ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8620/20 от 20.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0006-01-2019-001911-66

Председательствующий судья первой инстанции

Корбут А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.,

судей Рошка М.В., Сыча М.Ю.

при секретаре Лола Е.П.,

по докладу судьи Аврамиди Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Боковой <данные изъяты> к Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района, Индивидуальному предпринимателю Бекировой <данные изъяты>, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, председатель Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, о признании аукциона недействительным, применении последствий недействительности торгов, по апелляционной жалобе Боковой <данные изъяты> на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

В июле 2019г. Бокова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района (далее Администрация), ИП Бекировой Н.К., в котором просила:

- признать незаконными действия Администрации по проведению аукциона по продаже на торгах по лоту №5 права на заключение договора на размещение НТО на земельном участке площадью 0,0269 га, расположенного по адресу <адрес>Б между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- признать незаконным и отменить протокол по лоту №5 от 17.05.2019г. по продаже права на размещение НТО на указанном участке между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- признать недействительным, незаконным и отменить договор, заключенный по окончании торгов между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.

Заявлением от 05.11.2019г. Бокова Н.А. увеличила требования и просила также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. (т. 1 л.д. 151).

Заявлением от 29.01.2020г. просила принять требования, изложенные в следующей редакции (т. 1 л.д. 240,241):

- признать недействительным аукцион на право заключения договоров на размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности Администрации, проведенный на основании постановления Администрации от 12.04.2019г. №138 в части лота №5;

- применить последствия недействительности торгов в виде признания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.05.2019г. в части лота №5 и недействительности договора на размещение НТО на территории муниципального образования от 28.05.2019г., заключенного с Бекировой Н.К.

Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок площадью 0,0269 га, расположенный по адресу <адрес>Б являлся частью земельного участка площадью 0,0949 га, ранее предоставленного в аренду супругу истца ФИО10 для обслуживания принадлежащего супругу нежилого здания дома быта. Срок договора аренды истек 03.05.2017г., однако ещё 13.07.2016 года участок незаконно был разделен на два – площадью 0,0680 га и 0,0269 га. ФИО10 умер 18.09.2017г., после его смерти здание дома быта унаследовала истец, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 15.08.2018г.

В заключении договора аренды земельного участка площадью 0,0949 га и истцу и её супругу было незаконно отказано под различными предлогами. Действия Администрации обжалованы истцом в судебном порядке.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26.03.2019г., оставленным без изменения апелляционным определением от 11.06.2019г. в удовлетворении иска Боковой Н.А. об оспаривании бездействия Администрации, понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью 0,0949 га отказано.

До рассмотрения указанного спора по существу, ответчик принял решение о проведении аукциона на право размещения НТО на земельном участке площадью 0,0269 га, при этом, по мнению истца, сделал это тайно, вступив в сговор с ИП Бекировой Н.К., которая арендует у Боковой Н.А. весь участок площадью 0,0949 га и не желает платить истцу арендную плату.

По результатам аукциона от 17.05.2019г. с ИП Бекировой Н.К., как с единственным участником, заключен договор, чем нарушены права истца, поскольку она заинтересована в аренде всего земельного участка площадью 0,0949 га, соответственно заинтересована и в аренде его части площадью 0,0269 га, однако ввиду отсутствия информации о проведении аукциона не смогла принять в нем участие.

Заявлением от 26.02.2020г. (т. 2 л.д. 7) Бокова Н.А. отказалась от исковых требований:

- о признании незаконными действий Администрации по проведению аукциона по продаже на торгах по лоту №5 права на заключение договора на размещение НТО на земельном участке площадью 0,0269 га, расположенного по адресу <адрес>Б между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- о признании протокола по лоту №5 от 17.05.2019г. по продаже права на размещение НТО на указанном участке между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- о признании недействительным договора, заключенного по окончании торгов между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.

Одновременно просила суд рассмотреть иск по уточненным требованиям, изложенным в заявлении от 29.01.2020г., то есть по требованиям о признании аукциона недействительным и применении последствий недействительности торгов в виде признания недействительным протокола по рассмотрению заявок на участие в аукционе по лоту №5 и заключенного между ответчиками договора на размещение НТО от 28.05.2019г.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26.02.2020г. принят отказ Боковой Н.А. от исковых требований к Администрации и ИП Бекировой Н.К.:

- о признании незаконными действий, связанных с проведением аукциона по продаже на торгах по лоту №5 права на заключение договора на размещение НТО на земельном участке площадью 0,0269 га, расположенного по адресу <адрес>Б между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- о признании протокола по лоту №5 от 17.05.2019г. по продаже права на размещение НТО на указанном участке между Администрацией и ИП Бекировой Н.К.;

- о признании недействительным договора, заключенного по окончании торгов между Администрацией и ИП Бекировой Н.К. незаконным и его отмене;

- о компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.

Производство по гражданскому делу №2-59/20 в части указанных требований прекращено.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2020 года в удовлетворении иска Боковой Н.А. о признании недействительным аукциона и применении последствий недействительности торгов отказано.

В апелляционной жалобе Бокова Н.А., ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств дела и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В качестве доводов указала, что в качестве оснований для отмены торгов истец указала на их проведение в период рассмотрения административного дела по оспариванию действий администрации по непредоставлению истцу в аренду участка, а также отсутствие публикации сведений о проводимых торгах в средствах массовой информации, что ограничило право истца на участие в торгах.

Порядок размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований РК регламентированы постановлением Совмина РК от 23.08.2016 №402, в соответствии с которым информация о торгах в виде конкурса или открытого аукциона должна быть размещена в СМИ, на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет» и/ или на официальном сайте Администрации в государственной информационной системе РК «Портал Правительства РК».

Суд первой инстанции не учел, что отсутствие публикации в СМИ ответчиком не оспаривалось, и пришел к ошибочному выводу о недоказанности отсутствия публикации в СМИ. При этом суд исходил из того, что информация о торгах опубликована на сайте Администарции и на Портале правительства, однако не учел, что ни портал Правительства РК, ни сайт Администрации к СМИ не относятся.

Кроме того своевременность публикации информации на портале правительства ответчиком не доказана.

Апеллянт также не согласен с выводом суда о недоказанности истцом нарушения его прав в результате проведения торгов, поскольку круг участников торгов законом не ограничен. При этом истец имел законный интерес на участие в торгах, который нарушен ответчиком.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Госкомрегистра РК, председатель Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ответчик ИП Бекирова Н.К. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало. ИП Бекирова Н.К. обеспечила явку своего представителя Крапивина Р.В.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и их представителей согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Бокова Н.А. и её представитель Иванов А.К. апелляционную жалобу поддержали, по доводам в ней изложенным.

Крапивин Р.В., действующий в качестве представителя ИП Бекировой Н.К. и представителя Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского районо Республики Крым против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на то, что информация о времени и месте проведения торгов была опубликована на сайте муниципального образования в сети «Интернет» и на сайте муниципального образования в ГИС РК «Портал Правительства Республики Крым».

Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением председателя Голубинского сельского поселения от 12.04.2019г. №138 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Голубинского сельского поселения», назначено проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта (НТО) на территории голода Бахчисарая.

Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности Голубинского сельского поселения (Приложение) согласно п. 2 указанного постановления опубликовано на официальном сайте администрации Голубинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановление администрации Голубинского сельского поселения от 12.04.2019г. №138 опубликовано на официальном сайте администрации Голубинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном сайте Голубинского сельского поселения в государственной информационной системе Республики Крым «Портале Правительства Республики Крым» 16.04.2019г.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что информация о проведении аукциона была опубликована администрацией не менее, чем за 21 день до дня проведения аукциона и находилась в открытом доступе в сети «Интернет», а также в соответствующем разделе ГИС РК «Портал Правительства РК».

Размещение информации о проведении аукциона на право размещения НТО в средствах массовой информации судом первой инстанции не установлено и таких доказательств ответчиками не предоставлено.

Вместе с тем, установив, что информация о проведении конкурса была опубликована на сайте Администрации в сети «Интернет» и на Портале Правительства РК, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов Боковой Н.А. об отсутствии публикации в средствах массовой информации.

При этом, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции также исходил из того, что истец не представила доказательств наличия у неё прав на НТО, а также на земельный участок, в связи с чем, как физическое лицо, не является заинтересованным лицом, имеющим право требования признания торгов недействительными, что стало основанием для отказа в иске.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку юридически значимые обстоятельства дела судом первой инстанции не установлены, а сделанные судом выводы не соответствуют обстоятельствам дела, доводам истца не дана надлежащая правовая оценка, при этом, подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы материального права применены судом первой инстанции не правильно.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течении одного года со дня проведения торгов.

Такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства и иные лица, обосновывающие свой интерес в оспаривании публичных торгов.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Крым от 05.05.2015 № 92-ЗРК/2015 (ред. от 09.01.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым» утверждение порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым относится к полномочиям Совета Министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 № 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее Порядок-1), в соответствии с которым новые места для размещения НТО предоставляются с проведением конкурентных процедур, либо, в случаях предусмотренных п. 2 раздела IV Порядка-1, без проведения таковых.

Согласно п.п. 6, 6.1 Порядка-1 без проведения конкурентных процедур договор на размещение НТО может быть заключен в случае, когда место для размещения НТО предложено хозяйствующими субъектами, и в течении месяца после опубликования на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» информации о предстоящем предоставлении права на размещение НТО, не поступит иных заявок.

Согласно п. 1 раздела V Порядка-1 с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (далее - Конкурс).

Порядок проведения конкурентных процедур на право размещения НТО и положение о Конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений субъектов хозяйствования на право размещения НТО утверждаются соответствующей администрацией муниципального образования (п. 3 раздела V Порядка-1).

В соответствии с Порядком проведения конкурсов на размещение НТО на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденным решением 33 сессии 1 созыва Голубинского сельского совета от 19.05.2017г. №419 (далее Порядок-2) размещение НТО на территории Голубинского сельского поселения осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится администрацией Голубинского сельского поседения. Конкурсный отбор проводится после утверждения Схемы размещения НТО. Извещение о проведении конкурса публикуется на официальном сайте администрации Голубинского сельского поселения не менее чем за 21 день до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (п. 2, п.п. 5.1 Порядка-2).

При этом требования к размещению информации о проведении конкурса регламентируется также п. 2 раздела V Порядка-1, в соответствии с которым Информация о проведении Конкурса размещается не менее чем за двадцать один календарный день до дня его проведения в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и/или на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым».Таким образом, в случае проведения конкурентных процедур на право размещения НТО, информация о проведении конкурса не менее чем за двадцать один календарный день до дня его проведения должна быть размещена в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и/или на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым».

Данное требование установлено актом органа государственной власти субъекта РФ – Совета министров Республики Крым по вопросу, относящемуся к его компетенции, и соответственно имеющим большую юридическую силу, нежели акт органа местного самоуправления, принятый по тому же вопросу. Следовательно, требование о размещении информации о проведении конкурса на право размещения НТО не только на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и/или на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», но и в средствах массовой информации является обязательным, независимо от того, что не предусмотрено ни в Постановлении Администрации Голубинского сельского поселения от 12.04.2019г. №138 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО, ни в Порядке-2.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции информация о проведении Конкурса в форме аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО по <адрес> была опубликована только на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым».

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

Согласно ст. 8 ФЗ «О средствах массовой информации» средства массовой информации подлежат регистрации. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Сведений о регистрации сайта администрации муниципального образования Голубинского сельского послания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также Портал Правительства Республики Крым в качестве средств массовой информации материалы дела не содержат, в открытом источнике перечня наименований зарегистрированных СМИ на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ сведения об их регистрации в качестве СМИ отсутствуют.

При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами апеллянта о том, что источники, в которых опубликована информация о проведении Конкурса, к СМИ не относятся.

В связи с чем выводы суда первой инстанции о необоснованности доводов Боковой Н.А. об отсутствии надлежащего информирования о проведении Конкурса нельзя признать законными и обоснованными, поскольку такие выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права.

В соответствии с с п. 5.1 Порядка-2 публикуемое извещение о проведении Конкурса должно содержать следующую информацию:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора Конкурса, ответственное должностное лицо организатора Конкурса;

- предъявляемые к участникам Конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса;

- предмет конкурса (лоты) с указанием их номеров;

- место размещения (адрес дислокации) НТО, площадь НТО, период функционирования НТО, специализацию НТО, тип НТО;

- начальную цену предмета Конкурса;

- срок, место и порядок подачи заявок участников Конкурса;

- место, дату и время вскрытия конвертов с предложениями участника Конкурса в отношении предмета Конкурса, дату рассмотрения и оценки таких заявок.

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Конкурса, должна содержать:

- предусмотренные настоящим Положением требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в Конкурсе;

- порядок и срок отзыва заявок на участие в Конкурсе, порядок возврата заявок на участие в Конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок),

- порядок внесения изменений в заявку на участие в Конкурсе;

- критерии оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с настоящим Положением;

- определение даты начала и окончания срока предоставления заявителю разъяснений по конкурсной документации. К конкурсной документации должен быть приложен проект Договора на право размещения НТО, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Таким образом, доводимая информация призвана обеспечить участие любых лиц, заинтересованных в размещении НТО на указанной территории, которым посредством заблаговременного (за 21 день до проведения Конкурса) размещения информации в периодических изданиях предоставляется реальная возможность выполнить требования для участия в Конкурсе, в том числе и те, что предъявляются к личности участника (к примеру зарегистрироваться в качестве ИП с основным видом деятельности – розничная торговля).

Из изложенного следует сделать вывод о том, что не размещение в установленном порядке информации о проведении аукциона объективно нарушает права неограниченного круга лиц, лишенных вследствие отсутствия надлежащего информирования о проведении конкурса и его условиях возможности принять в нём участия, в том числе выполнить требования, предъявляемые к участникам конкурса, и подать соответствующие заявки.

При таких обстоятельствах, нарушение органом местного самоуправления порядка доведения информации об аукционе нарушает права неограниченного круга лиц и в том числе конкретно Боковой Н.А., независимо от того, что она является физическим лицом и не зарегистрирована в качестве ИП.

Как указано выше, заинтересованными лицами, имеющими право оспаривать торги, являются лица, не имевшие возможности участвовать в торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения.

Бокова Н.А. указала, что заинтересована в размещении НТО по адресу <адрес>, однако не смогла принять участие в аукционе, проводимом Администрацией Голубинского сельского поселения, вследствие не доведения надлежащим образом информации о проведении торгов, а именно вследствие её не опубликования в СМИ.

Необходимость публикации информации в СМИ в соответствие с Порялком-1 и отсутствие такой публикации установлено, при таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии у Боковой Н.А. права оспаривать торги являются ошибочными и сделаны с нарушением норм материального права.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требований Боковой Н.А. о признании торгов (аукциона) недействительным и применении последствий недействительности торгов, исходя из следующего.

Согласно п. 9.1 Порядка-2 основанием для заключения договора на право размещения НТО с Победителем конкурса являются результаты конкурса, отраженные в протоколе оценки заявки единственного участника Конкурса п. 8.9, либо протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе п. 8.8.

В соответствии с п. 6 раздела V Порядка-1 победителем Конкурса при наличии одной заявки, считается её заявитель, в случае выполнения им условий Конкурса.

В соответствии с п. 9.2 Порядка-2 в случае, если представленные предложения ни одного из участников по определенному лоту не соответствуют условиям конкурсной документации, конкурс по данному лоту считается несостоявшимся.

Иных условий для признания конкурса несостоявшимся, при наличии хотя бы одной заявки на участие в конкурсе, Порядок-2 не содержит, а Порядком-1 соответствующие вопросы не регламентируются.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17.05.2019г. по лоту №5 – павильон, расположенный по адресу <адрес>, аукцион признан несостоявшимся, при этом принято решение о заключении договора на право размещения НТО с ИП Бекировой Н.К. (т. 1 л.д. 65).

Из типового договора на размещение НТО, утвержденного решением 33 сессии 1 созыва Голубинского сельского совета от 19.05.2017г. №419, следует, что договор должен содержать ссылку на его заключение по результатам конкурса либо вне конкурса. Если договор заключен по результатам конкурса, то в нем указывается номер и дата протокола заседания конкурсной комиссии (т. 2 л.д. 40,41).

Из содержания заключенного с ИП Бекировой Н.К. договора на размещение НТО от 28.05.2019г. следует, что указанный договор заключен в соответствии с п. 2 раздела 4 Порядка-1, ссылки на его заключение по результатам Конкурса с указанием на дату, номер протокола заседания конкурсной комиссии - не содержит (т. 1 л.д. 212-218).

В соответствии с п. 2 раздела 4 Порядка-1 без проведения конкурентных процедур места для размещения НТО предоставляются:

крымским перерабатывающим предприятиям растениеводческой и животноводческой продукции;

зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, которые являются производителями продовольственных товаров (кроме производителей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок) и осуществляют продажу (реализацию) этой продукции, при условии, что в общем ассортименте продовольственных товаров продукция собственного производства составляет не менее 70%;

собственникам объектов общественного питания для размещения сезонных кафе (летних площадок), не являющихся объектами благоустройства, на территориях, вплотную прилегающих к зданиям, строениям или сооружениям, в которых располагаются стационарные объекты общественного питания, в местах, установленных схемой размещения НТО;

зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям:

- в случае предоставления компенсационных мест для размещения НТО;

- для реализации печатной продукции в уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях;

хозяйствующим субъектам, победившим в конкурсе на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования и заключившим такой договор с администрацией муниципального образования, в границах земельного участка, который является предметом договора о благоустройстве пляжа общего пользования.

Таким образом, приведенный перечень содержит случаи заключения договора на право размещения НТО без проведения конкурса, при этом ссылки на заключение договора с единственным участником конкурса, а также на основания заключения договора в результате признания конкурса несостоявшимся, не содержит.

Вместе с этим, из материалов дела следует, что договор на право размещения НТО, заключенный с ИП Бекировой Н.К., содержит ссылку на его заключение по п. 2 раздела 4 Порядка-1, то есть вне конкурса, при этом ссылки на заключение договора по результатам Конкурса, в том числе как с Победителем конкурса по результатам рассмотрения единственной заявки, признанной соответствующей условиям конкурсной документации, не содержит.

При этом, протокол заседания комиссии от 17.05.2019г. содержит решение о признании Конкурса (аукциона) несостоявшимся.

При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют достаточные правовые основания считать аукцион состоявшимся, а правовые последствия аукциона, предусмотренные п. 9.1 Порядка-2, в виде заключения по его результатам договора на право размещения НТО, наступившими.

Более того, действующее законодательство не содержит норм, по которым возможно признать недействительными несостоявшиеся торги в связи с чем, правовые основания для признания несостоявшихся торгов (акукциона) недействительными не имеется, а соответствующие исковые требования Боковой Н.К. удовлетворению не подлежат.

В отсутствие правовых оснований для признания несостоявшихся торгов недействительными, отсутствуют и правовые основания для применения последствий недействительности сделки, в связи с чем требования Боковой Н.К. о применении последствий недействительности торгов в виде признания недействительными договора аренды от 28.05.2019г., заключенный с ИП Бекировой Н.К, по результатам торгов (акциона), и протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, являются необоснованными и также удовлетворению не подлежат.

Как указано выше, согласно п. 9.2 Порядка-2 конкурс по лоту признается несостоявшимся в случае, если предложения ни одного из участников не соответствуют условиям конкурсной документации.

В соответствии с п. 9.1 Порядка-2 договор на право размещения НТО по результатам Конкурса заключается с его победителем. Победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие возможности для размещения НТО, основанием для заключения договора на размещение НТО являются результаты конкурса, отраженные в протоколах 8.8. (оценки и сопоставления заявок участников), 8.9 (оценки заявки единственного участника).

Таким образом, в случае выполнения единственным участником конкурса условий конкурсной документации, аукцион не может быть признан несостоявшимся, считается проведенным, а его победителем признается единственный участник аукциона, при этом в договоре на право размещения НТО в качестве оснований его заключения должен быть указан соответствующий протокол комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе (аукционе).

В настоящем деле из протокола заседания комиссии следует, что аукцион признан несостоявшимся, что по смыслу п. 9.2 Порядка-2 свидетельствует об отсутствии заявок, соответствующих условиям конкурсной документации.

При этом названный протокол содержит решение о допуске заявки ИП Бекировой Н.К. к конкурсу, а также о заключении с ней договора на право размещения НТО.

Одновременно в договоре на право размещения НТО указано на его заключение согласно п. 2 раздела 4 Порядка-1, то есть вне проведения конкурентных процедур, ссылки на его заключение по решению конкурсной комиссии договор не содержит.

Решение комиссии в соответствии с п. 3.13.3 Положения о комиссии по проведению конкурса на право размещения НТО, утвержденного решением 33 сессии 1 созыва Голубинского сельского совета от 19.05.2017г. №419, является самостоятельным предметом обжалования, как и договор на право размещения НТО. Однако, такие требования не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании торгов недействительными и применении последствий их недействительности.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п. 1, 3,4 ст. 330 ГПК РФ, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2020 года – отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Боковой <данные изъяты> к Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района, Индивидуальному предпринимателю Бекировой <данные изъяты> о признании аукциона недействительным, применении последствий недействительности торгов - отказать.

Председательствующий судья:

Судьи: