ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8678/17 от 06.12.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело №33-8678/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 06 декабря 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи А.И.Малкова,

судей Л.В.Синельниковой и О.М.Трифоновой,

при секретаре Е.И.Шишко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 15 августа 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ЭкоТехЦентр», Открытому акционерному обществу (ОАО) «ЭнергосбыТ Плюс» и Администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области о признании договора ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за сбор и размещение твердых бытовых отходов и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителя ответчика ООО «ЭкоТехЦентр» ФИО2 и представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО3, просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ЭкоТехЦентр» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании договора незаключенным, признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за сбор и размещение твердых бытовых отходов, возмещении ущерба и компенсации морального вреда, указав, что он является собственником жилого дома по адресу: (адрес). В связи с необходимостью потребления электроэнергии им был заключен договор на оказание соответствующей услуги с Оренбургским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в котором ему был открыт лицевой счет №.... В конце декабря 2016 года он получил от Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» счет за ноябрь 2016 года на общую сумму 2.358,77 руб., в котором за электроэнергию ему было начислено 876,13 руб., за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) – 527,21 руб. При этом такой вид услуги, как «сбор и размещение ТБО», появился впервые, а исполнителем данной услуги был указан ООО «ЭкоТехЦентр». Плата за сбор и размещение ТБО была включена в счет, выставленный Оренбургским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании заключенного с ООО «ЭкоТехЦентр». агентского договора №185-а от 01 февраля 2016 года. По указанному счету он оплатил за электроэнергию 900 руб., а за вывоз ТБО плату вносить не стал, поскольку договор на оказание данной услуги он не заключал и данная услуга ему фактически не оказывалась. Из полученного счета за декабрь 2016 года он узнал, что полученные от него денежные средства за ноябрь 2016 года были поделены на два вида услуг, и в счете за декабрь 2016 года ему была выставлена задолженность за ноябрь 2016 года как за электроэнергию, так и за сбор и размещение ТБО. Выражая свое несогласие с полученным расчетом, он вновь произвел оплату за декабрь 2016 года только за потребленную электроэнергию. Аналогично счету за декабрь 2016 года им был получен счет за январь 2017 года. Считает действия ответчиков по начислению и взиманию платы за сбор и размещение твердых бытовых отходов неправомерными, поскольку начисление и взимание с него платы за сбор и размещение ТБО осуществляется на основании договора оферты, опубликованного в Новоорской газете 21 августа 2014 года, который должен быть признан незаключенным, как не отвечающий требованиям гражданского законодательства. Так, на момент опубликования договора ООО «ЭкоТехЦентр» не имело лицензии на осуществление деятельности по размещению (захоронению) ТБО на свалке п. Новоорск, поскольку такая лицензия была выдана ответчику только 25 января 2016 года. Кроме того, договор не содержит всех существенных условий для данного вида деятельности: нет расшифровки понятия ТБО, не указаны обязанности исполнителя в рамках договора, не расшифрован порядок размещения (захоронения) ТБО, не закреплен порядок складирования ТБО. Кроме того, предмет договора от 21 августа 2014 года отличается от вида деятельности, указанного в счетах на оплату. Так, в договоре в качестве предмета указано оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО, тогда как в счете за ноябрь 2016 года указано «вывоз ТБО», в последующих счетах – «сбор и размещение ТБО», притом, что какие-либо изменения в договор не вносились. Факт же отплаты им в части счета за ноябрь 2016 года через банкомат Сбербанка РФ не может быть признан акцептом договора-оферты от 21 августа 2014 года, поскольку он вносил денежные средства только в счет оплаты за электроэнергию. На основании изложенного просил признать договор оферты, опубликованный в Новоорской газете 21 августа 2014 года в качестве официального предложения ООО «ЭкоТехЦентр» об оказании услуг по размещению (захоронению) ТБО на свалке п. Новоорск незаключенным; признать незаконными действия Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению и взиманию с него платы за услугу «сбор и размещение ТБО»; обязать Оренбургский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» прекратить начисление ему платы и сбора за услугу «сбор и размещение ТБО» путем исключения из платежных документов по оплате коммунальных услуг сумм по оплате услуги «сбор и размещение ТБО»; взыскать с Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в счет возмещения причиненного ущерба 857,28 руб.; взыскать с ответчиков по 5.000 руб. с каждого в счет компенсации морального вреда; а также взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.

В последующем ФИО1 уточнил исковые требования и окончательно просил считать договор оферты, опубликованный в Новоорской газете 21 августа 2014 года в качестве официального предложения ООО «ЭкоТехЦентр» об оказании услуг по размещению (захоронению) ТБО на свалке п. Новоорск ничтожным, применить последствия недействительности ничтожной сделки; признать незаконными действия Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению и взиманию с него платы за услугу «сбор и размещение ТБО» в период с ноября 2016 года по апрель 2017 года; взыскать с ответчиков ООО «ЭкоТехЦентр» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по 5.000 руб. с каждого в счет компенсации морального вреда; а также взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины (том 2: л.д. 106 – 113).

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее – Администрация МО Новоорский район), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Администрация муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее – Администрация МО Новоорский поссовет).

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала.

Представители ответчика ООО «ЭкоТехЦентр» на основании доверенностей Н.С.Каноненко и ФИО2 иск не признали.

Представитель ответчика ОАО «ЭнегосбыТ Плюс» по доверенности ФИО5 в удовлетворении иска также просила отказать.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу положений статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно пункту 2 статьи 21 названного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155 были утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии с пунктом 7 которых заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.

В соответствии с положениями статей 28, 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ и положениями Устава муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области Решением Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет от 30 сентября 2014 года №275-рс были утверждены Правила благоустройства муниципального образования Новоорский поссовет, в соответствии с пунктом 3.3 которых физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны: обеспечить содержание отведенной территории и объектов благоустройства своими силами и средствами или путем заключения договоров со специализированными организациями; содержать здания, включая жилые дома, сооружения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), – что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от (дата) 2016 года и от (дата) 2016 года.

Судом также установлено, что 21 августа 2014 года в выпуске «Новоорской газеты» для жителей индивидуального жилищного фонда поселка Новоорск Оренбургской области был опубликован договор-оферта оказания услуг по приему и накоплению твердых бытовых отходов, в котором отражено, что настоящая оферта представляет собой официальное предложение ООО «ЭкоТехЦентр», адресованное неопределенному кругу лиц (заказчикам), которые принимают настоящую оферту в отношении возмездного оказания услуг по приему и накоплению твердых бытовых отходов и выражают намерение заключить договор оферты на оказание услуг исполнителем на условиях опубликованной оферты.

В соответствии с пунктом 1.1 договора-оферты предметом данного договора является оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО на свалке п. Новоорск.

Согласно пункту 3.1 договора-оферты тариф на услугу по приему и накоплению твердых бытовых отходов составляет 19,50 руб.

В соответствии с пунктом 5.1 договора-оферты исполнитель в целях осуществления начисления оплаты и сбора денежных средств за услуги по размещению (захоронению) ТБО вправе по собственному усмотрению заключить агентский договор.

Согласно пункту 5.2 заказчик, подписав настоящий договор, дает согласие на взыскания с него образовавшейся задолженности по договору.

В соответствии с пунктом 6.1 договора-оферты настоящий договор считается заключенным на изложенных условиях с момента первой оплаты заказчиком по квитанциям ООО «ЭкоТехЦентр» после опубликования настоящего договора в средствах массовой информации.

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к обоснованным выводам о том, что между истцом и ООО «ЭкоТехЦентр» сложились договорные отношения на условиях договора-оферты, опубликованного в Новоорской газете 21 августа 2014 года.

При этом суд признал несостоятельными доводы ФИО1 о том, что он не заключал с ООО «ЭкоТехЦентр» договор на вывоз ТБО, указав, что заключение договора в офертно-акцептной форме прямо предусмотрено законом, притом, что заключение договора об оказании услуг по вывозу и размещению ТБО с конкретным потребителем в соответствии с приведенными Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года №155 (далее также – Правила), возможно также путем оформления квитанции, содержащей сведения, приведенные в пункте 7 названных Правил; выставленные истцу счета (квитанции) требованиям пункта 7 Правил соответствуют.

При этом суд пришел к выводам, что ФИО1, оплатив по выставленным счетам часть начисленных ему сумм, тем самым акцептовал оферту ООО «ЭкоТехЦентр», что в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о возникновении между сторонами договорных отношений на условиях договора-оферты, опубликованного в Новоорской газете 21 августа 2014 года.

Установив, что договор-оферта содержит все существенные условия для данного вида договора, ООО «ЭкоТехЦентр» фактически оказывало истцу услуги по вывозу и размещению ТБО на свалке п. Новоорск, что истцом не оспорено, данные услуги истцом были приняты путем частичной их оплаты, суд пришел к правильным и обоснованным выводам об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы жалобы истца о том, что на момент опубликования договора-оферты у ООО «ЭкоТехЦентр» отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по вывозу и размещению ТБО, выводов суда и законность принятого им решения не опровергают, поскольку счета истцу выставлены за период, когда ООО «ЭкоТехЦентр» осуществлял свою деятельность в соответствии с выданной ему 25 января 2016 года лицензией, согласно которой ООО «ЭкоТехЦентр» разрешена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности, место осуществления лицензируемого вида деятельности: (адрес).

Остальные доводы жалобы истца о том, что договор на вывоз ТБО он с ООО «ЭкоТехЦентр» не заключал, что опубликованный договор-оферта не содержит всех существенных условий для данного вида договора, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по вышеприведенному обоснованию.

Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 15 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: