судья Борщенко Т.А. дело № 33-8732/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Власенко И.Г., Дышлового И.В.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Приморского края о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии и возложении обязанности произвести доплаты к пенсии
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 01 июня 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя Военного комиссариата Приморского края ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал на то, что он проходил ... в должности .... В ДД.ММ.ГГГГ году был уволен из ... с указанной должности на пенсию по выслуге лет. В ДД.ММ.ГГГГ году, в целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров, был издан Указ Президента РФ от 09 декабря 2015 года № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», а в дальнейшем в него были внесены изменения Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 698. В соответствии с вышеуказанными нормативными актами с 01 октября 2015 года, пенсионерам, размер пенсий которых не был пересмотрен с 01 января 2012 года при реформировании денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере ... рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей. Учитывая то, что размер его пенсии, как бывшего работника ..., не был пересмотрен с ДД.ММ.ГГГГ при реформировании денежного довольствия военнослужащих, считает, что действие вышеуказанных Указов Президента РФ распространяется на него. Истец просил суд признать за ним право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 09 декабря 2015 года № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» произвести выплату ежемесячной доплаты к пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 500 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 700 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 900 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, согласно иску ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата ПК по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ в отношении ... (в том числе военнослужащих ...) пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей оклады по воинскому званию установлены в новых размерах, пенсионерам МО РФ произведен пересмотр размеров пенсий. В связи с чем право на ежемесячную доплату в соответствие с Указом Президента РФ № 610 от 09.12.2015 истец не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ФИО1, подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с нарушением норм материального, процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходил военную службу в ... в должности .... В ДД.ММ.ГГГГ году он был уволен из ... с указанной должности на пенсию по выслуге лет, что подтверждается пенсионным удостоверением серии №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» с заявлением о выплате ежемесячной доплаты к пенсии в размере 2 500 рублей предусмотренной Указом Президента РФ от 09 декабря 2015 года № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».
Из письменного ответа Военного комиссариата ПК № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в ежемесячной доплате к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку в отношении прокурорских работников, в том числе и военнослужащих органов ..., пенсионеров из числа указанных лиц был произведен пересмотр размеров пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Произведены соответствующие выплаты.
На основании ст.49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как указано в п.а ч.1 ст.1 Закона РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, в органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации.
На основании ст.6 Закона РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии со ст.43 Закона РФ №4468-1, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Согласно ст. 10 Закона РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (такой порядок не применяется в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, военнослужащих органов военной прокуратуры и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации).
В соответствии со п.9 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено в том числе, что с 01.01.2012 года в отношении прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей оклады по воинскому званию установлены в новых размерах.
На основании ст.49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как указано в п.3 Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» указано применять оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления: при назначении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военнослужащим, увольняемым с военной службы, и членам семей военнослужащих в случаях, предусмотренных указанным Законом, начиная с 1 января 2012 года.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», - с 1 января 2013 года.
Положения статей 1, 2, частей 1 - 7 статьи 3, статей 4 и 6 настоящего Федерального закона в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, применяются с 1 января 2013 года.
На основании изложенного, пенсии военнослужащим органов военной прокуратуры, в том числе истцу ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году не пересматривались, в силу прямого указания Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и должны назначались из текущего денежного довольствия, размеры которого повышались только с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ранее действующими правилами назначения пенсии.
Вместе с тем, судом установлено, что в целях соблюдения мер социальной защиты лицам, получавшим пенсии до ДД.ММ.ГГГГ из числа граждан, уволенных с должностей судей военной коллегии, прокурорских работников и сотрудников следственного комитета РФ, Министерством Обороны РФ было принято решение от 6 декабря 2011 года № 182/3/1/1085, которым установлено, что при пересмотре пенсий указанным категориям лиц в новых размерах устанавливать оклады по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет. При этом понижающий коэффициент к полученному денежному довольствию для исчисления пенсии не применяется.
Согласно указанию Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства Обороны РФ от 07 ноября 2014 года № 180/6/10485, произведена доплата пенсий лицам из числа прокурорских работников с учетом процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размерах, установленных 4.1 ст.44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
При указанных обстоятельствах, суд правильно установил, что доплата разницы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена в порядке, установленном пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», и в связи с изменением процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила сумму 92 926 рублей (разница между 30 % ПНВЛ и 70 % ПНВЛ). Указанная сумма доплаты была получена истцом в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации был вынесен Указ Президента РФ от 09.12.2015 № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», согласно которому, установлен с 1 октября 2015 г. пенсионерам, размер пенсий которых не был пересмотрен с 1 января 2012 г. при реформировании денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ежемесячную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»,в размере 2 500 рублей, с 1 февраля 2016 года - в размере 3 700 рублей, с 1 февраля 2017 года - в размере 4 900 рублей.
Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 698 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», внесены в пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» дополнив словами: «с 1 февраля 2016 г. - в размере 3700 рублей, с 1 февраля 2017 г. - в размере 4900 рублей».
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку ФИО1 на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, связи с изменением процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена доплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей (разница между ... % ПНВЛ и ... % ПНВЛ), то права на ежемесячную доплату в соответствии с Указом Президента РФ № 610 от 09.12.2015 года и Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 698 истец ФИО1 не имеет.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка истцом представленных доказательств и иного толкования норм материального права не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Все доводы апелляционной жалобы истца направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Данные доводы обсуждались судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому на правильность обжалуемого судебного постановления они повлиять не могут.
Ссылка на представленную истцом публикацию статьи из сети интернет, которой суд не дал правовой оценки, сама по себе не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, поскольку проект приказа не является доказательством по делу, не подлежит правовой оценке как доказательство. Поскольку не является вступившим в законную силу нормативным актом, применению не подлежит к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 01 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Судьи