ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8671/19 от 11.07.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Сулохина Н.Н. Дело № 33-8671/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении времени работы в муниципальный стаж

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от
30 апреля 2019 г., которым постановлено:

ФИО1 в удовлетворении требований к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области требований о признании незаконным решения администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 25 декабря 2018 г. «Об отказе включения времени работы в муниципальный стаж» - отказать.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении времени работы в муниципальный стаж.

Требования мотивированы тем, истец 5 декабря 2018 г., обратилась к ответчику с заявлением о включении в муниципальный стаж периода работы в Ленинском агропромышленном объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в АПО «Ленинское» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ей в удовлетворении заявления отказал.

Полагает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит решению совместной комиссии администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы по рассмотрению вопросов государственной службы в Волгоградской области от 10 июля 1998 г., согласно которому время работы в районных агропромышленных объединениях необходимо включать в стаж муниципальной службы Волгоградской области.

ФИО1 просила суд признать решение администрации Ленинского муниципального района от 25 декабря 2018 г. «Об отказе периодов работы в муниципальный стаж» незаконным и включить в муниципальный стаж периоды работы в Ленинском агропромышленном объединении с 1 февраля 1986 г. по 29 сентября 1987 г. и с 15 июля 1988 г. по 19 сентября 1989 г., а также в АПО «Ленинское» с 19 сентября 1989 г. по 31 марта 1990 г.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии, и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 5 декабря 2018 г. обратилась с заявлением в администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области, с требованием включить в стаж муниципальной службы периоды работы в Ленинском агропромышленном объединении: с 1 февраля 1986 г. по 29 сентября 1987 г. и с 15 июля 1988 г. по 19 сентября 1989 г., а также в АПО «Ленинское» с 19 сентября 1989 г. по 31 марта 1990 г.

Согласно письму администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 25 декабря 2018 г., в муниципальный стаж включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В приложении 7 «Периоды, включаемые в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет», утверждённом Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», Приложении «Перечень периодов муниципальной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж муниципальной службы Ленинского муниципального района для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Ленинского муниципального района» к Положению о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Ленинского муниципального района, указанные истцом периоды работы не включены. При этом, письмо от 16 июля 1998 г. № 12-116/704 носит рекомендательный характер, в связи с чем принято решение об отказе во включении в стаж муниципальной службы периодов работы с 1 февраля 1986 г. по 28 сентября 1987г., с 15 июля 1988 г. по 18 сентября 1989 г., с 19 сентября 1989 г. по 31 марта 1990 г.

Как следует из трудовой книжки <.......> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ была принята в порядке перевода в Ленинское районное агропромышленное объединение на должность старшего экономиста по контрольно-ревизионной работе; 19 сентября 1986 г. переведена на должность зам. главного бухгалтера; 28 сентября 1987 г. уволена по собственному желанию; 15 июля 1988 г. принята в Ленинское РАПО на должность зам. главного бухгалтера в порядке перевода; 18 сентября 1989 г. уволена, в связи с ликвидацией РАПО в порядке перевода в АПО «Ленинское»; 19 сентября 1989 г. принята в порядке перевода ведущим экономистом по учёту; 31 марта 1990 г. уволена, в связи с переводом в кооператив по агроэкономическому обеспечению производства продукции земледелия по согласованию между руководителями.

Согласно архивных выписок от ДД.ММ.ГГГГ, выданных администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1 приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>ному агропромышленному объединению назначена в порядке перевода из упраздненного управления сельского хозяйства Ленинского райисполкома
с ДД.ММ.ГГГГ старшим экономистом, приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность зам. главного бухгалтера с 15 июля 1988 г. с окладом, согласно штатному расписанию в порядке перевода ст. 29 КЗОТ РСФСР п.5.

Из приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по Ленинскому РАПО, ФИО1 предупреждена об освобождении от занимаемой должности – зам. главного бухгалтера отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с решением 10 сессии Ленинского Исполкома райсовета 20 созыва от 18 сентября 1989 г. и решения собрания уполномоченных представителей колхозов, совхозов, предприятий, входящих в состав агропромышленного комплекса Ленинского района Волгоградской области (протокол № <...> от ДД.ММ.ГГГГ) «О ликвидации Ленинского районного агропромышленного объединения».

Из приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по Ленинскому РАПО, на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Ленинского районного агропромышленного объединения» ФИО1 уволена с занимаемой должности в порядке перевода в АПО «Ленинское» п.5 ст. 29 КЗОТ РСФСР с 18 сентября 1989 г. Из приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Агропромышленное объединение «Ленинское», следует, что в соответствии с решением 10 сессии Ленинского исполкома райсовета 20 созыва от 18 сентября 1989 г. и решения собрания уполномоченных представителей колхозов, совхозов, предприятий, входящих в состав агропромышленного комплекса района (протокол №1 от 15 июня 1989 г.) о создании агропромышленного объединения «Ленинское» (решение Совета РАПО, протокол № 1 от 8 сентября 1989 г.), в порядке перевода принята ФИО1, с сохранением льгот по постановлению № 1328 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 ноября 1988 г., с 19 сентября 1989 г. на должность ведущего экономиста по учету с окладом, согласно штатному расписанию - 220 руб.

Согласно, статьи 9 Федерального закона № 25-ФЗ для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Закона Волгоградской области от
11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в Федеральном законе, иные периоды в соответствии с настоящим Законом согласно Приложению 7.

Согласно Приложению №7, периоды, включаемые в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет: периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 г. до введения в действие Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г.
№ 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации и реестров (перечней) должностей муниципальной службы, утверждённых законами субъектов Российской Федерации: а) в администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации; б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате; в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; г) в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти; д) в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры); е) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и её аппарате; ж) в Счётной палате Российской Федерации и её аппарате; з) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах); и) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; к) в органах местного самоуправления; л) в специальных временных органах, во временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах – представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией.

Время работы профсоюзных работников, освобождённых от замещения должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе:

а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;

д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

е) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) в советах народного хозяйства всех уровней;

з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

и) в международных организациях за рубежом, если перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;

к) в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;

л) в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Периоды замещения должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 г. и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.

Периоды замещения должностей секретарей парткомов первичных партийных организаций КПСС с правами райкома в составе партийной организации Волгоградского обкома КПСС до 14 марта 1990 г.

Периоды обучения муниципальных служащих в учебных заведениях с отрывом от службы (работы) в связи с направлением соответствующим органом местного самоуправления для получения дополнительного профессионального образования, при условии возвращения муниципальных служащих в соответствующий орган местного самоуправления.

Кроме того, Приложением 1 к Закону Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы Волгоградской области», предусмотрен реестр должностей муниципальной службы в Волгоградской области.

Согласно разделу 3 указанного Приложения (Перечень должностей муниципальной службы в городском округе, муниципальной районе Волгоградской области с численностью до 100 тысяч человек, пункта 3.1, к должностям муниципальной службы в местной администрации городского округа, муниципального района(в ред. Закона Волгоградской области от 11 мая 2016 г. №34-ОД) отнесены следующие должности: Должности, замещаемые на определённый срок. Высшая группа должностей:первый заместитель главы муниципального образования, заместитель главы муниципального образования, при условии, если должность предусмотрена уставом муниципального образования, а также управляющий делами местной администрации.

Ведущая группа должностей: помощник главы муниципального образования, помощник первого заместителя главы муниципального образования, помощник заместителя главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования.

Должности, замещаемые без ограничения срока полномочий. Высшая группа должностей: председатель комитета местной администрации, должность вводится при численности населения муниципального образования свыше 40.000 человек; начальник отдела местной администрации.

Главная группа должностей: заместитель председателя комитета местной администрации, начальник отдела комитета местной администрации, должность вводится при численности населения муниципального образования свыше 40000 человек; заместитель начальника отдела местной администрации.

Ведущая группа должностей: консультант местной администрации.

Старшая группа должностей: главный специалист местной администрации, ведущий специалист местной администрации.

Младшая группа должностей: специалист I категории местной администрации.

При указанных обстоятельствах, исходя из того, что должности, занимаемые истцом «экономист – контролер» Ленинского агропромышленного объединения и «заместитель главного бухгалтера» в АПО «Ленинское», не относились к должностям муниципальной службы, и не финансировались из муниципального (местного) бюджета, в штатное расписание администрации Ленинского муниципального района не входили, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный период работы истца не является периодом работы на муниципальной службе и не может быть включен в стаж муниципальной службы, поскольку ни Реестром должностей муниципальной службы, ни Уставом муниципального района, занимаемые истцом в спорный период должности не отнесены к категории служащих органа местного самоуправления.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе на письмо администрации Волгоградской области главам районных администраций от 16 июля 1996 г. № 12-16/704 о совместном решении комиссии администрации Волгоградской областной Думы о включении времени работы в районных агропромышленных объединениях в стаж муниципальной службы (рекомендательного характера), судебной коллегией не может быть признана обоснованной.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1 Закона Волгоградской области от
11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утверждаемым настоящим Законом. Должности муниципальной службы в Реестре подразделяются на: замещаемые без ограничения срока полномочий - должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования; замещаемые на определенный срок - должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые на срок полномочий указанного лица.

Спорный период работы истца Реестром должностей муниципальной службы не отнесен к категории служащих органа местного самоуправления.

При этом, согласно «Положению о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Ленинского муниципального района», утвержденного решением Ленинской районной Думы от 24 декабря
2009 г. № 5/18 спорные периоды работы истца не включены.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2019 г. по иску ФИО1 к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении времени работы в муниципальный стаж - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: