Судья – Шинкарева Л.И. Дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Морозовой Н.А., Сидорова В.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
с участием прокурора Руденко М.В.
при секретаре Горб Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО1 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившегося в непринятии мер по сохранению и обеспечению надлежащего ухода за объектами культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Темрюкского городского поселения. Просил обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Гриненко В.В. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО1 в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями прокурора и возражала против их удовлетворения.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2015 года бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по сохранению и обеспечению надлежащего ухода за объектами культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Темрюкского городского поселения признаны незаконными.
На администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, путем принятия мер по сохранению и обеспечению надлежащего ухода за объектами культурного наследия народов Российской Федерации на территории Темрюкского городского поселения, а именно:
- на памятнике героям похода Таманской Красной Армии. 158 года, г. ФИО3 угол ул.Ленина и ул. Р.Люксембург;
- на братском кладбище советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, <...> воинское кладбище;
- на братской могиле 102 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, г. ФИО3, воинское кладбище
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО1, просит решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2015 отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях помощник прокурора Темрюкского района Гриненко В.В., просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Руденко М.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с указанным законом.
Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Аналогичные положения закреплены в Законе Краснодарского края от 06.03.2003 года № 558-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края».
Как следует из материалов дела, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. По итогам проверки установлено, что администрацией поселения меры по сохранению и поддержанию надлежащего состояния памятников истории и культуры не принимаются.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных нормативно-правовых актов, администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района, меры по сохранению и поддержанию надлежащего состояния истории и культуры не принимаются, в частности было установлено:
- у мемориального комплекса «Братская могила», расположенного по адресу: г. ФИО3, воинское кладбище, ул. Бувина (захоронено 2113 человек): на территории много упавших, высохших веток; отколоты углы у плит с именами погибших защитников: вокруг вечного огня отколота черная краска вместе со штукатуркой; вдоль стены с плитой «От благодарных Темрючан воинам: победителям в ВОВ 1941-1945 г.г.» отколота черная краска вместе со штукатуркой и обсыпалась оштукатуренная стена; со стены у плиты «Героя Советского Союза ФИО2.» обсыпалась штукатурка и надпись на плите (памятнике) размыта, сами плиты дали многочисленные трещины; на многих плитах с именами участников ВОВ надписи размыты (потекли); скульптуры на обелисках поросли мхом; внутренний и внешний вид стен воинского кладбища обшарпан (обсыпалась штукатурка), кое-где в стенах трещины, изменился цвет на зеленый, в связи с порослью мхом, наверху бордюры стен рассыпались. Визуально, на внешней стене выпирают отдельные плиты; в помещении на территории воинского кладбища, закрытое решетчатой дверью организованна свалка бытовых отходов и пенек валяется; декоративный щит, с изображением пушек отошел от основы, на которую был прикреплён; необходимо освежить покраску решетки ворот на центральном входе и решетки внутри воинского кладбища; скульптуры (4 шт.) при входе требуют очистки и покраски;
- у мемориального комплекса, «Братская могила», расположенного по адресу: г. ФИО3, воинское кладбище, ул. Бувина, (захоронено 139 человек): наверху бордюры стен рассыпались, необходимо обновить штукатурку и окраску стен; скульптура сидящей девушки требует очистки и покраски; необходимо произвести уборку территории от мусора природного и бытового;
- мемориал «Таманской Армии», находящийся в <...> (напротив гостиницы ФИО3) в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта: стены требуют укрепления, шпатлёвки и покраски; мемориал в стене имеет многочисленные трещины, требуют шпатлёвки и покраски; на памятнике выявлено выпадение мраморных плит, многочисленные трещины, поросль мха, плохо читаемы надписи; мраморные ступеньки к памятнику требуют ремонта из-за трещин и выпадения; каменная ограда вокруг памятника повалена; на территории мемориала много природного и бытового мусора.
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции представитель администрации Темрюкского городского поселения не отрицала факт выявленных нарушений, но пояснила, что работы по благоустройству, ремонту и реставрации памятников проводятся каждый год в весенний период, что подтверждено распоряжением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 02.04.2013 года «О проведение работ по благоустройству, ремонту и реставрации воинских захоронений, военно-исторических памятников и Мемориалов Боевой Славы в Темрюкском городском поселении Темрюкского района».
Однако согласно материалам дела судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что на данный момент памятники находятся в ненадлежащем состоянии.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что бездействие администрации Темрюкского городского поселения существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по сохранению и обеспечению надлежащего ухода за объектами культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Темрюкского городского поселения, в связи с чем, на администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, путем принятия мер по сохранению и обеспечению надлежащего ухода за объектами культурного наследия народов Российской Федерации на территории Темрюкского городского поселения, а именно:
- на памятнике героям похода Таманской Красной Армии. 158 года, г. ФИО3 угол ул.Ленина и ул. Р.Люксембург;
- на братском кладбище советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, <...> воинское кладбище;
- на братской могиле 102 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, г. ФИО3, воинское кладбище
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: