ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-863421АВГУ от 21.08.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Поносова И.В.

Дело №33-8634 21 августа 2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Варзиной Т.В. и Смирновой М.А. при секретаре Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе Трушникова Сергея Васильевича на решение Кировского районного суда г.Перми от 5 июня 2019 г., которым постановлено:

«Трушникову Сергею Васильевичу в удовлетворении иска к Публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» о взыскании денежных средств в размере 5031,77 рублей, штрафа, о возложении обязанности по смене в лицевом счете номера электросчетчика, о перерасчете потребленной электроэнергии, о возложении обязанности по предоставлению договора по оказанию услуг – отказать.»

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истца Трушникова С.В., его представителя Трушниковой Н.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Трушников С.В. обратился в суд с иском к ПАО «Пермэнергосбыт» в котором, (с учетом уточнения исковых требований) просил о взыскании денежных средств в размере 5031,77 рублей, штрафа, о возложении обязанности по смене в лицевом счете номера электросчетчика, о перерасчете потребленной электроэнергии, о возложении обязанности по предоставлению договора по оказанию услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является владельцем дома по адресу: ****. В ноябре 2015 по требованию ПАО «Пермэнергосбыт» вынужден был за свой счет приобрести и установить в доме новый электросчетчик. Для опломбировки счетчика был вызван специалист из Краснокамских Электрических сетей (КЭС). К дате установки нового электросчетчика была уплачена вся сумма за потребленную электроэнергию по показаниям старого электросчетчика. По заявке истца 9 ноября 2015 г. проверки и опломбировка прибора учета надлежащим образом ответчиком осуществлена не была по настоящее время данные прибора учета не переданы в «Пермэнергосбыт». В результате действий ответчика им производятся необоснованные начисления и предъявляются иски в суд. С учетом сложившейся ситуации оплата истцом производится на основании показаний имеющегося прибора учета.

Участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения, указывая на неверное применение судом норм материального права, неправильное установление обстоятельств дела. Полагает необоснованным требование о замене прибора учета. Приводит доводы о том, что в данном случае расчеты между сторонами должны производиться по показаниям прибора учета, установленного на опоре у дома истца. Полагает необоснованным начисление платы исходя из норматива потребления, взыскание ответчиком такой задолженности и ограничение подачи электрической энергии ответчиков. Считает, что судом были допущены нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель на отмене решения суда настаивали.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение истца и его представителя, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила учета электроэнергии изложены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., и Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.

Согласно п. 42 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81).

На основании п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (в сторону уменьшения значения).

В силу п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Трушникову С.В. с 24.08.2001 на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 38,4 кв.м., расположенный по адресу: ****.

Истец Трушников С.В. также является потребителем коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме по указанному адресу.

В апреле 2016 года Трушников С.В. обращался в ПАО «Пермэнергосбыт» с заявлением о порядке расчетов за потребленную электроэнергию, способах передачи показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии.

ПАО «Пермэнергосбыт» дан ответ № 630-08-06/970 от 18.04.2016, что жилой дом, расположенный по адресу: **** оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии СО-2 № г919065 который не соответствует нормам, действующего законодательства РФ об обеспечении единства средств измерений, втом числе по классу точности. Класс точности ИПУ СО-2 № г919065 - 2,5, истек срок межповерочного интервала, что позволяет считать указанный ИПУ вышедшим из строя. Гарантирующий поставщик (ПАО «Пермэнергосбыт») не располагает данными о иных установленных в жилом доме № ** по ул. **** п. Оверята и введенных в эксплуатацию ИПУ. От сетевой организации (МУП «КЭС Краснокамского муниципального район») в адрес Гарантирующего поставщика акт ввода в эксплуатацию ИПУ по указанному адресу не поступал. Заявка на ввод установленного по адресу: **** ИПУ в эксплуатацию не поступала. Таким образом, Гарантирующий поставщик вынужден осуществлять расчеты за электроэнергию предоставленную в указанный жилой дом исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению (Правил № 354). В случае замены ИПУ, рекомендует обратиться в адрес либо Сетевой организации (г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, д. 18), либо Гарантирующего поставщика (г. Краснокамск, ул. Маяковского, д. 16) с заявкой о необходимости ввода в эксплуатацию замененного ИПУ.При ведении расчетов за потребленную электроэнергию по показаниям установленного и введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии, Гарантирующим поставщиком реализована возможность передачи показаний ИПУ следующими способами: по телефону 8-800-300-66-33, в личном кабинете через официальный сайт ПАО «Пермэнергосбых» www.permenergosbvt.ruиз любого региона.

В июле 2016 года Трушников С.В. обращался в адрес президента Российской Федерации по вопросу отсутствия в квитанциях и в личном кабинете предыдущих показаний, отсутствия бесплатного телефона для передачи данных из другого региона и начисления платы за потребленную электроэнергию по нормативу ПАО «Пермэнергосбыт».

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просило ПАО «Пермэнергосбыт» предоставить информацию и пути решения по данному вопросу.

ПАО «Пермэнергосбыт» дан ответ, что ПАО «Пермэнергосбыт» в письме № 630-08-06/970 направленном 18.04.2016в адрес Трушникова С.В. дало подробные разъяснения о расчетах за электроэнергию предоставленную в принадлежащий Трушникову С.В. жилой дом по адресу; п. ****, ул. ****. Вышеуказанным письмом пояснено, что Гарантирующий поставщик (ПАО «Пермэнергосбыт») не располагает данными о вновь установленных в жилом доме № ** по ул. **** п. **** индивидуальных приборах учета электрической энергии и о вводе в эксплуатацию указанных ИПУ. От сетевой организации (МУП «КЭС Краснокамского муниципального район») в адрес Гарантирующего поставщика акт ввода в эксплуатацию ИПУ по указанному адресу не поступал. В адрес Гарантирующего поставщика Трушников С.В. с заявлением о вводе в эксплуатацию ИПУ не обращался. Электроснабжение жилого дома **** осуществляется в полном объеме. При таких обстоятельствах, Гарантирующий поставщик вынужден осуществлять расчеты за электроэнергию предоставленную в указанный жилой дом исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Мер к урегулированию сложившейся ситуации Трушниковым С.В. не принято. В письме № 630-08-06/970 пояснялось, что после ввода в эксплуатацию ИПУ, Гарантирующий поставщик будет иметь основания для осуществления расчета размера платы за электроэнергию, предоставленную в жилой дом № ** по ул. **** п. ****, исходя из показаний такого ИПУ. При ведении расчетов за предоставленную электроэнергию по показаниям установленного и введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии, Гарантирующим поставщиком реализована возможность передачи показаний ИПУ следующими способами: по телефону 8-800-300-66-33, в личном кабинете через официальный сайт ПАО «Пермэнергосбыт» www.permenergosbyt.ru из любого региона. Информация о бесплатном номере телефона и официальном сайте ПАО «Пермэнергосбыт» печатается ежемесячно в квитанциях, направляемых гражданам-потребителям.

18.07.2016 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес Трушникова С.В. направлен ответ на обращение от 30.06.2016, согласно которому Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Пермэнергосбыт». В ходе проверки 29.03.2016 выявлены нарушения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги, выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое ПАО «Пермэнергосбыт» исполнено.

В августе 2016 года Трушников С.В. обратился с в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» с заявлением о проверке прибора учета электрической энергии, установленного в жилом доме по адресу: ****, на которое дан ответ от 12.08.2016, что гарантирующим поставщиком неоднократно предпринимались попытки проведение проверки индивидуального прибора учета электроэнергии установленного в жилом доме по указанному выше адресу, однако никого не заставали дома. На телефон 89024414352, указанный в договоре электроснабжения не отвечают. Исходя из вышеизложенного, Гарантирующий поставщик уведомляет вновь о проведении проверки ИПУ, которая состоится 15.08.2016 с 10.00 до 12.00 часов по адресу: ****, просит обеспечить доступ к ИПУ.

26.10.2016 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края рассмотрено обращение Трушникова С.В. по вопросу о несогласии с действиями ресурсоснабжающей организации, поступившее из Прокуратуры города Краснокамска. Сообщают, что в обращении не указаны сведения о фактах нарушения обязательных требований, надзор за соблюдением которых осуществляет Инспекция. Оснований для принятия мер со стороны Инспекции нет. Дополнительно сообщают, что вопрос о получении акта ввода прибора учета в эксплуатацию вправе урегулировать по соглашению с ресурсоснабжающей организацией при недостижении согласия – решить вопрос в судебном порядке. Также указано, что согласно п. 81(9) Правил № 354, ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.

Из электронной переписки Трушникова С.В. с представителем ПАО «Пермэнергосбыт» Л1. следует, что 18.04.2017 ПАО «Пермэнергосбыт» уведомляет Трушникова С.В. о проведении проверки ИПУ 24.04.2017 в 10:00 часов, просит обеспечить доступ к ИПУ.

20.04.2017 Трушников С.В. сообщает, что может принять представителя в заранее согласованное время и только в субботу и воскресенье, при предварительном предоставлении всех законно оформленных правоустанавливающих документов, отправленных ему по электронной почте. На указанное сообщение Л1. дан ответ, что запланированная проверка ИПУ состоится 24.04.2017 в 10:00 часов и не может быть изменена. Все необходимые для проведения проверки документы были предоставлены ранее.

Согласно акту проверки (замены) 1-фазного электросчетчика (для физических лиц) № 194 от 24.04.2017, составленного представителем ПАО «Пермэнергосбыт» техником Л2. и инспектором АО «КЭС КМР» З. в присутствии соседей, провести проверку ИПУ по адресу: **** не представилось возможным, не предоставлен доступ к ИПУ.

10.02.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Краснокамску УФССП России по Пермскому краю на основании судебного приказа № **/2017 от 12.07.2017 выданного в отношении Трушникова С.В. о взыскании в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за электроэнергию, вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника.

06.08.2018 на обращения Трушникова С.В. о порядке расчетов за электроснабжение, по адресу: ****, ПАО «Пермэнергосбыт» дан ответ, что ПАО «Пермэнергосбыт» неоднократно направляло в адрес Трушникова С.В. подробные разъяснения о порядке ввода в эксплуатацию установленного ИПУ электрической энергии. Доводило до сведения, что ПАО «Пермэнергосбыт» не располагает данными о вновь установленном в жилом доме по указанному адресу ИПУ и о вводе в эксплуатацию указанного ИПУ. Акт ввода в эксплуатацию от МУП «КЭС КМР» не поступал. Трушников С.В. с заявлением о вводе в эксплуатацию ИПУ не обращался. Доступ к ИПУ в установленный уведомлением срок обеспечен не был. При таких обстоятельствах, Гарантирующий поставщик вынужден осуществлять расчеты за электроэнергию исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

30.08.2018 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес Трушников С.В. направлен ответ на обращение, поступившее из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю 01.08.2018. указано, что по вопросам правомерности предъявления требований об оплате задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, а также о причинах отключения жилого помещения от сетей электроснабжения, Трушникова С.В. был проинформирован письмом Инспекции от 15.01.2018 № СЭД-45- 10-10-30.

Сообщают, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354. По запросу Инспекции ПАО «Пермэнергосбыт» представлена информация, согласно которой жилой дом № ** по улице **** поселка **** Краснокамского района Пермского края был оборудован прибором учета электрической энергии, имеющийся класс точности 2,5. Прибор учета электроэнергии класса точности 2,5 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и подлежит замене. Информация о замене прибора учета электрической энергии в Вашем жилом доме у ПАО «Пермэнергосбыт» отсутствует. Таким образом, плата за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета электрической энергии, или оборудованном индивидуальным прибором учета, но не введенном в эксплуатацию в порядке, предусмотренным разделом VII Правил № 354, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. По информации, представленной ПАО «Пермэнергосбыт», имеется задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению, в связи с чем, ресурсоснабжающей организацией направлена заявка в адрес МУП «Краснокамская КЭС» на отключение Вашего жилого дома от сетей электроснабжения.

Разъяснен вопрос о порядке заключения договора о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, указано, что обязанность потребителя по оплате фактически потребленных коммунальных услуг возникает независимо от способа заключения договора. Также указано, что если Трушников С.В. считает что его права и законные интересы нарушены, то он вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за их защитой.

Согласно данным ПАО «Пермэнергосбыт» на июнь 2019 у Трушникова С.В. имеется задолженность за потребленную электрическую энергию в жилом доме № ** по ул. **** в сумме 10247,86 рублей за период с июля 2015 по август 2017 (что подтверждается актом сверки, квитанцией за май 2019).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.2, 8, 421, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п.,11, 34, 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, пп. "г" п. 34, п.42, п.66, п. 80, п.81 (14) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что ответчик, в отсутствие показаний индивидуального прибора учета электроэнергии обоснованно производил расчет размера платы за электроэнергию, предоставленную в жилой дом по нормативу потребления.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Пунктом 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, предусмотрено, что действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Соответственно, договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

Таким образом, поскольку и является потребителем электрической энергии и на его имя открыт лицевой счет, то между сторонами сложился договор энергоснабжения, по условиям которого истец обязана производить оплату за потребленную электроэнергию в установленном размере и порядке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 установлено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В силу пункта 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Из материалов дела следует, что ранее установленный в доме истца прибор учета СО -2 №г919065 не соответствует нормам законодательства об обеспечении единства измерений в том числе по классу точности, в отношении этого прибора истек срок поверки, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для начисления платы исходя из показаний такого прибора.

Доводы жалобы о том, что межповерочный интервал прибора учета, установленного в 2006 г. не истек какими-либо доказательствами не подтвержден и опровергается перепиской сторон.

Доводы истца о необоснованном уклонении ответчика от принятия в эксплуатацию вновь установленного прибора учета являются необоснованными.

Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Таким образом, ввод в эксплуатацию прибора учета носит заявительный характер и предполагает проведение проверки технических характеристик прибора учета, правильность его установки и текущих показаний.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец с заявлением о вводе в эксплуатацию прибора учета в установленном порядке не обращался, сведения об этом материалы дела не содержат, напротив представленная в дела переписка истца с ответчиком свидетельствует о том, что ему разъяснялся порядок ввода в эксплуатацию прибора учета, после чего ответчик будет иметь возможность осуществлять расчет платы за электроэнергию исходя из показаний установленного истцом прибора учета.

Из имеющейся переписки сторон и составленных ответчиком актов следует, что истец не предоставляет доступ в жилое помещение для проверки прибора учета, что объективно препятствует его вводу в эксплуатацию, в связи с чем ответчик, в отсутствие сведений о показаниях прибора учета был обязан осуществлять начисление исходя из норматива потребления.

Временное отсутствие истца в доме в связи с выездом в апреле 2017 г. в другой населенный пункт не свидетельствует о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию в эксплуатацию прибора учета, установленного в жилом помещении истца.

Ссылка истца на направление писем и жалоб в различные инстанции не свидетельствует само по себе о надлежащем обращении с заявлением о вводе в эксплуатацию прибора учета в порядке, предусмотренном Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Соответственно, поскольку истец как собственник не выполнил возложенную на него обязанность по замене электрического счетчика, ответчик не нарушил нормы действующего законодательства осуществляя начисление платы за электроэнергию, исходя из нормативов потребления.

Доводы жалобы истца о наличии оснований для определения размера задолженности и фактически потребленной электроэнергии по показаниям прибора учета, установленного на опоре линии ЛЭП у дома истца не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку такие требования предметом спора не являлись, а кроме того, материалы дела не содержат объективных сведений об установке и принятии в эксплуатацию для определения объема потребления энергии в жилом помещении истца каких-либо приборов учета.

Указание в жалобе на незаконное предъявление ответчиком исковых требований о взыскании задолженности по электроснабжению и необоснованное, по мнению истца, взыскание судами такой задолженности само по себе не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку начисление платы и предъявление иска в суд являются правомерными действиями ответчика как исполнителя услуги, предусмотренными законом.

Судебная коллегия также отмечает, что порядок оспаривания решения суда определен положениями глав 39-40 ГПК РФ, возможность же оспаривания судебных актов путем предъявления иска об оспаривании задолженности законом не предусмотрена.

Доводам жалобы о незаконном отключении жилого дома истца от электроснабжения судебная коллегия оценки не дает, поскольку предметом спора законность и обоснованность введения режима ограничения потребления электрической энергии не являлась.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом были исследованы представленные сторонами доказательства, что следует из протокола судебного заседания.

Неверное указание судом во вводной части решения о предъявлении истцом требований к ООО «Пермская сетевая компания» свидетельствует об описке, которая не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, поскольку мотивировочная и резолютивная части решения суда содержат выводы суда в отношении надлежащего ответчика – ПАО «Пермэнергосбыт».

Ссылка истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что врученная ему копия решения суда не содержит подпись судьи не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда в соответствии с п.5 ч.4 ст.330 ГПК РФ, поскольку оригинал решения суда, содержащийся в материалах гражданского дела подписан судьей, рассмотревшим дело.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Трушникова Сергея Васильевича на решение Кировского районного суда г.Перми от 5 июня 2019 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: