судья Дробина М.Л. Дело № 33-8622/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 06 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 в лице представителя ФИО2 на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службы исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском в обоснование указав, что проходит службу в системе ФСИН России в календарном исчислении на момент подачи рапорта 03.02.2014 года - 13 лет 08 месяцев 27 дней, что на основании ст. 4 ФЗ от 30.12.2002 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дает ему право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
03.02.2014 обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложены все необходимые документы, подтверждением является опись документов и справка секретаря комиссии от 03.02.2014. В конце февраля 2014 г. получил выписку из протокола № 4 от 20.02.2014 комиссии УФСИН России по СК о направлении заявления (рапорт) ФИО1, и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ. Протокол № 4 утвержден заместителем начальника УФСИН России по СК ФИО3 Комиссия ФСИН России с момента получения документов до 10.11.2016 не оповестила ФИО1 и УФСИН России по СК о принятом решении. В конце ноября 2016 г. на его обращение от 10.10.2016 по почте получил ответ начальника УКСНЭР ФСИН России ФИО4 № ОГ-20-41273 от 10.11.2016. -отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты согласно выписке из протокола № 37 от 30.05.2016 заседания комиссии ФСИН России в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (не представлена информация о регистрации сына за пятилетний период). Действия комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола № 37 от 30.05.2016, считает необоснованными и незаконными.
Просит суд: признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе №37 от 30 мая 2016г. в части, касающейся отказа ФИО1 и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – незаконным;
обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 03 мая 2014г. ФИО1 составом семьи из 4 человек: заявитель - ФИО1, супруга - ФИО5, сын - ФИО6, 11 апреля 2006года рождения, дочь - ФИО7, 24 сентября 2013года рождения,
признать незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах ФИО1, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований ФИО1- отказано в полном объеме.
Определением суда от 18.09.2017г. исправлена описка, допущенная в решении суда от 02.08.2017г., указано в тексте решения: «Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1», вместо: « суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1»
В апелляционной жалобе истец ФИО1 в лице представителя ФИО2 просит отменить решение как незаконное и необоснованное. В доводах жалобы указывает, что информация комиссии ФСИН России в протоколе №37 от 30.05.2016 не соответствует действительности, комиссия подтвердила факт регистрации сына заявителя с 08.12.2012г. по 08.12.2017г., а в материалах комиссии УФСИН России по СК 03.02.2014 находятся документы, подтверждающие то обстоятельство, что сын заявителя- ФИО6 был зарегистрирован и проживал по адресу: СК, <...>***, кв.2, с 16.01.2007 по 17.05.2013г., как следствие несостоятельности выводов суда о непредоставлении документов о месте жительства сына истца за период с 2010 г. по 2012 г. Не соответствует действительности доводы суда о непредставлении копии домовой книги с указанием регистрации за указанный период сына ФИО1 по адресу: Нефтекумский район, с.Каясула,*** кв.*, копий домовых книг и финансово-лицевых счетов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя стороны ответчика- ФИО8 об отклонении доводов жалобы, как несостоятельных, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходит службу в системе ФСИН России в календарном исчислении на момент подачи рапорта 03.02.2014 - 13 лет 08 месяцев 27 дней, что на основании ст. 4 ФЗ от 30.12.2002 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дает ему право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО9 с 12.11.2005 года, имеет сына ФИО6 **** года рождения и дочь ФИО7 **** года рождения. Жилых помещений на каком- либо виде права семья не имеет.
Также судом установлено, что с 08.12.2012 года по настоящее время истец семьей из четырех человек временно зарегистрирован сроком по 08.12.2017 г. по адресу: <...> д. * корп. *.
До этого семья была зарегистрирована по месту жительства по другому адресу: с. Каясула Нефтекумского района СК ул. Мира, *** ( домовая книга по дому №*** в дальнейшем номер этого же домовладения перенумерован в №*** кв.*), сняты в регистрационного учета по данному адресу 27.10.2009 года (истец, его супруга и сын) с перерегистрацией по данному адресу 07.05.2010г ( временная регистрация до 07.05.2013 г.)
В промежуток указанного выше времени с октября 2009 по май 2010 ФИО9 (супруга истца) и ФИО6 (сын истца) были зарегистрированы с 30.10.2009 г. (до 30.04.2010) по адресу : с.Кара-Тюбе Нефтекумского района СК ул. Школьная №**.
В дальнейшем ФИО9 (супруга истца) была зарегистрирована с 27.07.2011 по 04.12.2012 года по адресу: г.Ставрополь Октябрьский район СК ул. Полковничья *** литер *.
03.02.2014 ФИО1 обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. К данному рапорту были приложены документы, зарегистрирован в книге учета заявлений под № 119.
В конце февраля 2014 г. ФИО1 получил выписку из протокола № 4 от 20.02.2014 комиссии УФСИН России по СК. Комиссия УФСИН России по СК постановила направить заявление (рапорт) ФИО1 и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ. Протокол № 4 от 20.02.2014 заседания комиссии УФСИН России по СК утвержден заместителем начальника УФСИН России по СК ФИО3
Оспариваемым отказом № ОГ-20-41273 от 10.11.2016, в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России от 30.05.2016 № 37, ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 названных выше Правил № 369 (не представлена информация о регистрации сына за пятилетний период).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого ФСИН России решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, сослался на п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, а именно: отсутствие информации о регистрации сына заявителя за пятилетний период. Указанное обстоятельство не лишает права повторного обращения с заявлением.
Судебная коллегия, проверяя доводы жалобы, не находит оснований к их удовлетворению.
Суду представлена копия учетного дела сотрудника, в котором представлены следующие документы: заявление (рапорт) истца; послужной список; страницы паспорта истца; свидетельства о заключении брака; о рождении детей; о регистрации права на жилые помещения (на иных лиц); пенсионные (страховые) свидетельства; свидетельство о регистрации по месту пребывания № 6529 в отношении истца; копии страниц паспорта ФИО9 ( супруги истца);
свидетельство о регистрации по месту пребывания № 6531 ФИО9;
свидетельство о регистрации по месту пребывания №6530 ФИО10 (сына истца) в г.Ставрополе с 08.12.2012 по 08.12.2017г;
справки об отсутствии финансового лицевого счета по ул.Полковничья д.*** литер *; по ул.Мира д.* «*» г.Ставрополь; в с. Каясула Нефтекумского района СК;
выписка из домовой книги по адресу: <...> *** кв.* (заверена главой с/совета 13.01.2014 г. №3), в которой, в том числе, указаны данные о регистрации ФИО6 (сына истца) с 16.01.2007 до 17.05.2013г;
домовая книга <...> *** кв.* ( сын истца зарегистрирован 18.04.2007);
домовая книга <...> *** кв.* (указано о регистрации сына истца 16.01.2007, снят с учета 27.10.2009 года;
домовая книга <...> *** (сын истца зарегистрирован 07.05.2010 (временно до 07.05.2013);
домовая книга по ул.Мира д.* «*» г.Ставрополь( данные регистрации семьи с 08.12.2012г) ;
домовая книга по ул. Полковничья *** литер * г.Ставрополь (регистрация супруги истца);
справки ГУП СК «Крайтехинветаризации»; уведомления об отсутствии сведений о правах на недвижимое имущество.
В возражениях на иск представитель ответчика указывает о снятии с 27.10.2009 года н/летнего ФИО6 (сына истца) с регистрационного учета по адресу: <...> *** кв.* и регистрации его 08.12.2012 года в г.Ставрополе, то есть не представлена информацию о регистрации за этот период.
Более того, из представленной истцом только в судебное заседание домовой книги по адресу: <...> **, копия документа отсутствует в представленных материалах учетного дела, следует, что ФИО6 (сын заявителя) был зарегистрирован по указанному адресу (<...> **) с 30.10.2009 по 30.04.2010 года, затем перерегистрирован 07.05.2010 на другой адрес: <...> *** ( временно до 07.05.2013).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты представлен неполный комплект документов, что в соответствии с подп. «з» п.5 названных Правил препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у заявителя оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку ФИО1, претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (несовершеннолетнего сына), судебная коллегия считает, что доводы апеллянта о достаточности факта совместного проживания ребенка истца с родителями, представления требуемого пакета документов для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты являются необоснованными.
Отказывая в иске в части признания незаконными действий комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю суд сослался на положения Правил № 369 и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, членам их семей.., единовременной социальной выплаты.., утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года № 550, указав, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 августа 2017 года –оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.