33-8661/2021
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Блажкевия О.Я.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей Железовского С.И., Верхотуровой И.В.,
при секретаре Козулине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2021 года в городе Хабаровске гражданское дело № 2-3499/2021 по иску Комитета Администрации гор. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом к ФИО1 о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение, взыскании неустойки,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 30 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя Комитета Администрации гор. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом – ФИО2, судебная коллегия
установила:
истец в обоснование иска указал, что в Комитет поступило обращение от ТСН «Краснодарская 17» о проведении работ по самовольной перепланировке и (или) переустройству жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1
04.08.2021 специалистом Комитета на основании указанного обращения осуществлен выезд по указанному адресу для осмотра жилого помещения.
Произвести осмотр не представилось возможным, в связи с тем, что по названному адресу дверь никто не открыл, о чем составлен акт.
Просил обязать ответчика обеспечить доступ представителя истца в спорное жилое помещение в целях проведения осмотра данного жилого помещения на предмет выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать судебную неустойку с ответчика в случае неисполнения решения суда 10000 руб. ежемесячно до момента фактического его исполнения.
Решением Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 30.09.2021 исковые требования удовлетворены.
На ФИО1 возложена обязанность обеспечить доступ представителя Комитета Администрации гор. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в целях проведения осмотра данного жилого помещения на предмет выполнения в нем работ по переустройству и (или) перепланировке в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда взыскать судебную неустойку с ФИО1 1000 руб. ежемесячно, до момента фактического исполнения решения.
В апелляционной жалобе ФИО1, не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Указывает, что истец не имеет полномочий по проведению государственного жилищного надзора, следовательно, не вправе требовать получения доступа в жилое помещение, находящегося в частной собственности.
Причина обращения ТСЖ в Комитет вызвана неприязненными отношениями к ответчику.
Установленный законом порядок уведомления собственника о дате осмотра жилого помещения с целью его согласования истцом не соблюден.
В связи с отсутствием надлежащего уведомления о дате и времени проведения осмотра, ответчик по объективным причинам, независящим от нее, не могла выполнить свои обязанности, следовательно, предмет спора отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Комитет Администрации гор. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФИО1 в заседание судебной коллегии не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила об отложении и рассмотрения дела. Определением суда в удовлетворении ходатайства отказано.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно ст. 42 Устава городского округа «Город Хабаровск» в структуре Администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), действующие на основании Положений о них. Комитеты, управления, департаменты, службы Администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению. На основании ст. 43 Устава функции и полномочия структурных подразделений Администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями.
Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 464 утверждено Положение о Комитете Администрации гор. Хабаровска по управлению районом (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1. Положения Комитет Администрации
гор. Хабаровска по управлению районом является органом Администрации
гор. Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.
Пунктом 1.4 Положения определено, что комитет создан с целью исполнения отдельных полномочий в рамках вопросов местного значения. Пунктом 2.1.4
Положения установлено, что комитет осуществляет предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
На основании п. 2.1.7 Положения комитет организует работу приемочной комиссии по подтверждению выполненных работ по перепланировке и (или) переустройству жилых помещений.
Постановлением Администрации гор. Хабаровска от 28.10.2019 №3532 «Об отдельных вопросах переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории города Хабаровска, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Хабаровска» утвержден порядок осуществления работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения, расположенного на территории города Хабаровска, в прежнее состояние.
В соответствии с указанным порядком в случае выявления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Комитет Администрации гор. Хабаровска по управлению районом, на территории которого расположено указанное жилое помещение, в течение трех рабочих дней со дня составления акта осмотра помещения, подготавливает и направляет собственнику (нанимателю) письмо-предупреждение заказным почтовым отправлением с уведомлением.
Для выполнения работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние письмом-предупреждением устанавливается разумный срок, длительностью не менее сроков, устанавливаемых на выполнение аналогичных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.
Если собственник (наниматель) самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения не приведет его в прежнее состояние в установленный срок, Комитет Администрации гор. Хабаровска по управлению соответствующим районом совместно с юридическим управлением от имени Администрации города в месячный срок осуществляет подготовку искового заявления в суд в соответствии со ст. 29 ЖК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1
23.07.2021 на основании обращения ТСН «Краснодарская 17» о проведении работ по самовольной перепланировке и (или) переустройству указанного выше жилого помещения, председателем Комитета ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления доступа в жилое помещение для осмотра, согласно акту специалиста Комитета Администрации гор. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом от 04.08.2021, 06.09.2021 произвести осмотр не представилось возможным в связи с тем, что дверь квартиры не открыли, ФИО1 отказалась предоставить доступ в жилое помещение.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 26, 29 ЖК РФ, установив, что исполнить перечисленные обязанности истцу не представляется возможным в связи с тем, что у представителя Комитета отсутствует доступ в спорное жилое помещение для проведения осмотра данного помещения на предмет его переустройства и (или) перепланировки, пришел к выводу о том, что требования истца о возложении обязанности на ответчика обеспечить доступ представителя истца в спорное жилое помещение, в целях проведения осмотра данного жилого помещения на предмет выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 308.3, 330 ГК РФ, п. 28, 30, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд первой инстанции пришел к выводу, что требования о взыскании судебной неустойки с ответчика в случае неисполнения решения суда ежемесячно до момента фактического его исполнения, подлежит удовлетворению в размере 1000 руб.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не имеет полномочий по проведению государственного жилищного надзора, следовательно, не вправе требовать получения доступа в жилое помещение, находящегося в частной собственности; установленный законом порядок уведомления собственника о дате осмотра жилого помещения с целью его согласования истцом не соблюден; в связи с отсутствием надлежащего уведомления о дате и времени проведения осмотра, ответчик по объективным причинам, независящим от нее, не могла выполнить свои обязанности, следовательно, предмет спора отсутствует, судебной коллегией отклоняется.
Согласно ст. 42 Устава городского округа «Город Хабаровск» (далее - Устав) в структуре Администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), действующие на основании Положений о них.
Комитеты, управления, департаменты, службы администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению.
На основании ст. 43 Устава функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями.
Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 464 утверждено Положение о Комитете Администрации гор. Хабаровска по управлению районом (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1. Положения Комитет Администрации гор. Хабаровска по управлению районом является органом Администрации гор. Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.
П. 1.4 Положения определено, что комитет сформирован с целью исполнения отдельных полномочий в рамках вопросов местного значения.
П. 2.1.4 Положения установлено, что комитет осуществляет предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» в многоквартирном доме на территории городского округа "Город Хабаровск".
На основании п. 2.1.7 Положения комитет организует работу приёмочной комиссии по подтверждению выполненных работ по перепланировке и (или) переустройству жилых помещений.
Согласно постановлению Администрации гор. Хабаровска от 28.10.2019 № 3532 (ред. от 14.09.2020) «Об отдельных вопросах проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, проведения переустройства и (или) перепланировки помещения и (или) иных работ в помещении при его переводе из жилого помещения в нежилое помещение или из нежилого помещения в жилое помещение на территории города Хабаровска и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Хабаровска», утвержден Порядок организации работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние на территории гор. Хабаровска.
В соответствии с п. 2-3 Порядка в случае поступления в Комитет от физических или юридических лиц информации, содержащей сведения о предполагаемом самовольном проведении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории гор. Хабаровска, специалисты Комитета, в должностные обязанности которых входит выполнение соответствующих обязанностей в течение двух рабочих дней со дня получения такой информации проверяют наличие (отсутствие) распоряжения Комитета о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, указанного в информации.
В случае отсутствия распоряжения Комитета о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в течение пяти рабочих дней со дня установления данного факта направляют собственнику (нанимателю) помещения в многоквартирном доме письменное уведомление о предстоящем проведении осмотра помещения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Не позднее 14 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, с участием представителей управляющей организации осуществляют осмотр указанного в информации помещения в многоквартирном доме на предмет его соответствия техническому паспорту до перепланировки и (или) переустройства (запрашивается в порядке информационного взаимодействия).
По результатам осмотра составляется акт осмотра помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории города Хабаровска в трех экземплярах по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
В случае отказа собственника (нанимателя) предоставить доступ в помещение для осмотра об этом делается отметка в акте осмотра помещения и Комитетом принимаются меры по обращению в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о понуждении собственника обеспечить доступ в помещение.
Таким образом, получение информации о возможном переоборудовании помещения в многоквартирном доме является основанием для проведения осмотра, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу доступ в жилое помещения для проведения осмотра жилого помещения на предмет выполнения в нем переустройства и (или) перепланировки.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи: