ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8637 от 04.12.2012 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Белова С.В. Дело №33-8637

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 04 декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей Дороднова Г.И. и Кручинина М.А.

при секретаре судебного заседания Давыдкиной Т.М.

с участием ФИО1, представителя ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Кручинина М.А.

дело по апелляционной жалобе Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2012 года по заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О проведении служебной проверки»,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Балахнинский городской суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О проведении служебной проверки». Указал, что решением Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 17.12.2010г. №«…» он был назначен на должность главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области и 20.12.2010г. главой местного самоуправления района с ним заключен контракт (трудовой договор). На основании оспариваемого распоряжения его отстранили от исполнения должностных обязанностей на период проведения проверки с 18 июля до 14 сентября 2012г. Указанное распоряжение считал незаконным, так как глава местного самоуправления Г.А.Л. не имел полномочий на принятие данного распоряжения, так как он ФИО1, не является работником аппарата Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области, а руководит администрацией района на принципах единоначалия. Ни законодательство Российской Федерации, ни Устав Балахнинского муниципального района Нижегородской области, ни заключенный с ним, ФИО1, контракт (трудовой договор) не предусматривают возможности отстранения главы администрации района от исполнения должностных обязанностей главой местного самоуправления. Содержание самого распоряжения противоречит федеральному законодательству, в частности ч.2 ст.27 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которая не предусматривает отстранение от исполнения должностных обязанностей для проведения проверки и выявления факта дисциплинарного проступка. Доказательств, подтверждающих совершение ФИО1 дисциплинарного проступка, не имеется. Кроме того, отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей на срок более 1 месяца законом не предусмотрено, а оспариваемым распоряжением он был отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок 2 месяца. Кроме того, указал в заявлении о том, что нарушен порядок вступления в силу и опубликования оспариваемого распоряжения, так как согласно п.3 ст.43 Устава Балахнинского муниципального района Нижегородской области муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), что сделано не было.

При рассмотрении дела в Балахнинском городском суде Нижегородской области заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2 требования, содержащиеся в заявлении, поддержали.

Представитель главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области ФИО3 с заявлением ФИО1 не согласилась. Указала, что в мае 2012 года Земским собранием Балахнинского муниципального района было рассмотрено представление Балахнинского городского прокурора от 11.05.2012 года № 5-2-2012 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в части нарушения главой администрации Балахнинского муниципального района ФИО1 требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в части представления недостоверных сведений об участии его в качестве учредителя в коммерческих организациях. По результатам его рассмотрения Земским собранием было принято решение поручить главе местного самоуправления Балахнинского муниципального района Г.А.Л. принять к исполнению вышеуказанное представление Балахнинского городского прокурора. В связи с этим главой местного самоуправления Г.А.Л. было издано оспариваемое распоряжение и назначена служебная проверка. Данное распоряжение принято в рамках полномочий главы местного самоуправления района, установленных федеральным, областным законодательством, а служебная проверка назначена во исполнение требований федерального законодательства о противодействии коррупции на основании представления Балахнинского городского прокурора.

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2012 года постановлено признать незаконными и отменить распоряжение главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012 г. №82р «О проведении служебной проверки». Дополнительным решением от 14 сентября 2012 года с Земского собрания Балахнинского муниципального района в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере «…» руб.

В апелляционной жалобе Земское собрание Балахнинского муниципального района Нижегородской области просит судебное решение отменить, так как оно является незаконным и необоснованным, суд неправильно применил нормы материального права и допустил нарушение норм процессуального права. Суд не применил положения Федерального закона «О противодействии коррупции», а также Указа Президента РФ от 21 сентября 2009г. №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», которым предусмотрено отстранение от занимаемой должности на период проведения проверки.

ФИО1 на жалобу подано возражение.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде ФИО1 и его представитель ФИО2 просили решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения по основаниям, указанным в возражении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.

ФИО1 обратился в Балахнинский городской суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О проведении служебной проверки».

Из содержания данного распоряжения следует, что оно принято во исполнение решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 15 мая 2012 года №428 «О представлении Балахнинского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции».

Пунктом 1 распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О проведении служебной проверки» предусмотрено назначить служебную проверку в отношении главы администрации Балахнинского района Нижегородской области ФИО1 по факту неоднократного представления им в Земское собрание Балахнинского муниципального района недостоверных и неполных сведений о своих доходах.

Пунктом 2 распоряжения предусмотрено осуществить проверку путем направления соответствующего запроса в отдел МВД РФ по Балахнинскому району с приложением необходимых документов.

Пунктом 3 распоряжения постановлено определить начало проведения служебной проверки с 18 июля 2012 года, срок проведения проверки – до 14 сентября 2012 года включительно.

Пунктом 4 распоряжения предусмотрено временно отстранить от замещаемой должности главу администрации Балахнинского муниципального района ФИО1 на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Пунктом 5 распоряжения контроль за выполнением данного распоряжение оставлен за главой местного самоуправления.

Таким образом, проведение проверки в отношении главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области с временным отстранением его от замещаемой должности связано с проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, должность главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области отнесена к высшей должности муниципальной службы (часть II Реестра должностей муниципальной службы в Нижегородской области, приложение 1 к Закону Нижегородской области от 03 августа 2007 года №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

Таким образом, на ФИО1, как главу администрации района, распространялись положения Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 октября 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Нижегородской области от 03 августа 2007 года №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области». Данный вывод подтверждается положениями контракта (трудового договора) от 20 декабря 2010 года, заключенного между главой местного самоуправления Балахнинского муниципального района и ФИО1

Исходя из положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 октября 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», положений пункта 1 решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 29 февраля 2012 года №368 (л.д.19) лица, замещающие должности муниципальной службы, в том числе и глава администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

На основании части 6 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25 октября 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 данной статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 данной статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Пунктом 6 данного Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №1065 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статьей 12.1 Закона Нижегородской области от 07 марта 2008 года №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должность Нижегородской области, утверждается Губернаторами Нижегородской области (такое Положение в отношении государственных служащих утверждено Указом Губернатора Нижегородской области от 09 марта 2010 года №7).

Частью 6 статьи 14 Закона Нижегородской области от 03 августа 2007 года №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в том же порядке, который установлен соответственно для проверки указанных в настоящей части сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы.

Таким образом, законодательством Нижегородской области с учетом приведенных выше положений законодательства Российской Федерации, предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, осуществляется в том же порядке, который установлен для государственных гражданских служащих.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Губернатора Нижегородской области от 09 марта 2010 года №7 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области», принятым на основании приведенных выше федеральных законов и Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 года №1065, установлено, что на период проведения проверки лицо, замещающее государственную должность Нижегородской области, может быть отстранено от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения лица, замещающего государственную должность Нижегородской области, от замещаемой должности денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется (пункт 15 Положения).

Возможность отстранения государственного служащего от замещаемой должности на период проведения проверки предусмотрена и пунктом 26 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года №1065.

Таким образом, порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для граждан, занимающих муниципальные должности, в Нижегородской области установлен.

В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2); представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).

Глава местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области Г.А.Л., издавая распоряжение о проведении в отношении главы администрации района служебной проверки, действовал во исполнение решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 15 мая 2012 года №428 и выступал в качестве представителя муниципального образования Балахнинский муниципальный район, то есть представителя нанимателя по отношению к главе администрации района ФИО1

В силу положений части 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем).

Исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов судебная коллегия делает вывод о наличии у представителя нанимателя (работодателя), которым в данном случае для главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области является глава местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области, права как назначить проведение проверки, так и временно отстранить главу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с сохранением денежного содержания по замещаемой должности. Указанный срок мог быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

Таким образом, вывод, содержащийся в решении Балахнинского городского суда Нижегородской области, о том, что законодательством не предусмотрена возможность временного отстранения главой муниципального образования главы администрации района от исполнения обязанностей, а также о том, что глава местного самоуправления Балахнинского муниципального района не имел полномочий на принятие оспариваемого распоряжения, основан на неправильном применении норм материального права.

Доводы заявителя ФИО1 и его представителя о том, что в действующее законодательство о муниципальной службе в настоящее время внесены изменения, которые не подлежат применению к правоотношениям, действовавшим на момент заключения с ФИО1 трудового договора (контракта) либо на момент, когда ФИО1 представлял сведения о доходах, не могут быть приняты во внимание. В данном случае суд применяет законодательство о муниципальной службе и о противодействии коррупции, действующее на момент принятия обжалуемого распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О проведении служебной проверки».

Довод о том, что фактически служебная проверка длилась более двух месяцев, не может повлечь отмену судебного решения, так как указанное обстоятельство не является предметом рассмотрения по данному гражданскому делу.

На основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права. Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 330 ГПК неправильным применением норм материального права являются, в том числе: неприменение закона, подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда полагает, что решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2012 года подлежит отмене как незаконное, принятое с нарушением норм материального права. В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным и об отмене распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18 июля 2012 года №82-р «О проведении служебной проверки» судебная коллегия считает необходимым отказать.

Отмене подлежит и вынесенное по данному делу дополнительное решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 14 сентября 2012 года о взыскании в пользу ФИО1 судебных расходов на оплату услуг представителя как непосредственно связанное с основным судебным решением. Так как в удовлетворении заявления ФИО1 судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда отказывает, то правовых оснований для взыскания судебных расходов в пользу ФИО1 не имеется, так как в силу части 1 статьи 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2012 года по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О продлении служебной проверки», а также дополнительное решение от 14 сентября 2012 года по заявлению ФИО1 о взыскании в его пользу судебных расходов на оплату услуг представителя по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене распоряжения главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 18.07.2012г. №82-р «О продлении служебной проверки», а также заявления о взыскании в его пользу судебных расходов на оплату услуг представителя – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: