ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8633/17 от 21.11.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-8633/2017 Строка № 200 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Воронеж 21 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Шабановой О.Н.,

судей Батищевой Л.В., Иванцовой Г.В.,

при секретаре Тарасове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Батищевой Л.В.

гражданское дело по иску администрации городского округа город Воронеж к ООО «Дом быта», Федоровой Ольге Сергеевне, Образцовой Ирине Витальевне о понуждении привести фасад здания в соответствие с установленными требованиями, обязании осуществить демонтаж информационных и рекламных конструкций, не соответствующих установленным требованиям

по апелляционной жалобе администрации городского округа город Воронеж

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 августа 2017 года

(судья Хрячков И.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация городского округа город Воронеж обратилась в суд с иском к ООО «Дом быта», Федоровой О.С., Образцовой И. В. и с учетом уточненных требований просила

обязать ответчиков привести фасад здания, расположенного по адресу: * в соответствие с требованиями Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21 октября 2015 года № 806 и паспорта фасада здания (сооружения) №* по ул. * в г. Воронеж, утвержденного управлением главного архитектора городского округа 05 мая 2016 года, а также обязать провести демонтаж информационных и рекламных конструкций, размещенных на фасаде здания, расположенного по адресу: *, не соответствующих требованиям Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21 октября 2015 года № 806 и паспорту фасада здания (сооружения), расположенного по адресу: *, утвержденному управлением главного архитектора городского округа 05 мая 2016 года.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 августа 2017 года администрации городского округа город Воронеж в удовлетворении исковых требований отказано (т.1 л.д. 264-267).

Не согласившись с решением суда, администрация городского округа город Воронеж обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования (т.2 л.д. 11-14).

Истец - администрация городского округа город Воронеж в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом и в установленном порядке, представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчики ФИО1, ФИО2, представители третьих лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, ООО «СТАФФ АУТДОР МЕДИА ПРОДАКШН» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, судебная коллегия на основании ч.1 ст. 327 и ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя третьего лица – Управы Ленинского района городского округа город Воронеж – ФИО3, представителя третьего лица – Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО4, представителя ответчика ФИО2 по доверенности ФИО5, представителя ответчика ООО «Дом Быта» по доверенности Смирновой В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Предусмотренных частью 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

К вопросам местного значения городского округа отнесено так же утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (сооружений), а также требования к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений (п.25 ч.1 ст.16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:.. . 3) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Постановлением Правительства Воронежской области от 09.02.2015 № 60 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365» в Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области внесены изменения в части государственных функций, государственных услуг и прав департамента. В соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные услуги: выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж (п.3.3.22 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области).

Согласно ч.9 ст. 19 Закона РФ от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 17 ст. 19 Закона РФ от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.

В соответствии с п. 1.1. Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806 Дизайн- регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» (далее - Дизайн-регламент) устанавливает единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определяет типы и виды рекламных и информационных конструкций, иных элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города.

В соответствии с пунктом 7.1.5 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II, собственники, владельцы зданий (сооружений) и иные лица, на которых возложены обязанности по содержанию зданий (сооружений), обязаны содержать фасады в надлежащем состоянии, соответствующем утвержденному паспорту фасада здания (сооружения), сохранять архитектурно- художественный облик зданий (сооружений), выполнять требования, предусмотренные действующим законодательством, правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений, настоящими Правилами и нормативными правовыми актами администрации городского округа город Воронеж.

В соответствии с пунктами 7.1.1, 7.1.2 Правил благоустройства, пунктом 3.2. Дизайн-регламента паспорт фасада здания (сооружения) определяет внешний вид фасадов зданий (сооружений), т.е. внешний облик, цветовое решение, конструктивные элементы фасада, места размещения информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений), рекламных конструкций, дополнительного оборудования, их тип, вид и размер.

В соответствии с пунктом 3.5. Дизайн-регламента паспорт фасада здания (сооружения) изготавливается в соответствии с архитектурным решением здания (сооружения), подготовленным в составе проектной документации на строительство данного здания (сооружения), а в случае его отсутствия - исходя из объемно-пространственного решения здания, его стилистических особенностей, с учетом архитектурно-пространственного окружения и визуальных характеристик городской среды, композиционной и стилевой целостности, унификации, соразмерности и пропорциональности, соответствия системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму, т.е. паспорт фасада здания (сооружения) определяет внешний вид фасада здания с учетом соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.

Согласно п. 3.6 Дизайн-регламента индивидуальное оборудование и оформление окон, витрин, входов, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений и рекламных конструкций осуществляется на основании архитектурного решения фасада, выполненного в соответствии с утвержденной формой паспорта фасада здания (сооружения) в целом для фасада всего здания с учетом существующих входов, витрин, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, рекламных конструкций, соответствующих паспорту фасада здания (сооружения).

Паспорт фасада здания (сооружения) согласовывается начальником отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям управы района по месту нахождения здания (сооружения), собственниками здания (сооружения) и утверждается руководителем управления главного архитектора городского округа (п.3.8 Дизайн-регламента).

Согласно п. 3.15 Дизайн-регламента изменения фасада, связанные с размещением на фасаде здания, сооружения рекламных конструкций возможны при условии соблюдения требований ФЗ «О рекламе» при наличии предусмотренной действующим законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами разрешительных документов в соответствии с порядком и требованиями, установленными настоящим Дизайн-регламентом.

В соответствии с пунктом 10.1. Дизайн-регламента фасады нежилых зданий, сооружений, не соответствующие требованиям настоящего Дизайн-регламента и форме паспорта фасада здания (сооружения) подлежат приведению в соответствие требованиям настоящего Дизайн-регламента и формы паспорта фасада здания (сооружения) в течение 90 календарных дней с даты утверждения паспорта фасада здания.

В соответствии с пунктом 7-1.3 Правил благоустройства паспорт фасада здания (сооружения) изготавливается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела собственниками помещений, составляющих в целом нежилое здание № по ул. <адрес> в г. Воронеж являются ООО «Дом быта», ФИО1, ФИО2.

29.05.2015г. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области ООО «Дом Быта» выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № * (срок действия до 28.05.2022г.), № * (срок действия до 28.05.2022г.), № * (срок действия до 28.05.2022г.), № * (срок действия до 28.05.2025г.). Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции были изготовлены макеты (эскизы) расположения рекламных конструкций, которые были согласованы с руководителем Управления главного архитектора г. Воронежа ФИО6 (т.1 л.д. 138-149).

26 апреля 2016 года в адрес ООО «Дом Быта» было направлено уведомление о необходимости приведения фасада здания, расположенного по адресу: * в соответствие с требованиями, установленными Дизайн - регламентом, в том числе путем демонтажа информационных и рекламных конструкций, размещенных на фасаде здания и не соответствующих требованиям Дизайн-регламента в срок до 28.04.2017г. (т. 1 л.д. 23).

28 апреля 2016 года было проведено выездное рабочее совещание по вопросу реализации положений Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», правообладателям нежилых встроенных помещений, расположенных по ул. *, д. * рекомендовано произвести демонтаж баннеров и рекламных конструкций помещений, не соответствующих требованиям Дизайн-регламента в срок до 10 мая 2016 года (т.1 л.д. 20-22).

05 мая 2016 г. управлением главного архитектора городского округа был изготовлен и утвержден паспорт фасада здания №* по улице * в городе Воронеж (т.1 л.д. 10-19).

Письменных доказательств вручения паспорта фасада здания ответчикам под роспись суду первой инстанции не представлено, в материалах дела они отсутствуют. Сведения о выдаче и вручении паспорта собственникам здания в паспорте фасада здания так же отсутствуют.

Поскольку собственники здания требования не исполнили, фасад здания не был приведен в соответствие с установленными требованиями, в августе 2016 года в отношении ООО «Дом Быта» был составлен ряд протоколов об административных правонарушениях, заключающихся в несоблюдении ООО «Дом Быта» абз. 3,7 п. 1-1.6 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 г. № 190-II при размещении на фасадной части нежилого помещения по адресу: * рекламных баннеров (т.1 л.д. 101-112).

Постановлениями административной комиссии при управе Ленинского района городского округа город Воронеж (№ *от 22.09.2016г., №№ * от 06.10.2016г.) ООО «Дом Быта» привлечено к административной ответственности по ст. 33.1 Закона Воронежской области № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» в виде штрафа в сумме 5 000 руб. за каждое нарушение п. 7.-1.2, абз. 4 п. 7-1.6 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 г. № 190-II. Указанные постановления вступили в законную силу.

Как следует из письменных возражений третьего лица – Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.05.2017г. № 52-13-4133 в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с ФЗ «О рекламе» Департаментом на основании заявления ООО «Дом Быта» были изданы приказы №№ *от 29.05.2015г. о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – рекламы на здании, расположенном по адресу: *. Дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» был утвержден постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806. Несоответствие фасада здания, на котором расположена рекламная конструкция требованиям Дизайн-регламента и паспорту фасада здания не является основанием для аннулирования разрешения (т.1 л.д. 134-137, 214-215).

Полагая, что ответчики как собственники здания не привели фасад здания в соответствие с требованиями Дизайн-регламента и паспорта фасада здания (сооружения), нарушив тем самым требования муниципальных нормативных правовых актов, администрация городского округа город Воронеж обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями вышеуказанных норм муниципальных правовых актов, суд первой инстанции, учитывая, что доказательств выдачи ответчикам утвержденного и оформленного в установленном порядке паспорта фасада здания не представлено, доказательств согласования его с собственниками здания не представлено, при изготовлении паспорта фасада здания не учтены существующие входы, витрины, информационные элементы и устройства фасада здания, рекламных конструкций, на которые у ООО «Дом Быта» есть разрешения на установку и эксплуатацию, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований администрации городского округа город Воронеж.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.

Суд первой инстанции верно указал, что доводы истца о том, что 28.04.2016г. было проведено выездное совещание с участием правообладателей помещений здания не нашли своего подтверждения, поскольку суду не представлено достаточных и допустимых доказательств проведения данного совещания.

Доводы жалобы о том, что ответчик не отрицал в суде первой инстанции получение в сентябре 2016 года паспорта фасада здания, однако не предпринял действий к приведению фасада здания в соответствие с требованиями, являются несостоятельными, поскольку в данном случае с ответчиками паспорт фасада здания не был согласован в соответствии с требованиями п.п. 3.7.-3.8 Дизайн-регламента, при его изготовлении не учтены существующие входы, витрины, информационные элементы и устройства фасада здания, рекламных конструкций, на которые у ООО «Дом Быта» имеются разрешения на установку и эксплуатацию, доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Кроме того, судебная коллегия так же отмечает, что разрешения, выданные ООО «Дом Быта» на размещение спорных рекламных конструкций никем не оспорены, действуют и не аннулированы. Указанные разрешения были выданы до принятия администрацией городского округа город Воронеж постановления от 21.10.2015 № 806 об утверждении Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж».

Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы истца в дополнительной проверке не нуждаются, по существу сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: