ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8725/2014 от 29.09.2014 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

 Судья – Морозова Г.В.                             № 33-8765/2014

 А-26

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 сентября 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

 председательствующего – Пашковского Д.И.,

 судей – Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,

 при секретаре – А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

 гражданское дело по иску прокурора Саянского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к МУП УК ЖКХ «Агинское» о признании незаконными действий по прекращению холодного водоснабжения отдела Военного комиссариата по Саянскому району Красноярского края и обязании предоставления холодного водоснабжения

 по апелляционной жалобе директора МУП ЖКХ «Агинское» - Третьякова В.Н.

 на решение Саянского районного суда Красноярского края от 17 июня 2014 года, которым постановлено:

 «Удовлетворить исковое заявление прокурора Саянского района Красноярского края.

 Признать незаконными действия МУП УК ЖКХ «Агинское» по прекращению холодного водоснабжения отдела Военного комиссариата Красноярского края по Саянскому району и обязать МУП УК ЖКХ «Агинское» предоставлять холодное водоснабжение отделу Военного комиссариата Красноярского края по Саянскому району».

 Заслушав докладчика, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Саянского района Красноярского края, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к МУП УК ЖКХ «Агинское» о признании незаконными действий по прекращению холодного водоснабжения отдела Военного комиссариата по Саянскому району Красноярского края, возложении обязанности возобновить предоставление холодного водоснабжения.

 Свои требования мотивировал тем, что, несмотря на расторжение ООО «Славянка» в одностороннем порядке договора с МУП УК ЖКХ «Агинское» о поставке холодного водоснабжения в помещение отдела Военного комиссариата, у названного предприятия отсутствовали основания для прекращения подачи указанного ресурса. Так, согласно п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 25 ноября 1995 года № 173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической энергии, тепловой энергии, газа и воды), оказание услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (а к их числу относятся и военные комиссариаты), считается действием, нарушающим безопасность государства.

 Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе директор МУП ЖКХ «Агинское» - Третьяков В.Н. просит данный судебный акт отменить как незаконный, вынесенный с неправильным применением норм материального права.

 Представители ОАО «Славянка» (филиал «Красноярский»), МУП УК ЖКХ «Агинское», надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (телеграммами), не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Военного комиссариата Красноярского края – Емановой Н.Н., заключение прокурора Назаркина В.П., полагавших решение суда обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебных акт подлежащим отмене ввиду следующего.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

 Как видно из материалов дела, 7 февраля 2012 года между МУП УК ЖКХ «Агинское» и ОАО «Славянка» был заключен договор № 50/1 на оказание услуг по отпуску холодной воды, по условиям которого предприятие принимает на себя обязательство по подаче холодной воды в отдел военного комиссариата Красноярского края по Саянскому району, расположенный по адресу: с. Агинское, ул. Школьная, 17, а Общество – оплачивать холодную воду, соблюдать режим потребления, обеспечивать эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением холодной воды (л.д. 12-14). Срок действия договора, определенный сторонами до 31 декабря 2012 года, на основании дополнительного соглашения от 27 декабря 2012 года был продлен до 31 декабря 2013 года (л.д. 15). Одновременно оговорено, что действие договора считается продленным ежегодно, если за 15 дней окончания срока действия контракта ни одна из сторон не заявит о его расторжении.

 29 ноября 2013 года ОАО «Славянка» в адрес МУП УК ЖКХ «Агинское» было направлено уведомление о расторжении с 1 января 2014 года договора № 50/1 от 7 февраля 2012 года на поставку холодного водоснабжения (водоотведения), которое поступило адресату 10 декабря 2013 года (л.д. 8). В связи с этим обслуживающей организацией 4 марта 2014 года было доведено до сведения Отдела военного комиссариата Красноярского края по Саянскому району о планируемом отключении занимаемого им помещения от холодного водоснабжения 7 марта 2014 года в 10 часов.

 Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и признавая действия МУП УК ЖКХ «Агинское» по прекращению поставки указанного ресурса незаконными, исходил из того, что выполнение подобной операции в отношении органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (к числу таковых относятся и отделы военных комиссариатов), запрещено в силу прямого указания нормативных правовых актов – п. 9 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ и п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 25 ноября 1995 года № 1173.

 Однако с данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

 В силу п. 9 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Вместе с тем ст. 21 указанного Закона поименована как «Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки води и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения».

 В соответствии с п.п. 60, 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), к числу которых относятся и воинские части Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны РФ (в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства).

 Данное положение корреспондирует п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 25 ноября 1995 года № 1173, предусматривающему, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства.

 Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что подобный запрет действует тогда, когда прекращение, ограничение водоснабжения, водоотведения носит временный характер. Применение подобной санкции может иметь место в случаях, определенных ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в частности, вследствие ненадлежащего поведения абонента. Это обусловлено ее правовой природой, подразумевающей под собой восстановление холодного водоснабжения после устранения обстоятельств, послуживших поводом для ограничения или прекращения его подачи.

 Таким образом, расторжение договорных отношений по инициативе потребителя основанием для временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не является.

 Из представленных материалов усматривается, что ОАО «Славянка», являясь абонентом по договору на оказание услуг по холодному водоснабжению, направило в адрес МУП УК ЖКХ «Агинское» уведомление о досрочном расторжении соглашения, указав в качестве причины необходимость выбора гарантирующих организаций в сфере холодного водоснабжения и водоотведения путем размещения заказа у единственного поставщика без использования конкурсных процедур. Тем самым Общество реализовало предоставленное ему право на односторонний отказ от исполнения договора, то есть им выражена заинтересованность на завершение действия сделки, но не на ее сохранение.

 При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что прекращение подачи холодного водоснабжения в помещение Отдела военного комиссариата Красноярского края по Саянскому району, расположенное по адресу: с. Агинское, ул. Школьная, 17, носило постоянный характер в связи с расторжением договора по инициативе абонента, а не временный, основания для применения упомянутого запрета отсутствовали. В связи с этим является необоснованным вывод суда первой инстанции о признании действий МУП УК ЖКХ «Агинское» незаконными.

 Кроме того, возлагая на ответчика обязанность возобновить предоставление холодного водоснабжения, суд не учел следующее

 Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» договор водоснабжения является публичным договором. Таковым, в силу ст. 426 Гражданского кодекса РФ, признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении того, кто к ней обратился. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

 При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 настоящего Кодекса – другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора.

 Исходя из буквального толкования приведенных норм права, обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация полномочиями на понуждение потребителя к заключению такого договора не обладает.

 Однако суд первой инстанции, в противоречие смыслу указанных статей, возложил на МУП УК ЖКХ «Агинское» обязанность отказывать услуги по холодному водоснабжению вопреки волеизъявлению ОАО «Славянка», тем самым навязывая эти услуги, что прямо запрещено ст. 426 ГК РФ.

 При таком положении судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении предъявленных прокурором требований основанными на неправильном применении норм материального права, что согласно ст. 330 ГПК РФ влечет отмену судебного акта. При установленных в ходе рассмотрения дела юридически значимых обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Саянского районного суда Красноярского края от 17 июня 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение.

 В удовлетворении требований прокурора Саянского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к МУП УК ЖКХ «Агинское» о признании незаконным действий по прекращению холодного водоснабжения отдела Военного комиссариата по Саянскому району Красноярского края и обязании предоставления холодного водоснабжения, - отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: