ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8692/2022 от 28.04.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-8692/2022 Судья: Евстратова А.А.

УИД 78RS0015-01-2021-008808-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

Барминой Е.А.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Морозовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2022 года гражданское дело №2-8841/2021 по апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2021 года по иску Прозванюк Натальи Олеговны к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа во включении в список лиц из числа детей-сирот, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения истца - Прозванюк Н.О., представителя ответчика - Николаева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прозванюк Н.О. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации <адрес> Санкт-Петербурга, в котором просила признать отказ во включении ее в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга незаконным и нарушающим права и интересы истца, обязать ответчика включить в названный список детей-сирот.

В обоснование заявленных требований истец указала, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения Советского районного суда <адрес> от <дата> о лишении родительских прав в отношении отца и матери. Согласно решению Кировского районного суда <адрес> от <дата> органы исполнительной власти по иску прокурора <адрес> обязаны осуществить предоставление Прозванюк Н.О. жилого помещения в связи с тем фактом, что она была ранее включена в соответствующий список на территории <адрес>. С апреля 2021 года истец постоянно зарегистрирована в <адрес>, обратилась в <адрес> Санкт-Петербурга для включения ее в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Истцу было отказано во включении в список со ссылкой на то, что включение возможно только до достижения истцом возраста 18 лет и она обеспечена жилым помещением по решению Кировского районного суда <адрес> от <дата>.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> иск Прозванюк Н.О. удовлетворен. Признан не соответствующим действующему законодательству отказ администрации <адрес> Санкт-Петербурга от <дата> по включению Прозванюк Н.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. На администрацию <адрес> Санкт-Петербурга возложена обязанность включить Прозванюк Н.О., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

В апелляционной жалобе ответчик администрация <адрес> Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Со стороны истца Прозванюк Н.О. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №... от <дата> «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Прозванюк (до смены фамилии - Иванова) Н.О. <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивалась.

Согласно свидетельству о рождении истца в графе родители указаны отец - Иванов О.С., мать - Иванова Н.В.

Решением Советского районного суда <адрес> от <дата>Иванов О.С. и Иванова Н.В. лишены родительских прав в отношении дочери Ивановой Н.О.

Распоряжением ГКУ <адрес> «Центр Защиты прав детей» от <дата> истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с момента принятия настоящего распоряжения.

<дата> между Бусыгиным Р.А. и Ивановой Н.О. зарегистрирован брак, после заключения брака Ивановой Н.О. произведена смена фамилии на Бусыгина (свидетельство о заключении брака на л.д. 57). <дата> данный брак расторгнут (свидетельство о расторжении брака на л.д. 58).

Решением Кировского районного суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу №... удовлетворен иск прокурора <адрес> в интересах Бусыгиной Н.О.; на <адрес> возложена обязанность предоставить Бусыгиной Н.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (л.д. 49-50).

<дата> между Бусыгиной Н.О. и Прозванюком В.В. зарегистрирован брак, после заключения брака истцу присвоена фамилия Прозванюк.

С <дата>Прозванюк Н.О. снята с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрирована по месту жительства в качестве пользователя по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, <адрес> стр. 1 <адрес> (л.д. 42, 44-45).

<дата>Прозванюк Н.О. обратилась в <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые полежат обеспечению жилыми помещениями, в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства в Санкт-Петербурге (л.д. 39-41).

Уведомлением администрации <адрес> Санкт-Петербурга №... от <дата> истцу было отказано во включении в список со ссылкой на достижение Прозванюк Н.О. 26 лет, а также в связи с обеспечением ее жилым помещение в <адрес> по решению суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 3, 3.1, 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением правительства Российской Федерации №... от <дата>, пришел к выводу о праве Прозванюк Н.О. быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции правильным.

Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из того, что пункт 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в Законе №159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон №159-ФЗ, ни Правила не содержат, поскольку пункте 9 статьи 8 Закона №159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии права обеспечения жилыми помещениями, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.

Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики от <дата> «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», в силу которой, достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии со статьями 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции).К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (статьей 40), согласно которой каждый имеет право на жилище.

Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН <дата> (статья 11).

К основным правам человека относится и право на заботу о детях (статья 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (статья 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (статья 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статьи 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно статье 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН <дата> (вступила в силу для СССР <дата>), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от <дата> №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Не обеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23-х лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории Российской Федерации.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

В соответствии со статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от <дата>№...-VIII), каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

Аналогичные права граждан Российской Федерации закреплены в статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№..., местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, аренды жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи - по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для указанных лиц признано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот и лиц из их числа.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что место жительства Прозванюк Н.О. было изменено за пределами 23-летнего возраста, правового значения не имеют и не могут влиять на ее конституционные права выбора места жительства в пределах территории Российской Федерации, ввиду того, что ранее за ней уже было признано право на обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Данное право не было ею реализовано по независящим от нее обстоятельствам. При этом, проверка обоснованности и правомерности постановки Прозванюк Н.О. на указанный Список Министерством социального развития и труда <адрес> не входит в компетенцию администрации <адрес> Санкт-Петербурга по настоящему месту жительства Прозванюк Н.О.

Согласно ответу заместителя министра социального развития и труда <адрес>Темендарова Ю.А.№... от <дата> в адрес администрации <адрес> Санкт-Петербурга, Прозванюк Н.О. планировалась к обеспечению жилым помещением в очереди под номером 117 (л.д. 32-33).

Основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка прямо предусмотрены пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и расширительному толкованию не подлежат - это: предоставление им жилых помещений; утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом основанием для исключения из Списка для Министерства социального развития и труда <адрес> будет включение в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Иные основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка действующим законодательством не предусмотрены.

Право исследования и оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу, при этом судебная коллегия не усматривает правовых оснований для переоценки доказательств по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют их правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права и не содержат фактов, которые не были бы непроверенны и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с решением суда первой инстанции не может служить основанием для удовлетворения требований, содержащихся в жалобе.

В силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.