Судья: < Ф.И.О. >4 Дело <№..>
По первой инстанции <№..>о А.Ю.УИД 23RS0<№..>-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года <Адрес...>
Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >15
судей < Ф.И.О. >14, ФИО1
при помощнике < Ф.И.О. >5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >6 на решение Курганинского районного суда Краснодарского края от <Дата>.
Заслушав доклад судьи < Ф.И.О. >14 об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЛучкинЕ.П.обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии с момента подачи заявления.
Требования мотивированы тем, что общий трудовой стаж истца в сфере, обеспечивающей безопасность движения на железнодорожном транспорте, составляет более 22 лет. Однако решением ответчика от<Дата> годав назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, спорные периоды не включены в специальный стаж. Также в стаж не включены периоды обучения и службы в рядах Советской Армии. Истец фактически полный рабочий день выполнял работу с тяжелыми условиями труда. Из-за неправильного ведения документации характер работы не изменился, не должно быть нарушено право истца на пенсионное обеспечение. Фактически истец работал составителем поездов, дежурным по железнодорожной станции, помощником машиниста, то есть выполнял работу, предусмотренную Списком профессий рабочих локомотивных бригад. В трудовой книжке сведения о трудовой деятельности истца отражены в полном объеме.
Просит признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы: с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, с<Дата> по <Дата>- служба по призыву в рядах Советской армии, с<Дата> по <Дата>- дежурный по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- дежурный по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- дежурный по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- составитель поездов в ООО «Владимирский карьер», с<Дата> по <Дата>- составитель поездов в ООО «Владимирский карьер», с<Дата> по <Дата>- составитель поездов в ООО «Владимирский карьер», а также обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с <Дата>.
Истец ЛучкинЕ.П.и его представитель по ордеру – адвокат < Ф.И.О. >7 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) по доверенности < Ф.И.О. >8 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Курганинского районного суда Краснодарского края от <Дата> удовлетворены исковые требования ФИО2< Ф.И.О. >9 учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края о признании права на получение досрочной пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж. Признано право Л.Е. на получение льготной пенсии по старости с момента обращения, т.е. с<Дата>.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края обязано включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды работы Л.Е.:с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, с<Дата> по <Дата>- служба по призыву в рядах Советской армии, с<Дата> по <Дата> года– в качестве дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер», с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер», с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер».
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края обязано назначить ЛучкинуЕ.П.досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о её назначении, т.е. с<Дата>.
Указанное решение обжаловано представителем ответчика – начальником Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >6 по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права. Автор жалобы просит решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец < Ф.И.О. >10 указал, что считает решение суда законным и обоснованным, так как судом были исследованы все доказательства в полном объеме, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению. Считает указанные в апелляционной жалобе доводы необоснованными, несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права. Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и переоценку доказательств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) по доверенности < Ф.И.О. >11 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным. Просила решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца Л.Е. по ордеру – адвокат < Ф.И.О. >7 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность постановленного решения с учетом норм ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Исходя из принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата>г. <№..> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).
По смыслу статьи 195 ГПК РФ, обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Между тем, принятое по делу решение суда не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ по следующим основаниям.
Как установлено и следует из материалов дела, <Дата>< Ф.И.О. >10 обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в<Адрес...> Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в<Адрес...> Краснодарского края от <Дата>< Ф.И.О. >10 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При оценке периодов трудовой деятельности истца Управлением Пенсионного фонда РФ в<Адрес...> Краснодарского края в специальный стаж не были включены периоды работы истца:
- с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта,
- с<Дата> по <Дата>- служба по призыву в рядах Советской армии;
- с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата> – в должности дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, так как согласно Списку от <Дата><№..> право на льготное пенсионное обеспечение представлено «дежурным по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятым приемом, оправлением и пропуском проездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением». Справка, подтверждающая постоянную занятость в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, заявителем не представлена. На запрос специалиста УПФР в <Адрес...> получена архивная справка от <Дата><№..>.1728, подтверждающая сведения, имеющиеся в трудовой книжке. Сведения о работе подтверждены на основании книг приказов и карточек расчетов по заработной плате. Приказы на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, табели учета рабочего времени, маршрутные листы, договоры подряда, а также книги учета основных средств, документы по аттестации рабочих мест, должностные инструкции работников на хранение в архив не поступали. Сведения о классности станции Лабинская в архив не поступали. В связи с отсутствием сведений, подтверждающих работу заявителя на внеклассной станции и станции первого класса, о занятости на приеме, отправлении и пропуске поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, указанные периоды не засчитаны в специальный стаж.
- с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> года– в должности составителя поездов в ООО «Владимирский карьер», так как заявителем представлена справка, уточняющая особый характер работы, от <Дата><№..>, выданная ООО «Владимирский карьер», которая дублирует периоды работы и должности заявителя, указанные в трудовой книжке. Согласно служебной записки от <Дата><№..> предприятие ООО «Владимирский карьер» (рег. номер ПФР 033-009-016101) в Управление ПФР в <Адрес...> Перечни рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, за 2008 год, 2010-2013 гг. не представляло. Кроме того, согласно ответа на служебную записку от <Дата> б/н ООО «Владимирский карьер» снято с учета <Дата> по причине перерегистрации в <Адрес...> Республики Адыгея. На запрос о проверке факта льготной работы и истребовании от работодателя корректирующих сведений получен ответ от <Дата><№..> УПФР в <Адрес...>, согласно которого ООО «Владимирский карьер» не предоставляло документы о наличии работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем, факт льготной работы не может быть подтвержден. В выписке из ИЛС ЗЛ < Ф.И.О. >10 (дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования – <Дата>) содержатся сведения о работе заявителя в ООО «Владимирский карьер» (рег. <№..>): с <Дата> по <Дата> – на общих основаниях, без указания кода льготы, с <Дата> по <Дата> - на общих основаниях, без указания кода льготы, с <Дата> по <Дата> - на общих основаниях, без указания кода льготы, с <Дата> по <Дата> - на общих основаниях «АДМИНИСТР», с <Дата> по <Дата> - на общих основаниях, без указания кода льготы, (рег. <№..>) с <Дата> по <Дата> - на общих основаниях, без указания кода льготы. Период нахождения < Ф.И.О. >10 в отпуске без сохранения заработной платы с <Дата> по <Дата> исключен из специального стажа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов: с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта и с<Дата> по <Дата>- служба по призыву в рядах Советской армии, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды имели место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы истца: с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> годав должности дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, суд первой инстанции исходил из того, что Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от24.04.1992<№..>, предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение «дежурным по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятым приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением». В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в указанные периоды работы истца Лабинская станция согласно перечню предприятий и организаций Северо-Кавказской железной дороги относилась к станции первого класса с особо интенсивным движением, в связи с чем, имеются все основания для включения данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы истца: с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата> годав должности составителя поездов в ООО «Владимирский карьер»,суд первой инстанции исходил из того, что факт не внесения работодателем в сведения индивидуального персонифицированного учета о занятости работника в должностях с указанием кода льгот не является основанием для исключения указанных периодов работы из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца: с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> годав должности дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата> годав должности составителя поездов в ООО «Владимирский карьер» подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как основная работа подразумевает занятость полный рабочий день, при этом, в трудовой книжке истца нет записи, что тот работал неполный рабочий день или работал на неполную ставку.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в виду нижеследующего.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с <Дата>.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 03.10.2018г. № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии установлены в ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализациистатей 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от <Дата>г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N2производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденныйпостановлением< Ф.И.О. >1 от <Дата>г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N2производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденныйпостановлением< Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата>г.
В соответствии с пп. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется:
Списокпрофессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии спунктом "д" статьи 12Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденныйпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии состатьями 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением:
Правилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии состатьями 27и28Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "б"пункта 1постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, - применяются соответствующие положенияпунктов 97,108,109,110,112и113Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденногопостановлением< Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
При оценке трудовой деятельности истца в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", судебной коллегией установлено, что права на установление досрочной страховой пенсии у < Ф.И.О. >10 не имеется, ввиду отсутствия у последнего 12 лет 6 месяцев требуемого специального стажа.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >10 с<Дата> по <Дата> обучался в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, где в период с<Дата> по <Дата> и с<Дата> по <Дата> годаработал в качестве помощника машиниста электровоза в связи с прохождением производственной практики; с<Дата> по <Дата> годаслужил в рядах Советской Армии по призыву; с<Дата> по <Дата> годаработал помощником составителя поездов на станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги и с <Дата> по <Дата> - составителем поездов на станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги.
Периоды работы истца в качестве помощника машиниста электровоза, помощника составителя поездов и составителя поездов включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, правомерно не включен период обучения истца в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта с<Дата> по <Дата>.
Так, установлено, что в период учебы в техникуме истец в период с<Дата> по <Дата> и с<Дата> по <Дата> годаработал в качестве помощника машиниста электровоза в связи с прохождением производственной практики, что предусмотрено Списком N2производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденнымпостановлением< Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N1173.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665 при исчислении имевших место до <Дата>г. периодов по Списку <№..> от <Дата> применяется пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденногопостановлением< Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. «з»); обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (пп. «и»).
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил < Ф.И.О. >3, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
К периодам работы по Списку могут быть приравнены только периоды учебы в училищах, школах, которая предусмотрена пп. «з», тогда как истец обучался в техникуме (пп. «и»), соответственно учеба в техникуме не может быть приравнена к работе по Списку.
Кроме того, учеба в училище может быть приравнена к работе, которая следовала за ней, а не к работе, которая имела место в период учебы. После учебы не следовала работа по Списку, соответственно, приравнивать не к чему.
Согласно сведений трудовой книжки и военного билета истца, в период с <Дата> по <Дата> годаистец проходил службу по призыву в рядах Советской армии. За данным периодом следовал период работы истца: с <Дата> по <Дата>- помощником составителя поездов на станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги и с <Дата> по <Дата> - составителем поездов на станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги.
Период прохождения службы по призыву < Ф.И.О. >10 в рядах Советской армии относится к периодам деятельности до <Дата>, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
В спорный период действовало утвержденное постановлением < Ф.И.О. >2 от <Дата><№..> Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Согласно п.п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил < Ф.И.О. >3.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях пли в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Списком <№..> (1956 г.) должности помощника составителя поездов и составителя поездов, на которых истец работал в периоды, имевшие место после прохождения службы по призыву в рядах Советской армии, не предусмотрены, а предусмотрены только Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 272, поэтому период службы в армии не может быть приравнен к следовавшему за ним периоду работы по Списку <№..> от <Дата>.
Перед службой в армии имела место работа помощником машиниста электровоза, которая предусмотрена и Списком <№..> (1956 г.) и Списком <№..> от <Дата>, однако, в настоящее время действует Список <№..> от <Дата> и все периоды могут быть оценены по Списку <№..> от <Дата>.
Согласно пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата>г., применяется Список N2производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденныйпостановлением< Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N1173.
При применении пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий к работе по Списку <№..> может быть приравнен период службы в армии, продолжительностью не более, чем работа по Списку <№..>.
Истец в период производственной практики работал в должности помощника машиниста электровоза, которая предусмотрена Списком <№..>, всего 5 месяцев 17 дней, соответственно, в специальный стаж не может быть включен весь период службы в армии. Следовательно, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для включения в специальный стаж < Ф.И.О. >10 периода службы по призыву в рядах Советской армии в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части включения в специальный стаж истца периода с<Дата> по <Дата> - службы по призыву в рядах Советской армии подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения о частичном удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает, что включению в специальный стаж < Ф.И.О. >10, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, подлежит период службы по призыву в рядах Советской армии с <Дата> по <Дата> (5 мес. 17 дн.).
Судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истца: с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата>- дежурным по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, не подлежат включению в специальный стаж < Ф.И.О. >10 по следующим основаниям.
Так, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Списокпрофессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии спунктом "д" статьи 12Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденныйпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Данным Списком предусмотрены дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, пользующиеся правом на льготное пенсионное обеспечение.
Как и Союзное пенсионное законодательство (Закон < Ф.И.О. >3 от <Дата> "О государственных пенсиях") предусматривало пенсии в связи с особыми условиями труда, назначение которых связывалось с выполнением подземных работ, работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, вредными и тяжелыми условиями труда, так и в последующем в законодательстве Российской Федерации в Законе РСФСР от <Дата> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с <Дата>, так и в ныне действующем законодательстве – Федеральном законе № 400-ФЗ, вступившим в силу с <Дата>.
Следовательно, правовое регулирование пенсионных отношений в этой части, включая такое условие, как классность железнодорожных станций, так и интенсивность движения поездов, для дежурных станций, занятых приемом, оправлением и пропуском поездов на участках магистральных дорог, не изменилось.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
Именно поэтому в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№..> Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии спунктом "д" статьи 12Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", указаны дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, а не просто «дежурные по станции», как указано в трудовой книжке истца.
При этом, станции могут быть 1-5 классов либо внеклассные, класс станции зависит от объема выполняемых работ и размера движения поездов, закрепляется приказом по предприятию. Между тем, документов о классности станции истцом, как суду первой, так и суду апелляционной инстанции, не представлено.
Участки магистральных железных дорог могут содержать участки с интенсивным движением, что зависит от количества грузовых и пассажирских поездов, проходящих по графику на данном участке. Между тем, таких сведений истцом, как суду первой, так и суду апелляционной инстанции, не представлено. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции неправомерно включил в специальный стаж периоды работы истца: с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> - дежурным по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв.постановлениемПравительства РФ от <Дата> N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от <Дата> N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утв.постановлениемМинтруда РФ от <Дата> N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Во исполнениепункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <Дата>г. N258н утвержден Порядокподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом, в соответствии подпунктами 2 и 5 пункта 2 Порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда и работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Согласно п. 3 Порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Таким образом, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то страховая пенсия по старости ранее достижения возраста может назначаться и без истребования дополнительных документов.
Однако, в тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> N 958н утвержденпереченьдокументов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Подпунктом "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> N 958н, предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30,часть 1 статьи 31,пункт 7 части 1 статьи 32,статья 33Федерального закона "О страховых пенсиях").
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот <Дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет)связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определеныстатьей 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренныестатьей 11Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ).
Согласночасти 4 статьи 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 1015 утвержденыПравилаподсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пп. «а» п. 2 названных правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 4 правил).
Пунктом 43названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от <Дата> N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии состатьей 28Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиямстатей 59,60Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Периоды работы истца с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата>, с<Дата> по <Дата>- составителем поездов в ООО «Владимирский карьер» также не могут быть включены в специальный стаж < Ф.И.О. >10, так как отсутствует подтверждение занятости на льготной работе в течение полного рабочего дня.
Кроме того, отсутствие занятости в течение полного рабочего дня подтверждается тем, что с <Дата> работодатель не начислял и не уплачивал страховые взносы по дополнительному тарифу.
Как установлено и следует из материалов дела, < Ф.И.О. >10 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования <Дата>, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Установлено, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа < Ф.И.О. >10, а именно: с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Вывод суда первой инстанции о том, что факт не внесения работодателем в сведения индивидуального персонифицированного учета о занятости работника в должностях с указанием кода льгот не является основанием для исключения указанных периодов работы из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, несостоятелен (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <Дата> N 47-КГ17-13).
Именно работодатель (страхователь) в первую очередь определяет подлежит ли включению в специальный стаж тот или иной период работы в соответствии с нормами Федеральных законов.
Отсутствие льготных кодов – это одно из оснований отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, что подтверждается судебной практикой Верховного Суда РФ.
Судом первой инстанции не учтено, что в отношении < Ф.И.О. >10, работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы < Ф.И.О. >10 являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие выполнение им работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве составителя поездов в ООО «Владимирский карьер» в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости попункту 5 части 1 статьи 30Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ. Как суду первой, так и суду апелляционной инстанции, истцом такие документы не представлены.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении стажа < Ф.И.О. >10 представлялись, но недостоверность их не доказана, суду первой инстанции следовало в порядкестатей 56,57Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предложить < Ф.И.О. >10 представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости попункту 5 части 1 статьи 30Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ. Это судом выполнено не было.
При этом, сведения о специальном стаже < Ф.И.О. >10 не подтверждены записями в его трудовой книжке.
Согласноабзаца 4 статьи 66Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке < Ф.И.О. >10 содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой < Ф.И.О. >10 работы в его трудовой книжке не содержится.
При таком положении, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2< Ф.И.О. >9 учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы: с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, с<Дата> по <Дата> года– в качестве дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер» и назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения с заявлением о её назначении, т.е. с<Дата>.
Суд первой инстанции изложенные, значимые для дела обстоятельства не учел, в связи с чем, вынес неправильное решение, которое по основаниям ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, выносит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2< Ф.И.О. >9 учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы: с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, с<Дата> по <Дата> года– в качестве дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер» и назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения с заявлением о её назначении, т.е. с<Дата>; и о частичном удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода с<Дата> по <Дата>- службы по призыву в рядах Советской армии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >6 - удовлетворить частично.
Решение Курганинского районного суда Краснодарского края от <Дата> - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2< Ф.И.О. >9 учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы: с<Дата> по <Дата> - обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта, с<Дата> по <Дата> года– в качестве дежурного по станции Лабинская Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>- в качестве дежурного по станции Лабинская Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата>,с<Дата> по <Дата> года– в качестве составителя поездов ООО «Владимирский карьер» и назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения с заявлением о её назначении, т.е. с<Дата>; а исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода с<Дата> по <Дата>- службы по призыву в рядах Советской армии удовлетворить частично, включив в специальный стаж < Ф.И.О. >10, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период службы по призыву в рядах Советской армии с <Дата> по <Дата> (5 мес. 17 дн.).
< Ф.И.О. >12< Ф.И.О. >15
Судьи: < Ф.И.О. >14
ФИО1
Судья: < Ф.И.О. >4 Дело <№..>
По первой инстанции <№..>о А.Ю.УИД 23RS0<№..>-04