Судья Федотов О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь дело № 33-8603/2018
08 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Валуевой Л.Б.,
судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» на решение Свердловского районного суда города Перми от 18 мая 2018 года об отказе Региональной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения ответчика, представителя ответчика, судебная коллегия,
установила:
Региональная общественная организация «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» обратилась в суд с иском к ФИО1, указывая в обоснование заявленных требований, в 2015-2016 года на счет ответчика со счета истца перечислялись денежные средства с указанием в назначении платежа « компенсация за проведенные спортивные мероприятия», при этом каких-либо законных оснований для перечисления денежных средств не имелось. Сумма неосновательного обогащения составила 773013 рублей 48 копеек, в том числе проценты за пользование денежными средствами 139984 рубля 92 копейки.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик, представитель ответчика иск не признали, пояснив, что денежные средства были перечислены за счет средств бюджета Пермского края – Министерством физической культуры, спорта и туризма Пермского края, с указанием назначения платежа. Выплаты носили компенсационный характер за потраченные денежные средства в периоды участия в спортивных мероприятиях.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска придя к выводу о том, что при сложившемся порядке финансирования деятельности спортивной группы под руководством ответчика перечисленные денежные средства, выплачиваемые неоднократно по указанию представителя истца в течение более чем 1 года нельзя отнести к неосновательному обогащению ответчика.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценкой имеющихся в деле доказательств, а также указывая на непредставление ответчиком доказательств наличия правовых оснований для получения денежных средств в полученных размерах, а также того, что истец заведомо знал об отсутствии правовых оснований для перечисления денежных средств.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
На заседание судебной коллегии ответчик, представитель ответчика просили оставить решение без изменения.
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Региональная общественная организация «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» является добровольным общественным объединением, основанном на членстве, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, указанных в уставе (п. 1.1. Устава организации, утвержденного Решением общего собрания членов Протокол № 4 от 12.12.2013).
В разделе 2 Устава организации указано в числе прочих целей и задач на создание условий для развития фигурного катания на коньках в Пермском крае, развитие массового спорта и спорта высших достижений, содействие росту профессионального мастерства тренеров, спортсменов, судей и других работников спорта. Для выполнения задач федерация, в том числе, организует и проводит в рамках Федерации чемпионаты, первенства, кубки, командные встречи и другие соревнования… участвует в международных соревнованиях в соответствии с календарём спортивной работы, определяет представителей федерации (тренеры, судьи, функционеры) для участия в общероссийских, международных семинарах, конференциях и других форумах по проблемам фигурного катания на коньках, формирует команды федерации и организует их участие в чемпионатах, турнирах.
Согласно пункту 6.7. устава имущество федерации расходуется на финансирование его текущей деятельности, благотворительную деятельность, приобретение необходимого имущества, другие выплаты, необходимые для деятельности.
Обращаясь в суд с исковыми требования, истец указал, что в течение 2015, 2016 года перечислял на счет ответчика денежные средства в отсутствие каких-либо договоров между сторонами, что в соответствии с положениями статьи 1102 ГК РФ является основанием для взыскания с ответчика неосновательного обогащения.
Возражая против заявленных требований, ответчик пояснила, что денежные средства перечислялись в качестве возмещения расходов ответчика, связанных с участием в соревнованиях от имени Федерации фигурного катания на коньках Пермского края, членом которой она является.
Факт участия ответчика и ее воспитанников в соревнованиях истец не оспаривал.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Далее по тексту - Закон о физической культуре и спорте).
Согласно пункту 1 статьи 13 указанного закона, создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 той же статьи, предусмотрено, что официальное наименование местной спортивной федерации должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указание на ее организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (местная), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Местная спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слово «союз» или слово «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.
Пунктами 3, 4 статьи 13 Закона о физической культуре и спорте установлено, что местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Региональная спортивная федерация, являющаяся структурным подразделением (региональным отделением) общероссийской спортивной федерации, может не приобретать прав юридического лица.
Согласно статье 16 Закона о физической культуре и спорте, общероссийские спортивные федерации, в том числе, вправе организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок четыре года иным физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований с учетом особенностей, установленных частями 7, 9 и 10 статьи 19.2 настоящего Федерального закона. Договор о делегировании права на проведение соответствующих официальных спортивных соревнований должен содержать условие о продлении срока его действия на такой же срок в случае отсутствия существенных нарушений данного договора его сторонами и при соблюдении иных условий в случае, если такие условия определены сторонами договора.
К числу прав Региональные спортивные федерации статьей 16.1 указанного закона отнесена организация и проведение, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионатов, первенств и кубков субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разработка и утверждение положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделение статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации, а также организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных спортивных мероприятий по соответствующим видам спорта.
Кроме того, согласно указанной норме, региональные спортивные федерации вправе получать финансовую и иную поддержку в целях развития соответствующих видов спорта из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в том числе получать поддержку за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 4 и подпункта 6 пункта 2 статьи 38 Закона о физической культуре и спорте, материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях, а также обеспечение иных мероприятий и программ, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 той же статьи Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в таких спортивных соревнованиях участвуют спортсмены этих субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Региональной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» вправе как самостоятельно организовывать соревнования по фигурному катанию на коньках, так и направлять участников на соревнования иного уровня, в том числе по приглашению общероссийской федерации того же вида спорта. Кроме того, истец вправе получать возмещение своих расходов на организацию или участие в соревнованиях за счет бюджета Пермского края.
Как было указано выше, истец не оспаривал то обстоятельство, что ответчик направлялась на различные соревнования в спорный период времени. При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что взыскиваемые суммы являлись возмещением ее расходов, связанных с участием в соревнованиях, обоснованно признаны судом заслуживающими внимания.
Сведений об утверждении истцом локального нормативного акта о порядке возмещения тренерам расходов, связанных с участием в соревнованиях, в материалах дела не имеется.
Также отсутствуют сведения о характере правоотношений между истцом и ответчиком, помимо пояснений ответчика о том, что она является членом федерации, а также пояснений представителя истца, из которых следует, что обязанность возмещения федерацией расходов тренера, связанных с участием в соревнованиях, истцом не оспариваются. Данный вывод следует из утверждения представителей истца о том, что такие расходы возмещались, но иным лицам.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ввиду наличия достоверных и допустимых доказательств несения ответчиком расходов, связанных с соревнованиями на которые она направлялась истцом.
Доводы истца о том, что данные расходы были понесены иным лицом, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана оценка, соответствующая положениям статьи 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласится. Так, ответчиком представлены документы об оплате авиа/жд билетов, копии ведомостей на выплату суточных и питания спортсменам, копии счетов из гостиниц, оплаченных в том числе наличными денежными средствами, что подтверждает, что оплачено проживание в гостиницах именно ответчиком, так как никто кроме тренера и спортсменов на соревнования не ездил. Представленные истцом доказательства выдачи денежных средств на оплату тех же поездок иным лицам требованиям достоверности не соответствуют.
То обстоятельство, что правом на получение субсидий из бюджета обладает только региональная федерация, а не ответчик, не свидетельствует о необоснованно возражений ответчика об отсутствии на ее стороне неосновательного обогащения, так как судом установлено, что именно тренер, являющийся членом региональной федерации фигурного катания на коньках нес расходы, связанные с участием спортсменов и тренера в соревнованиях от имени федерации, следовательно, имел право на возмещение своих расходов, в том числе, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели федерации.
Таким образом, факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца не может быть признан установленным. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения суда в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 18 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Пермского края» без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: