ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8700/17 от 01.11.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Подлесной И.А.,

Харченко И.А.,

при секретаре Чирко А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Рубцовой Марины Михайловны к ликвидационной комиссии Муниципального казенного предприятия городского округа Алушты Республики Крым «Чистое поле», Администрации г. Алушты Республики Крым о понуждении включить в промежуточный ликвидационный баланс предприятия требований кредитора, по апелляционной жалобе Рубцовой Марины Михайловны на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2017 года,

у с т а н о в и л а:

в марте 2017 г. Рубцова М.М. обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии Муниципального казенного предприятия городского округа Алушты Республики Крым «Чистое поле», Администрации г. Алушты Республики Крым о понуждении включить в промежуточный ликвидационный баланс предприятия требований кредитора, мотивируя свои требования тем, что 01 января 2016 года между МКП ГО Алушта Республики Крым «Чистое село» и Рубцовой М.М. заключен трудовой договор, согласно п. 2.1 которого истец принята на работу в качестве бухгалтера по расчетам (по совместительству - экономист). Решением Алуштинского городского суда от 11 ноября 2016 года с МКП ГО Алушта Республики Крым «Чистое село» в ее пользу взыскана задолженность по заработной плате и в счет компенсации морального вреда 203553 рублей. На основании решения получен исполнительный лист. Ликвидатором МКП ГО Алушта Республики Крым «Чистое село» требование о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс не было получено, а из Администрации города Алушта был получен ответ об утрате истцом возможности удовлетворения требований за счет имущества ликвидируемого юридического лица, требования Рубцовой М.М. как кредитора не учтены и не удовлетворены по вине ликвидатора. На основании изложенного просила обязать ликвидатора Муниципального казенного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Чистое село» включить в промежуточный ликвидационный баланс Муниципального казенного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Чистое село» задолженность перед Рубцовой М.М. в размере 206553 рублей, из которых: 203553 рублей - задолженность по заработной плате за период с 01 февраля 2016 года по 01 августа 2016 года и 3000 рублей компенсации морального вреда.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2017 года в удовлетворении иска Рубцовой М.М. отказано.

В обоснование апелляционной жалобы Рубцова М.М., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, возможность удовлетворения своих требований за счет ликвидируемого имущества юридического лица утрачена по вине ответчиков.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что решением 20 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета № 20/63 от 17 июня 2016 года ликвидировано Муниципальное казенное предприятие городского округа Алушта Республики Крым «Чистое село». Создана ликвидационная комиссия МКП «Чистое село» и утвержден ее состав.

Со дня вступления в силу настоящего решения к ликвидационной комиссии перешли полномочия по управлению делами предприятия, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

В п. 3 Приложения 2 к решению № 20/63 от 17 июня 2016 года указаны мероприятия по ликвидации муниципального унитарного предприятия: письменно уведомить кредиторов (с уведомлением) в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о ликвидации.

Согласно сведениям государственного реестра юридических лиц, МКП «Чистое село» находится в стадии ликвидации, о 24 августа 2016 года вынесена запись № 2169102497188.

Решением Алуштинского городского суда РК от 11 ноября 2016 года с Муниципального казенного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Чистое село» в пользу Рубцовой М.М. взыскана задолженность по заработной плате за период с 01 февраля 2016 года по 01 августа 2016 года в размере 203553 рублей, в счет компенсации морального вреда 3000 рублей.

Согласно описи вложения и квитанции об отправке почтового отправления, требование о включении в ликвидационный баланс задолженности перед кредитором, а также решение суда от 11 ноября 2016 года Рубцовой М.М. направлено в адрес Администрации города Алушта, а также председателю ликвидационной комиссии МКП «Чистое село» ФИО5 03 декабря 2016 года.

14 декабря 2016 года за № Р-1/6348/2-6969 в адрес Рубцовой М.М. Администрацией города Алушта направлен ответ, что в апреле 2016 года Следственным комитетом Российской Федерации осуществлена проверка деятельности МКП «Чистое село». В результате проверки изъята документация и компьютеры предприятия, что привело к полной остановке административной деятельности МКП «Чистое село». Решением сессии Алуштинского городского совета от 17 июня 2016 года № 20/63 создана ликвидационная комиссия МКП «Чистое село». Со дня вступления в силу вышеуказанного решения к комиссии перешли полномочия по управлению делами предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК Российской Федерации ликвидационной комиссией в «Вестнике государственной регистрации» № 34 (597) от 31.08.2016 года опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. В связи с окончанием сроков предъявления требований кредиторами кредиторская задолженность не может быть включена в ликвидационный баланс.

Сообщено, что в связи с тем, что решение не вступило в законную силу, Администрация города Алушты не имеет оснований для включения задолженности по заработной плате в промежуточный ликвидационный баланс Муниципального казенного предприятия городского округа Алушты Республики Крым «Чистое село».

Отказывая в удовлетворении иска Рубцовой М.М. суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования ст. 61 п. 4, 63 п. 1 ГК РФ, согласно которым: с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим; ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Также суд исходил из того, что требования Рубцовой М.М о включении в ликвидационный баланс требования о взыскании денежных средств основано на решении Алуштинского городского суда РК от 11 ноября 2016 года, не вступившего в законную силу, которое вынесено спустя более двух месяцев с даты внесения сведений в ГРЮЛ о начале ликвидации юридического лица.

С такими выводами соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 61 ГК Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно п.п. 1-4 ст. 63 ГК Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

В соответствии с п. 4 ст. 61 ГК Российской Федерации, с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

В соответствии со ст. 63 ГК Российской Федерации, ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Таким образом, в связи с окончанием сроков предъявления требований кредиторами, кредиторская задолженность не может быть включена в ликвидационный баланс.

Материалы дела не содержат доказательств, что решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11.11.2016 года вступило в законную силу, тем самым Администрация города Алушты Республики Крым не имела оснований для включения задолженности по заработной плате в промежуточный ликвидационный баланс Муниципального казенного предприятия городского округа Алушты Республики Крым «Чистое село».

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы относительно того, что решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11.11.2016 года в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению, так как указанное решение вынесено спустя более двух месяцев с даты внесения сведений в ГРЮЛ о начале ликвидации юридического лица.

Остальные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы которого основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубцовой Марины Михайловны без удовлетворения.

Судьи: