ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-871/2021 от 15.02.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Отрывин С.А.

№33-871/2021

УИД 76RS0010-01-2020-001416-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при ведении протокола помощником судьи Родионовой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

15 февраля 2021 года

дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 ноября 2020 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области об обязании изменить способ формирования фонда капитального ремонта – отказать.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>. Собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме осуществляется формирование фонда капитального ремонта на счет регионального оператора – Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных жилых домов Ярославской области.

ФИО1 обратилась с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области об обязании изменить способ формирования фонда капитального ремонта, перечисление взносов производить на специальный счет.

Требования мотивированы тем, что по инициативе истца в февраля 2020 года было проведено внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома о переходе с общего счета регионального оператора на специальный счет. Пакет документов о переходе на спецсчет был направлен в Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, по результатам проверки 21.04.2020 года пакет документов был возвращен по причине выявленных замечаний, указано, что документы не соответствуют Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ № 44/пр от 28.01.2019 года, которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению истца замечания, выявленные при проверке не являются существенными и не могут повлиять на результат голосования. Протокол общего собрания от 05.02.2020 года не оспорен в суде. Ответчик злоупотребляет своими полномочиями и препятствует законному праву граждан определить способ формирования фонда капитального ремонта. Собственники помещений, не могут своевременно выполнить ремонт общего имущества МКД, что негативно скажется на условиях их проживания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав поддержание доводов жалобы представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения.

Разрешая спор суд пришел к выводу об отказе в иске, при этом исходил из того, что протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от 5.02.2020 г. не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ № 44/пр от 28.01.2019 года, которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для принятия указанного протокола к исполнению.

С выводом суда и приведенными в решении мотивами судебная коллегия соглашается, считает правильными, основанными на материалах дела и законе.

Материальный закон приведенный в решении применен и истолкован верно.

Доводы жалобы, что протокол общего собрания собственников от 05 февраля 2020 года не оспорен в суде, региональному оператору не предоставлено право отказывать в принятии решения общего собрания и в его исполнении, что суд отказал собственникам в реализации их прав на распоряжение собственными денежными средствами судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет ( пункт 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса РФ, владельцем специального счета может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним ( пункт 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

Согласно статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочих относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.

В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 44/пр утверждены «Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Данный приказ издан в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном доме <адрес>.

По инициативе ФИО1 05 февраля 2020 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, в форме очно–заочного голосования, в том числе по вопросам об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, об установлении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, об определении владельца специального счета, которое оформлено Протоколом № 1.

Подлинник Протокола на 6 листах с приложениями № 1 уведомление о проведении собрания, № 2 реестр присутствующих на общем обсуждении вопросов, № 3 реестр вручения уведомления, № 4 реестр собственников, № 5 решения собственников, доверенность, и справка об открытии счета, были направлены Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области и получены им 27 февраля 2020 года.

По результатам рассмотрения представленных документов Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области 21 апреля 2020 года принято решение о непринятии пакета документов в работу, указано, что пакет документов оформлен с нарушением требований ст. 45 Жилищного кодекса РФ и Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ № 44/пр от 28.01.2019 года.

Судом первой инстанции проверено соответствия протокола № 1 от 5.02.2020 г. требованиям Жилищного кодекса РФ и Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 года № 44/пр, которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, и установлено: в представленных ответчику документах отсутствовали сведения, подтверждающие факт того, что владелец специального счета осуществляет управление данным многоквартирным домом; в протоколе принято решение выбрать лицо, уполномоченное на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использование системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет - ОАО «Управдом Красноперекопского района, при этом, в решениях выбрано лицо, уполномоченное на оказание таких услуг – ООО «Ростовский Управдом»; решения собственников помещений по вопросам поставленным на голосование, не содержат номер приложения к протоколу и не пронумерованы; общее собрание проведено в форме очного обсуждения; в вводной части протокола в строке «сведения о лицах, присутствующих на общем собрании» не содержит сведений об общем количестве присутствующих на нем лиц; в содержательной части протокола содержится информация о количестве голосов, принявших участие « в форме очного обсуждения» вопросов повестки дня, а также количество голосов, принявших участие в собрании собственников помещений (представители собственников); приложение № 2 к протоколу содержит данные только на тех собственников, которые принимали участие в голосовании в ходе очного обсуждения, в нем в части отсутствуют фамилии лиц являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих право собственности, отсутствуют сведения о реквизитах документов, на основании которых жилые помещения являются муниципальной собственностью; наименование собственника помещения, наименование и реквизиты документа удостоверяющего полномочия собственника помещений (в случае его участия в общем собрании); в приложении № 3 к протоколу отсутствуют сведения даты вручения (получения) собственником уведомления о проведении общего собрания, п. 14, 15 данного приложения не указаны фамилия, имя, отчество лиц, которым были вручены уведомления о проведении общего собрания; в приложении № 4 к протоколу отсутствуют ряд сведений о данных собственниках помещений в многоквартирном доме; в приложении № 2 к протоколу в п. 102-106, а также в приложении № 4 к Протоколу отсутствуют сведения предусмотренные п. 5.1 ст. 48 ЖК РФ.

Разрешая спор суд руководствуясь положениями статей 46, 170, 173, 175, 176, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от 5.02.2020 г. не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ № 44/пр от 28.01.2019 года пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

То обстоятельство, что протокол общего собрания собственников от 05 февраля 2020 года не оспорен в судебном порядке определяющего значения в данном случае не имеет, поскольку, Региональный фонд о его недействительности не заявлял, а ссылался на несоответствие представленных документов требованиям жилищного законодательства.

Решение собственников помещений в многоквартирном доме должно быть точным, ясным, не противоречивым, протокол должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно – правовому регулированию в сфере жилищно –коммунального хозяйства, поскольку является юридически значимым документом, влекущим правовые последствия, связанные с перечисление денежных средств на специальный счет.

Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в письме указал на несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства и о возможности отзыва пакета документов.

В действиях Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области отсутствуют нарушения закона.

Доводы апеллянта о нарушении прав собственников несостоятельны, поскольку истец не был лишен права на повторное обращение в Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области с заявлением после устранения выявленных недостатков.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, фактически они выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без изменения.

Председательствующий

Судьи