Судья Коданева Я.В. Дело № 33-872/2020
(2-7602//2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Ушаковой Л.В.
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2019 года дело по апелляционным жалобам Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2019 года, которым постановлено
обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до <Дата обезличена> привести автомобильную дорогу «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участке п.Изъяю (ст.Кожва) – п.Чикшино в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на следующих участках:
- устранить просадки на проезжей части автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участке п.Изъяю (ст.Кожва) – п.Чикшино на участках: 0 км.+200 м., 0 км.+5 км., 11 км.+100 м., 15 км. + 400 м., 20 км.+700 м., 21 км.+100 м., 22 км.+ 500 м., 26 км.+400 м., 27 км.+700 м., 0 км.+ 29 км., 29 км.+600 м., 29 км.+800 м., 30 км.+ 100 м., 0 км.+31 км., 31 км.+300 м., 34 км.+300 м., 31 км.+800 м., 35 км.+300 м., 35 км.+900 м;
- устранить просадки, разрушения обочины на мостах автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участка п.Изъяю (ст.Кожва) – п.Чикшино на участках: 0 км. + 6 км, 22 км.+800 м., 24 км.+ 300 м., 30 км. + 100 м., 0 км. +31 км.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., представителя ГКУ РК «УправтодорКоми» - ФИО1, представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства РК - ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Печоры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (с учетом уточнения исковых требований) о возложении обязанности в срок до <Дата обезличена> привести автомобильную дорогу «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке п.Изъяю (ст.Кожва) – п.Чикшино в соответствие с требованиями с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» просят решение суда отменить и иске отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения решения суда не усматривает.
Так, в ходе комиссионной проверки, проведенной межрайонной прокуратурой <Дата обезличена> при участии государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по г. Печоре установлено, что автомобильная дорога «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участке п. Изъяю (ст. Кожва) – п. Чикшино находится в неудовлетворительном состоянии.
В нарушении требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части автодороги имеются разрушения дорожной одежды в виде просадок, разрушение (промыв талой водой) обочин, геометрические параметры которой превышают предельно допустимые размеры.
Из акта комиссионной проверки от <Дата обезличена>, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела следует, что на участке дороги от пос. Изьяю до пос. Чикшино Печорского района выявлены следующие дефекты:
- 0км + 200 - на проезжей части дороги образована просадка шириной 2 метра (фотоснимок №1);
- 5км - на проезжей части дороги образована просадка шириной 3 метра (фотоснимок №2);
- 6 км - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метра, промыв обочины (фотоснимок № 3);
- 11 км+100 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метра (фотоснимок № 4);
- 15 км + 400 - на проезжей части дороги образована просадка шириной 3 метра (фотоснимок № 5);
- 18 км + 700 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 6);
- 19 км - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 на всю ширину проезжей части дороги, (промыв водой) обочины протяженностью 1 метр (фотоснимок №7);
- 20 км + 700 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок №8);
- 21км +100 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метров шириной 2 метра (фотоснимок № 9);
- 22км + 500 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3,3 метров шириной 4 метра (фотоснимок № 10);
- 22 км + 800 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра шириной 4 метра (фотоснимок № 11);
- 24 км + 300 - на проезжей части дороги образована просадка шириной 4 метра (фотоснимок № 12);
- 26 км + 400 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра шириной 4 метра (фотоснимок № 13);
- 27 км + 700 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 14);
- 29 км - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 15);
- 29 км + 600- на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 4 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 16);
- 29 км + 800- на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 5 метра шириной 4 метра (фотоснимок №1 7);
- 30 км + 100 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 18);
- 31 км на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 19);
- 31 км + 300 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 4 метра на всю ширину проезжей части дороги, (фотоснимок № 20);
- 34 км + 300 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 2 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 21);
- 34 км + 800 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 3 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 22);
- 35 км + 300 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 4 метра на всю ширину проезжей части дороги (фотоснимок № 23);
- 35 км + 900 - на проезжей части дороги образована просадка протяженностью 5 метров на всю ширину проезжей части дороги.
К акту приложена фотаблица.
Распоряжением Правительства РК от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» автомобильная дорога «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке п. Изъяю (ст Кожва) – п. Чикшино отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
По состоянию на <Дата обезличена> автомобильная дорога на участке п.Изъяю (ст.Кожва) – Чикшино находится на оперативном управлении в ГКУ РК «УправтодорКоми».
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом деятельности этого Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации (в пределах определенной Уставом компетенции) полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения (п.16 Устава).
Согласно п. 17 Устава Учреждения целями его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 10 Устава предусмотрено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, то есть Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью как ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», так и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего полномочия главного распорядителя выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации на указанные цели.
В соответствии со ст.15 данного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положению о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми основным видом деятельности Министерства является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния, создание условий для безопасности дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности.
В силу перечисленных требований закона содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, в том числе расположенных на них пешеходных переходах, является расходным обязательством Республики Коми.
Ответчиками не представлено доказательств, указывающих на отсутствие обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на спорном участке автодороги.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения, так как они приводились ответчиками в качестве позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были проверены, им дана надлежащая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем решение подлежит техническому уточнению по объяснениям прокурора в суде апелляционной инстанции в части терминологического уточнения устранения недостатков на участке дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» от пос. Изъяю (ст. Кожва) до пос. Чикшино на участках: 0 км. + 6 км, 22 км.+800 м., 24 км.+ 300 м., 30 км. + 100 м., 0 км. +31 км, которые в решении обозначены, как просадки, разрушения обочины на мостах автомобильной дороги, в то время как указанные просадки и разрушения находятся на обочине дорожного полотна, имеющего ограждения, схожие с мостовыми, но указанные участки дороги мостами не являются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» - без удовлетворения.
Уточнить указанное решение, изложив его в следующей редакции:
«Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до <Дата обезличена> привести автомобильную дорогу «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участке п. Изъяю (ст. Кожва) – п. Чикшино в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на следующих участках:
- устранить просадки на проезжей части автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», на участке п. Изъяю (ст.Кожва) – п. Чикшино на участках: 0 км.+200 м., 0 км.+5 км., 11 км.+100 м., 15 км. + 400 м., 20 км.+700 м., 21 км.+100 м., 22 км.+ 500 м., 26 км.+400 м., 27 км.+700 м., 0 км.+ 29 км., 29 км.+600 м., 29 км.+800 м., 30 км.+ 100 м., 0 км.+31 км., 31 км.+300 м., 34 км.+300 м., 31 км.+800 м., 35 км.+300 м., 35 км.+900 м;
- устранить просадки, разрушения обочины автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора - Усинск-Нарьян-Мар» на участке п. Изъяю (ст. Кожва) – п. Чикшино на участках: 0 км. + 6 км, 22 км.+800 м., 24 км.+ 300 м., 30 км. + 100 м., 0 км. +31 км».
Председательствующий-
Судьи-