ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8716/20 от 08.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 декабря 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,

судей: Авериной Е.Г.,

Мотиной И.И.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Савченко Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым, Отделу Пенсионного фонда России в Раздольненском районе о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 11 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в мае 2020 года Савченко В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым, Отделу Пенсионного фонда России в Раздольненском районе о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым от 19.03.2020 № 28 ей отказано в перерасчете страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в предоставленных истцом справках отсутствуют наименования единиц начисления заработной платы. Просила признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым от 19.03.2020 № 28 незаконным и отменить его, обязать ответчика пересчитать пенсию с учетом архивных справок № 1588/3 от 18.10.2019 и № 1588/3-1 от 18.10.2019, произвести перерасчет страховой пенсии с 01.04.2020.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 11 августа 2020 года отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Раздольненском районе (без образования юридического лица) от 19.03.2020 № 28 об отказе Савченко В.В. в перерасчете размера страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым обязано принять для перерасчета страховой пенсии Савченко В.В. сведения о размере заработной плиты, содержащиеся в архивной справке от 18.10.2019 № 1588/3, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с ноября 1995 года по 01.09.1996 включительно - в карбованцах; с 02.09.1996 по июль 1998 год включительно - в украинской гривне; принять для перерасчета страховой пенсии Савченко В.В. сведения о размере заработной платы, содержащиеся в архивной справке от 18.10.2019 № 1588/3-1, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с августа 1998 года по декабрь 2001 года включительно - в украинской гривне. Перерасчет пенсии Савченко В.В. произвести с 01.04.2020.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.

Определением от 27.10.2020 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно частям 1 и 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Доказательств надлежащего извещения Савченко В.В., а также Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым о рассмотрении дела в судебном заседании 11.08.2020 по существу заявленных требований судом первой инстанции в материалах дела не имеется.

Таким образом, вынося решение в отсутствие указанных лиц, суд лишил их возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защищать свои права и законные интересы, представлять доказательства в подтверждение своих доводов и возражений.

В силу пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.

Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

С учетом допущенных судом нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 11 августа 2020 года подлежит отмене, а дело - рассмотрению судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Так, в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №6-ФКЗ от 21.03.2014, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Согласно правовыми позициями Конституционного суда РФ, изложенным в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания «Ил Тумэн» Республики Саха Якутия, Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», Конституционный Суд РФ установил, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действующего на момент приобретения права.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В связи с тем, что сведения, содержащиеся в архиве, формировались в период с 1993 года в период действия законодательства Украины, порядок формирования и указания сведений регламентировался законодательством Украины.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Судом установлено, что в марте 2020 года Савченко В.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым с заявлением о перерасчете страховой пенсии, представив архивные справки от 18.10.2019 № 1588/3 и № 1588/3-1, выданные Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района.

Из копии архивной справки от 18.10.2019 № 1588/3, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, следует, что данная справка содержит сведения по данным документов архивного фонда № 169 <данные изъяты>», согласно которым в лицевых счетах по заработной плате за 1995-1998 года имеются сведения о размере начисленной заработной платы Савченко В.В. При этом в данной справке указано, что в графе начислений денежная единица не указана.

Из копии архивной справки от 18.10.2019 № 1588/3-1, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района следует, что данная справка содержит сведения по данным документов архивного фонда № 169 <данные изъяты>», согласно которым в ведомостях по заработной плате за 1998-2001 годы имеются сведения о размере начисленной заработной платы Савченко В.В. При этом в данной справке указано, что в графе начислений денежная единица не указана.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым от 19.03.2020 № 28 отказано Савченко В.В. в перерасчете размера страховой пенсии по старости. Отказ мотивирован тем, что в архивных справках от 18.10.2019 № 1588/3-1, № 1588/3, выданных Архивным сектором администрации, отсутствует наименование денежных единиц, в которых начислялась заработная плата.

В соответствии с п. 10 Указания Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (далее - Указания от 18 января 1996 года) в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Приложением № 1 к Указанию Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У установлено, что до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица - купон, с 12 ноября 1992 года по 01.09.1996 года введена национальная валюта - карбованец, с 02.09.1996 года - гривна.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Украины от 07 ноября 1992 года № 549/92 «О реформе денежной системы Украины», начиная с 23 часов 12 ноября 1992 года прекращено функционирование рубля в денежном обращении на территории Украины.

Пунктом 2 Указа Президента Украины № 549/92 установлено, что единственным законным средством платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обращении выступает купон Национального банка Украины.

Пунктом 5 Указа Президента Украины № 549/92 установлено, что бухгалтерский учет хозяйственно-финансовых и кредитных операций и отчетность в Украине ведутся в украинских карбованцах.

Пунктом 1 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996 «О денежной реформе в Украине», начиная с 2 сентября 1996 года в Украине постановлено провести денежную реформу - введение в оборот национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть копейка. В связи с чем, прекратить эмиссию украинских карбованцев.

Пунктом 4 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996, начиная с 24 часов 16 сентября 1996 года, функционирование украинского карбованца в наличном обороте прекращено. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.

В соответствии с п. 6 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996, с 2 сентября 1996 года безналичные расчеты (включая переводы), а также бухгалтерский учет всех операций и составление отчетности юридическими лицами и другими субъектами хозяйствования во всех сферах деятельности осуществляется только в гривнах.

Согласно п. 7 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996, выплата заработной платы, стипендий, пенсий, помощей, иных денежных выплат населению производится с 2 сентября 1996 года только в гривнах без каких-либо изменений порядка и сроков таких выплат.

Таким образом, в архивной справке № 1588/3 от 18.10.2019, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой имеются сведения о размере заработной платы Савченко В.В. с ноября 1995 года по 01.09.1996 включительно денежной единицей является карбованец; с 02.09.1996 по июль 1998 год включительно денежной единицей является украинская гривна; в архивной справке от 18.10.2019 № 1588/3-1, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой имеются сведения о размере заработной платы Савченко В.В. с августа 1998 года по декабрь 2001 года включительно, денежной единицей является украинская гривна.

Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Как установлено материалами дела, Савченко В.В. обратилась с заявлением о перерасчете пенсии 13.03.2020, в связи с чем перерасчет размера страховой пенсии необходимо произвести с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, то есть с 01.04.2020.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности исковых требований и наличии правовых оснований для их частичного удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330 ч. 5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 11 августа 2020 года отменить.

Исковые требования Савченко Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Черноморском районе Республики Крым, Отделу Пенсионного фонда России в Раздольненском районе о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчете страховой пенсии, понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.

Отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым от 19.03.2020 № 28 об отказе Савченко Валентине Васильевне в перерасчете размера страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым принять для перерасчета страховой пенсии Савченко Валентины Васильевны сведения о размере заработной платы, содержащиеся в архивной справке от 18.10.2019 № 1588/3, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с ноября 1995 года по 01.09.1996 включительно - в карбованцах; с 02.09.1996 по июль 1998 год включительно - в украинской гривне.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) принять для перерасчета страховой пенсии Савченко Валентины Васильевны сведения о размере заработной платы, содержащиеся в архивной справке от 18.10.2019 № 1588/3-1, выданной Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с августа 1998 года по декабрь 2001 года включительно - в украинской гривне.

Перерасчет пенсии Савченко Валентине Васильевне произвести с 01.04.2020.

Судьи: