ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8629/2013 от 12.09.2013 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Булыгин Р.В. гр. дело № 33-8629/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 12 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Калинниковой О.А.,

Судей – Ефремовой Л.Н. и Лазаревой М.А.,

при секретаре Овчинникове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21.06.2013 года, которым постановлено:

"Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу ФИО1 убытки за утрату права собственности на 1/2 доли трехкомнатной квартиры площадью 52,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, - 758 500 руб., расходы на оплату услуг представителя - 20 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 10 985 руб. в порядке, установленном ст. 333.40 НК РФ".

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту у правления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Отделению Федерального казначейства МФ РФ по <адрес> о взыскании убытков.

В обоснование исковых требований указал, что являлся собственником 1/2 доли трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес>, произошло полное выгорание лестничного марша в подъезде, в результате принадлежащее ему жилое помещение было приведено в непригодное для проживания состояние. Согласно отчету, стоимость его доли в квартире составляет - 758 500 рублей. Как ему стало известно, было принято решение о сносе жилого дома. Он обратился к ответчикам, а также в <адрес> г.о. Самара с просьбой в получении указанного решения, а также о выплате денежной компенсации за долю. Однако ответчики не выполнили возложенные на них обязанности - о принятом решении его не уведомили. В конце ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был снесен. Никаких уведомлений и документов о принятых решениях ему не высылалось, контракт о сносе дома был заключен и сам снос дома осуществлен ранее принятого решения в виде Распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара. Распоряжение принято ДД.ММ.ГГГГ, контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ, снос произведен в ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение и не выплачена денежная компенсация за долю, чем нарушены его жилищные права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, ФИО1 просил суд взыскать с Департамента управления имуществом г.о. Самара в счет возмещения убытков компенсацию рыночной стоимости доли квартиры в сумме 758 500 руб., а также расходы на оплату услуг представителя, государственной пошлины.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагают, что снос жилого дома до принятия решения об этом, о нарушении действующего законодательства не свидетельствует. Кроме того, распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара Департаменту управления имуществом было поручено предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, тогда как истец является собственником 1/2 доли квартиры и согласно ст. 211 ГК РФ несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. На учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ФИО1 не состоял, а поэтому у Департамента, в силу закона, отсутствовала обязанность по обеспечению его жилым помещением, как не имелось обязанности и по его выкупу. В связи с этим, полагают, что требования истца о взыскании с Департамента убытков не подлежат удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО2 доводы жалобы поддержала.

ФИО1 и его представитель ФИО3, а также представитель Департамента финансов администрации г.о. Самара ФИО4 просили решение суда оставить без изменения.

Представители третьих лиц - администрации г.о. Самара, администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки не представили.

В силу ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, регулирующей порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, - признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 32 Жилищного Кодекса
жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 11, 12 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ, в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся собственником 1/2 доли трехкомнатной <адрес> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом был поврежден в результате пожара (л.д. №).Порядок признания жилого помещения не пригодным для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Установлено, что по заключению межведомственной комиссии городского округа Самара по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. №).

Межведомственной комиссией установлено, что обследуемое здание находится в неудовлетворительном аварийном состоянии, грозящем обрушением.

В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

Согласно распоряжению первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1). На администрацию <адрес> возложена обязанность обеспечить информирование граждан, проживающих в доме, о содержании настоящего распоряжения в пятидневный срок со дня его подписания путем направления им копий настоящего распоряжения и заключения комиссии (п. 2). Департамент управления имуществом г.о. Самара в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязан предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (п. 3). Обязанность по сносу возложена на собственника многоквартирного жилого дома в течение шести месяцев со дня исполнения пункта 3 распоряжения (п. 4) ( л.д. №).

Установлено также, что деятельность по выявлению и ликвидации на территории г.о. Самара жилых домов, являющихся ветхими и грозящих обрушением, а также ветхих нежилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Регламентом деятельности по ликвидации ветхих жилых домов и нежилых зданий на территории г.о. Самара, утвержденным распоряжением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 раздела 5 указанного Регламента Департамент управления имуществом г.о. Самара принимает распоряжение о сносе ветхого и аварийного жилого дома или ветхого нежилого здания и обеспечивает их снос.

Согласно пункту 2.1 раздела 3 указанного Регламента главы администраций районов в течение 5 рабочих дней со дня подписания первым заместителем Главы городского округа Самара распоряжения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу уведомляют собственников помещений в указанном доме о принятом решении.

При этом, в случае, если собственники помещений в ветхом и аварийном жилом доме не исполнили указанное в пункте 2.1 Регламента требование, главы администраций районов подготавливают проект постановления Администрации городского округа Самара об изъятии соответствующего земельного участка и жилых и нежилых помещений ветхого аварийного дома, расположенного на нем, для муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Регламента в течение года со дня уведомления собственников о принятом решении главы администраций районов обеспечивают заключение соглашений Главы городского округа Самара с собственниками жилых и нежилых помещений о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка и (или) расположенных на нем жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, снос указанного выше многоквартирного жилого дома был произведен в ДД.ММ.ГГГГ, до издания распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом управления имуществом и <данные изъяты> в целях обеспечения муниципальных нужд (л.д. №).

При этом, заключение межведомственной комиссии и распоряжение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу в адрес ФИО1 своевременно не направлялись; заключить соглашение о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа жилого помещения для муниципальных нужд, истцу не предлагалось, несмотря на его неоднократные обращения по данным вопросам в ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента управления имуществом <адрес>, в Администрацию <адрес>, (л.д. №). В ответе Департамента управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ было указано на то, что оснований для предоставления ФИО1 жилого помещения не имеется, поскольку он как собственник несет риск случайной гибели имущества (л.д.№).

Иное жилое помещение либо компенсацию стоимости 1/2 доли жилого помещения, утраченного в результате сноса дома по <адрес>, истец не получил, что противоречит требованиям ст. 35 Конституции РФ, ст. 32 Жилищного Кодекса РФ и нарушает жилищные права истца.

В соответствии со статьями 27, 47 Устава городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, Департамент управления имуществом является органом местного самоуправления городского округа Самара, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара, в том числе полномочиями по исполнению постановлений Администрации г.о. Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры.

В силу ч. ч. 8, 9, 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ Департамент управления имуществом самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с бюджетным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность компенсировать истцу стоимость утраченного в результате сноса многоквартирного дома жилого помещения должна быть возложена на Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Исходя из смысла п. 7 ст. 32 ЖК РФ, определение выкупной цены изымаемого жилого помещения должно осуществляться в строгом соответствии с конституционным принципом о равноценности такого возмещения, тогда как равноценным возмещением будет такая выплата собственнику, размер которой позволит ему приобрести имущество, аналогичное по своим качествам тому, которое он теряет в результате принудительного отчуждения. Следовательно, собственник жилого помещения, получив выкупную цену, должен иметь реальную возможность приобрести иное жилое помещение.

Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость трехкомнатной квартиры площадью 52,30 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>3, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 517 000 рублей. Стоимость доли истца составляет 758 500 руб. (л.д. №).

Опровергающих указанную стоимость имущества доказательств не представлено.

Принимая во внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение подлежит выкупу по рыночной стоимости, суд обоснованно взыскал с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ФИО1 758 500 рублей.

Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины судом разрешен в соответствии с требованиями ст.ст. 100, 103 ГПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.

Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о том, что ФИО1 как собственник доли жилого помещения в многоквартирном доме, признанном подлежащим сносу, обязан нести расходы по сносу дома, не могут быть учтены, поскольку такая обязанность законом либо договором на него не возложена; к тому же органом, принявшим решение о сносе дома, требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок собственникам жилых помещений не направлялось и каких либо сроков для принятия решения собственниками жилых помещений по этому вопросу не устанавливалось, чем был нарушен предусмотренный законом порядок.

Более того, по распоряжению первого заместителя Главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по сносу была возложена на собственника жилого дома, состоявшего в реестре муниципальной собственности, то есть в собственности муниципального образования, полномочия от имени которого по владению, пользованию и распоряжению имуществом городского округа Самара осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Ссылки в жалобе на ст. 211 ГК РФ о том, что собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений данной нормы права, такой риск собственник несет только в случае если иное не установлено законом.

В данном случае действующим жилищным законодательством установлен порядок обеспечения прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в связи со сносом многоквартирных жилых домов, который предполагает выкуп жилого помещения или предоставление по соглашению с собственником иного жилого помещения.

Таким образом, законом установлено право выбора собственником жилого помещения способа компенсации за утраченное имущество.

Обязанность компенсировать истцу убытки судом правильно возложена на Департамент управления имуществом г.о. Самара, который в силу Устава г.о. Самара и п. 1.10 «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.о. Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 г. № 754, осуществляет функции заказчика работ по сносу и реконструкции аварийного и ветхого жилищного фонда г.о. Самара и является получателем финансовых и материальных ресурсов в рамках реализации на территории городского округа Самара действующего законодательства по обеспечению граждан жильем.

Судебная коллегия полагает, что имеющие значение для дела обстоятельства судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с подп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставления другого конкретного жилого помещения, взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, что судом оставлено без внимания, судебная коллегия полагает уточнить резолютивную часть решения суда указанием на прекращение права собственности ФИО1 в отношении указанного выше жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21.06.2013 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, дополнив ее указанием о прекращении права общей долевой собственности ФИО1 в виде ? доли в трехкомнатной квартире, кадастровый номер №, площадью 52, 30 кв.м. по адресу: <адрес>.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: