ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8688/20 от 27.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Егоровой Е.С.,

ФИО1,

при секретаре Гамуровой М.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в июле 2020 года ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 23.12.2019 № 786425/19 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа работы. Просила признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 23.12.2019 № 786425/19 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика установить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 ноября 2019 года; обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования для детей периоды ее работы: с 15.08.1992 по 31.08.1992 (17 дней) - в должности руководителя кружка Керченской городской станции юных туристов; с 01.09.1992 по 11.01.1993 (4 месяца 11 дней) - в должности руководителя кружка Керченской городской станции юных туристов; с 23.09.1998 по 30.11.1998 (2 месяца 8 дней) - в должности воспитателя в Керченском учебно-воспитательном комплексе - интернате «Лицей искусств»; с 1.12.1998 по 22.07.2002 (3 года 7 месяцев 22 дня) - в должности преподавателя географии в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»; с 23.07.2002 по 13.01.2005 (2 года 5 месяцев 22 дня) - в должности преподавателя географии в Керченском республиканском учебно- воспитательном комплексе - интернат «Лицей искусств»; с 14.01.2005 по 11.04.2005 (2 месяца 29 дней) - в должности преподавателя географии в Керченском учебно-воспитательном комплексе - интернате «Лицей искусств»; с 12.04.2005 по 23.06.2014 (9 лет 2 месяца 12 дней) - в должности преподавателя географии в Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки Автономной Республики Крым, с учетом в последующем переименования - Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым; с 24.06.2014 по 31.12.2014 (6 месяцев 8 дней) - в должности преподавателя географии в Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым с учетом переименования - Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств»; с 01.01.2015 по 12.11.2019 (4 года 10 месяцев 11 дней) - в должности учителя географии в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» (за исключением отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ (4 дня); с ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 15 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 17 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; с 02.03.2010 по 12.08.2011 (1 год 5 месяцев 11 дней) - по совместительству в должности руководителя кружка в Керченской городской станции юных туристов; курсы повышения квалификации - с 20.09.2004 по 09.10.2004 (20 дней); с 28.09.2009 по 16.10.2009 (19 дней); с 13.10.2014 по 17.10.2014 (5 дней); с 17.11.2014 по 21.11.2014 (5 дней); с 16.05.2016 по 20.05.2016 (5 дней); с 30.10.2017 по 1.11.2017 (3 дня); а также региональные праздничные дни 18.03.2018, 09.04.2018, 28.05.2018, 15.06.2018, 21.08.2018, 18.03.2019, 28.04.2019, 04.06.2019, 16.06.2019, 12.08.2019 (10 дней).

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 13 августа 2020 года признано незаконным и отменено решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 23 декабря 2019 г. № 786425/19 об отказе в установлении ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязано установить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 ноября 2019 года; включить в стаж работы, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО2 в учреждениях образования для детей периоды работы:

- с 15.08.1992 по 31.08.1992 (17 дней) - в должности руководителя кружка Керченской городской станции юных туристов;

- с 01.09.1992 по 11.01.1993 (4 месяца 11 дней) - в должности руководителя кружка Керченской городской станции юных туристов;

- с 23.09.1998 по 30.11.1998 (2 месяца 8 дней) - в должности воспитателя в Керченском учебно-воспитательном комплексе - интернате «Лицей искусств»;

- с 01.12.1998 по 22.07.2002 (3 года 7 месяцев 22 дня) - в должности преподавателя географии в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»;

- с 23.07.2002 по 13.01.2005 (2 года 5 месяцев 22 дня) - в должности преподавателя географии в Керченском республиканском учебно- воспитательном комплексе - интернат «Лицей искусств»;

- с 14.01.2005 по 11.04.2005 (2 месяца 29 дней) - в должности преподавателя географии в Керченском учебно-воспитательном комплексе - интернате «Лицей искусств»;

- с 12.04.2005 по 23.06.2014 (9 лет 2 месяца 12 дней) - в должности преподавателя географии в Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки Автономной Республики Крым, с учетом в последующем переименования - Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым;

- с 24.06.2014 по 31.12.2014 (6 месяцев 8 дней) - в должности преподавателя географии в Республиканском учебном заведении «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым с учетом переименования - Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств»;

- с 01.01.2015 по 12.11.2019 (4 года 10 месяцев 11 дней) - в должности учителя географии в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым Керченский учебно- воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» (за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 27.08.2019 г. по 30.08.2019 г. (4 дня);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 15 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 17 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет;

- курсы повышения квалификации - с 20.09.2004 по 9.10.2004 г. (20 дней); с 28.09.2009 по 16.10.2009 (19 дней); с 13.10.2014 по 17.10.2014 (5 дней); с 17.11.2014 по 21.11.2014 (5 дней); с 16.05.2016 по 20.05.2016 (5 дней); с 30.10.2017 по 1.11.2017 (3 дня);

- 18.03.2018, 09.04.2018, 28.05.2018, 15.06.2018, 21.08.2018, 18.03.2019, 28.04.2019, 04.06.2019, 16.06.2019, 12.08.2019 (10 дней) - региональные праздничные дни.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ФИО2 отказать. Указывает, что не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также нахождения на курсах повышения квалификации, региональные праздники. Кроме того не подлежит включению в специальный педагогический стаж период работы с 15.08.1992 по 11.01.1993, поскольку отсутствуют сведения об осуществлении истцом дополнительного образования обучающихся, и сведения о руководстве подчиненными. Также не подлежит включению в специальный педагогический стаж период работы истца в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе – интернат-лицей искусств, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что 13.11.2019 ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 23 декабря 2019 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Специальный стаж истца был рассчитан ответчиком и составил, по его мнению - 4 года 11 месяцев 13 дней. Общий стаж работы, с учетом периода учебы составляет 30 лет 01 месяц 24 дня.

При этом ответчиком не учтены спорные следующие периоды работы истца.

Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 16 Постановления № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В качестве правового основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.

Согласно п. 17 указанного Постановления, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Ответчиком не принят к зачету в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенси, период работы с 15.08.1992 по 31.08.1992 (17 дней) и с 01.09.1992 по 11.01.1993 (4 месяца 11 дней) в должности руководителя кружка в Керченской городской станции юных туристов, в связи с отсутствием сведений об осуществлении дополнительного образования обучающихся и отсутствие руководства подчиненными (должностная инструкция).

Справкой Муниципального казенного учреждения города Керчи Республики Крым «Централизованная бухгалтерия № 1 Управления образования» № 176 от 18.12.2019 подтверждается работа ФИО2 в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Керчи Республики Крым «Туристко-краеведческий центр «Киммерия» в период с 01.09.1992 по 30.09.1992 в должности руководителя кружка, ставка - 18 часов, с 01.10.1992 г. по 11.01.1993 в должности руководителя кружка, ставка - декретный отпуск.

Согласно исторической справке Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Керчи Республики Крым «Туристко-краеведческий центр «Киммерия» № 01-19/80 от 22.08.2019, городская станция юных туристов переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Керчи Республики Крым «Туристко-краеведческий центр «Киммерия» на основании решения 32 сессии Керченского городского совета 4 созыва от 25.07.2005, на основании решения 11 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 18.12.2014 № 154-1/14 переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Керчи Республики Крым «Туристко-краеведческий центр «Киммерия».

Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 года № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2014 № 620 «Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации», изданного в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установлено соответствие должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.

Указанным приложением к приказу установлено, что педагог секции, студии, кружка, инструктор по туризму учебных заведений, руководитель секции, студии, кружка художественный руководитель приравнивается к наименованию должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, установленных в Российской Федерации как педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 24.09.2015 № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2015 № 40284) по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность обучающихся любого возраста (работающих и неработающих) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (центры образования), предусмотренных пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781.

Таким образом, в установленном законом порядке должность руководителя кружка, предусмотренная украинским законодательством, приравнена к должности педагога дополнительного образования, которая относится к должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, установленных в Российской Федерации. В данном случае должность руководитель кружка соответствует педагогу дополнительного образования, поскольку в функции истца как руководителя кружка Керченского городской станции юных туристов, не входили какие-либо организационные или распорядительные функции по отношении к другим педагогам, что позволяло бы сделать вывод о соответствии профессии старший педагог дополнительного образования.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода работы в Керченском учебно-воспитательном комплексе - интернат «Лицей искусств», суд первой инстанции исходил из того, что истец все время работала в одном и том же учреждении, которое неоднократно переименовывалось: «учебно-воспитательный комплекс - интернат-лицей искусств»; «Керченский Республиканский учебно- воспитательный комплекс-интернат-Лицей искусств» Министерства образования и науки Автономной Республики Крым; Республиканское учебное заведение «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат - Лицей искусств» Министерства образования и науки Автономной Республики Крым; Республиканское учебное заведение «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат - Лицей искусств» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат - Лицей искусств».

Анализ исследованных доказательств позволяет сделать вывод, что в данном случае имело место лишь изменение названия учреждения и изменение его организационной формы.

Согласно Уставу школы - интернат - лицея искусств, лицей искусств создан на базе средней школы - интернат города Керчи и в своей деятельности руководствуется положениями и нормативными документами для интернатных учреждений Украины и Республики Крым. Лицей искусств представляет собой учебное заведение нового типа, осуществляющее двупрофильное обучение (гуманитарное и физико-математическое). Лицей искусств обеспечивает всем оканчивающим его общее среднее образование и углубленное овладение знаниями и навыками по соответствующему виду искусств. Лицей искусств является средним учебным заведением закрытого типа (интернатного содержания). В своей деятельности руководствуется Законом УССР «Об образовании», «Положением о новом хозяйственном механизме», непосредственно подчиняется Управлению народного образования Совета Министров Республики Крым и Крымскому республиканскому институту повышения квалификации учителей в вопросах методической работы. Лицей искусств является звеном системы непрерывного обучения (общего и музыкального) и имеет свою специфическую структуру, включающую в себя следующие ступени: 0 (начальная) - подготовительное отделение для детей дошкольного возраста (3-7 лет); 1 ступень - младшие 1-3 классы (7-10 лет); 2 ступень - старшие 5-8 классы (11-14 лет); 3 ступень - специализированные 9-11 классы (15-17 лет): гуманитарное отделение и физико-математическое отделение.

Из п. 1.5 Устава Республиканского учебного учреждения «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым», утвержденного 07.06.2011, усматривается, что Лицей искусств является общеобразовательным начальным учреждением интернатного типа, п. 1.6 установлено, что главной целью Лицея искусств является обеспечение реализации права граждан на получение полного общего среднего образования и музыкально-эстетического воспитания. Основным документом при осуществлении организации учебного процесса, который регулирует учебно-воспитательный процесс, лицей искусств использует учебный план, который базируется на основе типовых учебных планов разработанных и утвержденных Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины - пункт 2.2. Пунктами 2.17, 2.18 Устава предусмотрено, что ученикам после окончания учебного учреждения выдается соответствующий документ - аттестат о полном общем среднем образовании в соответствии с Положением о государственной окончательной аттестации учеников (воспитанников) в системе общего среднего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 14.12.2000 № 588, зарегистрированного Министерством Юстиции Украины от 19.12.2000 № 925/5146.

В Уставе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат - лицей искусств» 2014 года, также содержатся положения, свидетельствующие о том, что бюджетное учреждение является образовательным, в структуру общеобразовательного учреждения входит дошкольное отделение, общеобразовательная школа (п. 1.5). Согласно п. 1.8 основным предметом деятельности образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего образования.

В своей деятельности образовательное учреждение руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1.9).

Согласно п. 2.14 Устава, освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся, которая проводится в форме единого государственного экзамена. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Выпускникам образовательного учреждения после прохождения ими государственной аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный гербовой печатью Образовательного учреждения.

Согласно пункту 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность - преподаватель, воспитатель, в разделе 1.1 «Наименование учреждения» - общеобразовательные учреждения» значится «лицей»; в разделе 1.2. Списка «общеобразовательные школы - интернат» указаны - «лицей - интернат».

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 Минтруду России поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. На этом основании изданы Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений "Школа-лицей", "Школа-гимназия" наименованиям учреждений "Лицей", "Гимназия"», Приказ Минтруда России от 20.05.2014 № 329н «Об установлении тождества отдельных наименований должностей и структурных подразделений» и др.

Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Должность - воспитатель, преподаватель, на которой работала истец, наименование учреждения - лицей - интернат, предусмотрена вышеуказанными Списками.

Периоды работы ФИО2 подтверждаются также копией трудовой книжки ФИО2; справкой, уточняющей периоды работы необходимые для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, содержащей в себе также сведения о педагогической нагрузке и другими материалами.

Таким образом, время работы ФИО2 на вышеуказанных должностях является педагогической деятельностью, должно быть засчитано в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях».

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и до 3-х лет, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 16 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Принимая во внимание, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 16 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.

В то же время, следует применять правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истцу пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 179 КЗоТ Украины, по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды, пособия в соответствии с законодательством.

На основании ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (ч. 3 и 6 ст. 179 настоящего кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-ХП предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем для достижения каждым ребенком 3-летнего возраста, засчитывается в стаж работы.

В силу п. 5 Правил № 781, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков подлежат включению в стаж.

Согласно положениям ст. 255 Трудового кодекса РФ, в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке по случаю временной нетрудоспособности.

Таким образом, в специальный и льготный стаж который дает право на пенсию по выслуге лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица до достижения им трехлетнего возраста и отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком (в случае оформления соответствующего отпуска).

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, в специальный и льготный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица до достижения им трехлетнего возраста.

Разрешая требования о включении в страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449), при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными документами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Так, согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Исходя из приведенных норм, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, периоды учебных отпусков, командировок и нахождение на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой, работник направлялся на указанные курсы, командировки и учебные отпуска, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца нерабочих праздничных дней, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с пунктом 3 данного постановления, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила № 516).

Согласно пункту 4 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил № 516).

Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены пунктом 9 Правил № 516, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данной случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней, в том числе установленных региональным законодательством: 18 марта 2018 г., 9 апреля 2018 г., 28 мая 2018 г., 15 июня 2018 г., 21 августа 2018 г., 18 марта 2019 г., 28 апреля 2019 г., 4 июня 2019 г., 16 июня 2019 г., 12 августа 2019 г. (10 дней) - (День воссоединения Крыма с Россией, Пасха, День Св. Троицы, Ураза-байрам, Курбан-байрам).

Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, спорные нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.

Таким образом, судом установлено наличие у истца более 25 лет стажа в педагогической деятельности в учреждениях для детей на момент обращения к ответчику по вопросу назначения пенсии, в связи с чем суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме

Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности, предполагающей особый характер работы, занятие общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для перерасчета пенсии истца с учетом указанной справки.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым без удовлетворения.

Судьи: