Судья: Матяш А.В. Дело № 33-8697/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2013 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Москаленко Ю.М., Чайка Е.А.
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. дело по апелляционной жалобе Администрации Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 26.04.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоегорлыкского сельского поселения, администрации Сальского района об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходам, производства и потребления, ссылаясь на то, что в ходе проведения Сальской городской прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) и отходами производства и потребления, на территории Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области установлено, что на расстоянии 2 км северо-восточнее с.Новый Егорлык Сальского района, Ростовской области, расположена несанкционированная свалка ТБО и отходов производства и потребления общей площадью 1 га.
Сальский городской прокурор указал на то, что сброс бытовых отходов потребления на почву на территории сельского поселения влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную среду.
Прокурор просил суд обязать Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам несанкционированную свалку ТБО и мусора, находящуюся на территории Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области на расстоянии 2 км северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района, общей площадью 1 га, путем вывоза отходов производства и потребления лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО в течение 2 лет, с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать Администрацию Сальского района Ростовской области устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км. северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района, общей площадью 1 га, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 26.04.2013 года на Администрацию Сальского района и Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения возложена обязанность устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно: ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам несанкционированную свалку ТБО и мусора, находящуюся на территории Новоегорлыксого сельского поселения Сальского района Ростовской области на расстоянии 2 км северо-восточнее с. Новый-Егорлык Сальского района, Ростовской области, общей площадью 1 га, путем вывоза отходов производства и потребления лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу; обязал Администрацию Сальского района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км. северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района Ростовской области общей площадью 1 га, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация Сальского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апеллянт указывает, что в соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а на администрацию муниципального района возложена обязанность по утилизации и переработке отходов производства и потребления. Между тем, судом на Администрацию Сальского района незаконно возложена обязанность ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам несанкционированную свалку ТБО и мусора, находящуюся на территории Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района на расстоянии 2 км. северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района РО, общей площадью 1 га, путем вывоза отходов производства и потребления лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на специализированный узаконенный полигон ТБО в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Также апеллянт ссылается на то, что при вынесении решения судом не учитывалось отсутствие у Администрации Сальского района возможности организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с несанкционированной свалки, поскольку на территории Сальского района в рамках областной долгосрочной программы запланировано строительство межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса, которое будет завершено не ранее 2018 года, а иной возможности осуществить утилизацию и переработку отходов нет, в связи с чем исполнить решение суда в этой части, в двухлетний срок не представляется возможным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры Корниенко Г.Ф., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на расстоянии 2 км северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района Ростовской области расположена несанкционированная свалка ТБО, отходов производства и потребления общей площадью 1 га, что противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемеологическом благополучии населения».
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к компетенции органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а на администрацию муниципального района возложена обязанность по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 данного федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования «Новоегорлыкское сельское поселение» к вопросам местного значения Новоегорлыкского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 13 ст. 3 Устава муниципального образования «Сальский район» к вопросам местного значения Сальского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Сброс бытовых отходов потребления на почву на территории сельского поселения влечет грубое нарушение требований ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для обязания администрации Новоегорлыкского сельского поселения и администрации Сальского района устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми отходами и отходами производства и потребления.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, в полном объеме согласиться не может, исходя из нижеследующего.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований закреплены в п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а решение вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям местного значения муниципального района.
Из вышеприведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. В соответствии со ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В связи с вышеизложенным, неисполнение Администрациями Новоегорлыкского сельского поселения и муниципального образования «Сальский район» Ростовской области требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, полагает, что суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об обязании Администрации Новоегорлыкского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку ТБО и мусора, находящуюся на территории данного поселения, путем вывоза отходов и потребления, а Администрации Сальского района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки.
Вышеуказанный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Между тем, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на Администрацию Сальского района обязанности устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам несанкционированную свалку ТБО и мусора, находящуюся на территории Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области на расстоянии 2 км. северо-восточнее с. Новый Егорлык Сальского района Ростовской области общей площадью 1 га, путем вывоза отходов производства и потребления лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, возлагая такую обязанность на Администрацию Сальского района, суд первой инстанции, в нарушение требований ст. 196 ГПК РФ, вышел за пределы исковых требований Сальского городского прокурора. При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене.
В остальной части обжалуемое решение судебная коллегия находит правильным и не подлежащем отмене.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации муниципального образования «Сальский район» Ростовской области возможности исполнить решение суда в связи с принятием областной долгосрочной программы по осуществлению утилизации и переработки отходов, завершение которой планируется не ранее 2018 года, не свидетельствуют о наличии оснований к освобождению администрации муниципального образования «Сальский район» Ростовской области от проведения работ по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, находящихся на несанкционированной свалке на территории Новоегорлыкского сельского поселения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сальского городского суда Ростовской области от 26.04.2013 года отменить в части возложения на Администрацию Сальского района обязанности по устранению нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно ликвидации несанкционированной свалки ТБО и мусора, находящейся на территории Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области, путем вывоза отходов производства и потребления в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сальского района Ростовской области, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: