-59 Административного регламента не распространяются на несовершеннолетних детей, а относится только к совершеннолетним иностранным гражданам, желающим получить вид на жительство в Российской Федерации, не основаны на нормах права. Административный регламент содержит нормативное закрепление осуществления всех административных процедур, включая подачу заявления, рассмотрение заявления, принятие Решения, оформление и выдачу вида на жительство. Данные процедуры распространяются на всех без исключения иностранных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, учитывая, что в силу п. 63 Административного регламента вид на жительство выдается иностранному гражданину независимо от возраста.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Григоряна М.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи А.Л. Малиновская

М.А. Александрова