ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-871/2017 от 04.05.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Галеева Л.П. № 33-871/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со-ставе:

председательствующего Стальмахович О.Н.,

судей Мелентьевой Ж.Г., Четыриной М.В.

при секретаре Голосовой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам-чатском 4 мая 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Матве-еевой Н.Я. на реше¬ние Петропавловск-Камчатского городского суда Камчат-ского края от 11 января 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энерге¬тики Камчат¬ского края, Рабочей группе по реализации в Камчатском крае подпрограм¬мы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» фе¬деральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы о признании решения Рабочей группы по реализации в Камчатском крае Подпрограммы «Выполнение государственных обяза-тельств по обеспечению жильем кате¬горий граждан, установленных фе-деральным законодательством» феде¬ральной целевой программы «Жи-лище» на 2015-2020 годы от 17 марта 2016 года № 7, на основании п. 44 (1) Правил выпуска и реализации госу¬дарственных сертификатов в рам-ках реализации Подпрограммы «Выпол¬нение государственных обяза-тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных фе-деральным законодательством» федеральной целевой программы «Жи-лище» на 2015-2020 годы, утвержденных поста¬новлением Правитель¬ства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 об отказе в предоставлении соци¬альной выплаты для приобретения жилого поме-щения в связи с пересе¬лением из районов Крайнего Севера и прирав-ненных к ним местностей не¬законным; признании за ФИО4 с составом семьи один человек права на получение государственного жи-лищного сертифика¬та для получения социальной выплаты в связи с пе-реселением из районов Крайнего Севера и возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Кам-чатского края предоставить ФИО4 государственный жилищ¬ный сертификат для получения социальной выплаты в связи с пере¬се¬лением из районов Крайнего Севера отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя ФИО4 - ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жа-лобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Мини-стерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группы по реализации в Камчатском крае подпро¬граммы «Выполне-ние государственных обязательств по обеспечению жиль¬ем категорий граж-дан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы ФИО6, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-ком-мунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту Ми-нистерство ЖКХ и энергетики Камчатского края), Рабочей группе по реали-зации в Камчатском крае подпро¬граммы «Выполнение государственных обя-зательств по обеспечению жиль¬ем категорий граждан, установленных феде-ральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее по тексту Рабочая группа) об оспаривании решения, признании права на по¬лучение государственного жилищного сертификата, возложении обязан¬ности предоставить жилищный сертификат. В обоснова¬ние заявленных требований указала, что состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобрете¬ния жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с 7 октября 2014 года в категории «Инвалиды». Являясь участником Программы, она была включена в список получателей государственного жилищного сертификата в 2016 году. В уста-новленном законом порядке представила заявление и докумен¬ты на выдачу государственного жилищного сертификата ответчику, но ей было отказано в предоставлении социаль¬ной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (неполное предоставление документов, указанных в п. 44 Пра-вил). Просила суд признать решение Рабочей группы по реализации в Кам-чатском крае Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федераль¬ным зако-нодательством» федеральной целевой программы «Жили¬ще» на 2015-2020 годы от 17 марта 2016 года № 7, об отказе ей в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого поме¬щения в связи с переселением из районов Крайнего Севера незаконным, признать за ней с составом семьи один человек право на получение государственного жилищного сер¬тификата для получения социальной выплаты, обязать Министерство ЖКХ и энерге¬тики Камчатского края предоставить ей государствен¬ный жилищный серти¬фикат для получения социальной выплаты в связи с переселением из районов Край-него Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании суда первой инстанции ФИО4 участия не принимала, ее представитель ФИО5 заявленные исковые требова¬ния поддержала.

Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края и Рабочей группы ФИО7 иско¬вые требования полагала необоснован¬ными и не подлежащими удовлетво¬рению, пояснив, что основанием для при¬нятия решения об отказе в предоставлении социальной выпла¬ты явилось не¬полное пред¬ставление документов, указанных в пункте 44 Правил, а именно обязатель¬ства о сдаче (передаче) жилого помещения.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Полагая решение суда принятым с нарушением норм материального права, ФИО4 в апелляционной жалобе просит его отменить и при¬нять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований. При этом в жалобе указала, что не предоставление обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную соб-ственность само по себе не может являться основанием к отказу в предостав-лении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера при наличии такого права. При постановке на учет в заявлении она указала, что жилья не имеет, соответ-ственно и обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения не подписывала.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше¬ния суда в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пре¬де¬лах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия при¬ходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 1 Федерального закона «О жилищных субси-диях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Се¬вера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имею¬щие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Се-вера и приравненных к ним местностей предусмотрен постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государ-ственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установ-ленных федеральным законодательством».

Согласно подпункту «з» пункта 5 Правил право на получение социаль-ной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответ-ствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выез-жающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпро-граммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в свод¬ном списке по каждой категории граждан (пункт 36).

Для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы пред-ставляет документы, указанные в пункте 44 Правил.

Исходя из положений пунктов 44, 44 (1), 16.1, 16.3 Правил государ-ственный жилищный сертификат не выдается в случае непредставления или неполного представления документов, в том числе обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах либо имеющим в собственности жи¬лое помещение (жилые помещения) без установленных обременений.

В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертифи¬ката указанному гражданину также не производится.

По смыслу ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и вышена-званных норм условия выдачи государственного жилищного сертификата относительно обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распро-страняются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору со-циального найма жилого помещения, по договору найма специализированного жи¬лого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО4 состоит в списке граждан, имеющих право на получение со-циальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 7 октября 2014 года в категории «инва-лиды», она признана участником Подпрограммы и 14 января 2015 года включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году составом семьи один человек.

Также судом установлено, что ФИО4 проживает в жилом поме-щении, расположенном по адресу: <адрес>, в которой еще проживает бывший ее супруг ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сын ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Указанное жилое помещение в 1993 году ФИО4 приватизировала в свою собственность. 22 сентября 2012 года на основании договора дарения подарила его сыну ФИО3. В 2014 году ФИО4 признана инвалидом <данные изъяты>.

Установив, что истец не предоставила обязательство о сдаче или без-возмездном отчуждении жилого помещения, в котором проживает и соб-ственником которого является член ее семьи – сын ФИО3., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовле-творения исковых требований истца. При этом суд исходил из того, что представление такого обязательства гражданином, претендующим на полу-чение жилищного сертификата, в силу ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и п. 44 Правил, является обязательным и что действующим за-конодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жи-лого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи, которые проживают совместно с ним и не желают выезжать за пределы Крайнего Севера.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по сле-дующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО4 на момент признания ее участником подпрограммы и подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата не имела на праве собственности жилого помеще¬ния и не занимала жилое помещение на условиях договора социального найма. В заявлении о предоставлении государственного жилищного серти¬фиката в качестве членов своей семьи никого не указывала, просила предо¬ставить жилищный сертификат только на себя и за ней было признано право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Край¬него Севера без учета членов ее семьи.

Таким образом, на момент признания ФИО4 участником под-программы и подачи заявления о выдаче государственного жилищного сер-тификата у нее отсутствовало какое-либо жилье, которое она могла бы сдать, соответственно она и не могла предоставить обязательство о его сдаче. Предоставление ею обязательства о сдаче жилого помещения, собственником которого является ее сын, не имело бы юридической силы.

Для целей Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местно¬стей» членами семьи гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, которые изъявили желание вместе с ним выехать из районов Крайнего Се¬вера. Только в таком случае у них может возникнуть обязанность по осво-бождению и сдаче занимаемого ими жилого помещения.

Как следует из материалов дела, иные лица, кроме ФИО4, проживающие совместно с ней, своего волеизъявления на участие в подпро-грамме в установленной форме не выразили, они участниками подпрограммы не являлись и не являются, и на получение государственного жилищного сертификата не претендуют. В связи с этим у истца отсутствует обязанность предоставлять обязательство о сдаче или об отчуждении указанного жилого помещения для получения жилищного сертификата.

Вместе с тем, отсутствие жилого помещения, подлежащего передаче, и то обстоятельство, что истец сохраняет право пользования данным жилым помещением, не является основанием для отказа в предоставлении государ-ственного жилищного сертификата при наличии признанного за ней одной права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помеще-ния в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что законодатель не преду-смотрел механизма предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражда-нину и (или) членам его семьи, которые проживают совместно с ним и не желают выезжать за пределы Крайнего Севера, поскольку, согласно абз. 4 ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Край¬него Севера и приравненных к ним местностей» установлено специальное правило о том, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, раз¬мер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, получен¬ную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения та¬кого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую ин-вентаризацию. В случае принятия решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности, размер общей площади жи-лого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, уста-новленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жи-лищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном по-рядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача гос-ударственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполне-нии им условий, предусмотренных настоящей статьей.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении Матвее-вой Н.Я. государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы нельзя признать законным.

По изложенным основаниям, обжалуемое решение суда подлежит от-мене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых тре-бований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 января 2017 года отменить.

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Признать решение Рабочей группы по реализации в Камчатском крае Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем кате¬горий граждан, установленных федеральным законодатель¬ством» феде¬ральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы от 17 марта 2016 года № 7 об отказе ФИО4 в предоставле¬нии соци¬альной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с пе¬ресе-лением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не-законным.

Признать за ФИО4 составом семьи один че-ловек право на получение государственного жилищного сертифика¬та для по-лучения социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в числе лиц, претен¬дующих на по-лучение государственных жилищных сертификатов в 2016 году.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность предоставить ФИО4 государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодатель¬ством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сер¬тификатов в 2016 году, для получения социальной выплаты в связи с пере¬селением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Председательствующий

Судьи