Судья: Сурков В.П. 33-8735/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2017 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ефремовой Л.Н.
судей Сафоновой Л.А., Бочкова Л.Б.
при секретаре Пудовкиной Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарской области к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности возвратить в фонд капитального ремонта средства, полученные в качестве процентов,
по апелляционному представлению Прокурора Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2017 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения представителей истца – Атяскиной О.А., Кабановой Е.Ю., возражения на апелляционное представление представителя ответчика – Керничной Т.А., действующей на основании доверенности, представителя третьих лиц - Никитиной О.В., действующей на основании доверенности.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Самарской области обратился с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», в котором просил обязать некоммерческую организацию – фонд «Региональный оператор «Самарской области «Фонд капитального ремонта» вернуть в фонд капитального ремонта, формируемый на счете регионального оператора, средства, полученные в качестве процентов ДД.ММ.ГГГГ годах со счета № в кредитной организации – АО <данные изъяты>» - 73 427 300 рублей.
Заявленные требования мотивированы следующим. Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ создана некоммерческая организация - фонд «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта».
Учредителем Фонда капитального ремонта является <адрес>.
Функции и полномочия учредителя реализуют Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности Фонда капитального ремонта.
В ходе проверки выявлено, что Фонд капитального ремонта незаконно использовал средства фонда на собственные административно-хозяйственные нужды.
Региональный оператор является владельцем счета (счетов), на который поступают взносы собственников, формирующих фонд у регионального оператора, и специальных счетов в отношении домов, которые избрали регионального оператора владельцем таких счетов.
Установлено, что средства собственников жилых помещений, перечисленные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Региональному оператору, ответчиком были размещены на «общем» счете № в кредитной организации АО <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором с указанного счёта получены проценты в размере 45 582 647,51 рублей, ДД.ММ.ГГГГ (за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) - 27 844 653 рублей.
Проверка установила, что указанные средств израсходованы Фондом капитального ремонта на оплату труда, аренду и содержание помещения, налоги, разработку программного обеспечения и прочие расходы.
По утверждениям истца, проценты, полученные Фондом в ДД.ММ.ГГГГ годах от размещения средств собственников жилых помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счёте Фонда, являются составляющей частью данного фонда и не могут расходоваться на собственные нужды регионального оператора. При этом административно - хозяйственные нужды регионального оператора ежегодно финансируются из областного бюджета в виде субсидий.
Использование фондом на собственные нужды процентов, полученных за размещение средств собственников жилых помещений, формирующих Фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, нарушает законные интересы собственников, поскольку, незаконно сокращает доходы фонда капитального ремонта.
По мнению истца, незаконными действиями, региональный оператор допустил неосновательное обогащение за счёт средств фонда капитального ремонта, который имеет целевое назначение.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области по результатам проверки деятельности Фонда Губернатору <адрес> внесено представление №№, в котором указано о незаконности соответствующих действий регионального оператора.
Однако акт прокурорского реагирования в указанной части не удовлетворен.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2017 года постановлено:
«Иск Прокурора Самарской области к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности возвратить в фонд капитального ремонта средства, полученные в качестве процентов - оставить без удовлетворения».
В апелляционном представлении прокурор Самарской области просил отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск полностью. При этом указал, что суд первой инстанции при вынесении решения неправильно применил нормы материального права. Использование Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта» процентов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта на счете кредитной организации, на административно-хозяйственные нужды регионального оператора не основано на положениях жилищного законодательства и нарушают законные интересы собственников. Кроме того, выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений ч.1 ст.174 ЖК РФ и ч.3 ст.179 ЖК РФ.
Представители истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда, удовлетворив иск.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционного представления, полагая их необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители третьих лиц возражали против доводов апелляционного представления, полагая их необоснованными, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ создана некоммерческая организация - Фонд «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта». Учредителем фонда является <адрес>. Функции и полномочия учредителя реализуют Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Самарской области проведена проверка деятельности Фонда капитального ремонта.
В ходе проверки выявлено, что Фонд капитального ремонта незаконно использовал средства фонда на собственные административно-хозяйственные нужды.
Региональный оператор является владельцем счета (счетов), на который поступают взносы собственников, формирующих фонд у регионального оператора, и специальных счетов в отношении домов, которые избрали регионального оператора владельцем таких счетов.
Установлено, что средства собственников жилых помещений, перечисленные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Региональному оператору, ответчиком были размещены на «общем» счете № в кредитной организации АО <данные изъяты>».
В ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором с указанного счёта получены проценты в размере 45 582 647,51 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году (за период с ДД.ММ.ГГГГ) - 27 844 653 рублей.
Проверка установила, что указанные средств израсходованы Фондом капитального ремонта на оплату труда, аренду и содержание помещения, налоги, разработку программного обеспечения и прочие административно-хозяйственные расходы.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области по результатам проверки деятельности Фонда Губернатору <адрес> внесено представление №№, в котором указано о незаконности соответствующих действий регионального оператора.
Однако, акт прокурорского реагирования в указанной части не удовлетворен.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокурора, исходил из того, что ч.1 ст.170 ЖК (в редакции Федерального закона № 176-ФЗ от 29.06.2015 года, действовавшей до 04.07.2016 года) содержит исчерпывающий перечень источников формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, в связи с тем, что проценты на счете (счетах) регионального оператора не были отнесены к средствам фонда капитального ремонта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование региональным оператором на административно-хозяйственные нужды процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете (счетах) регионального оператора, до 04.07.2016 года законно, поскольку обязательное использование данных процентов для финансирования расходов на капитальный ремонт до 04.07.2016 года жилищным законодательством не предусматривалось.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.170 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Статья 170 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 176-ФЗ от 29.06.2015 года, действовавшая до 04.07.2016 года определяла, что фонд капитального ремонта образует взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Частями 2 и 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
Ранее действующая редакция данной нормы предусматривала, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
Использование указных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается как прежней, так и действующей редакцией указанной нормы права.
На основании ст.174 ЖК РФ, средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Несмотря на отсутствие до 04.07.2016 года в жилищном законодательстве положений, прямо запрещающих использование процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора («общий счет»), как источника формирования фонда капитального ремонта, ст.ст.174 и 179 ЖК РФ как в действующей, так как в ранее действующей редакциях одинаково определяли правовой режим использования средств, полученных Региональным оператором от собственников жилых помещений в качестве взносов и средств фондов капитального ремонта.
При таких обстоятельствах, использование процентов с «общего» счета регионального оператора на собственные нужды последнего даже до 04.07.2016 года противоречило требованиям закона.
Фонд капитального ремонта, сформированный на «общем» счете Регионального оператора в ДД.ММ.ГГГГ году (с ДД.ММ.ГГГГ), фактически уменьшен на размер процентов.
При этом указанные проценты в нарушение ч.1 ст.174, ч.3 ст.179 ЖК РФ направлены на содержание Регионального оператора. Между тем, в соответствии с действующим законодательством, Уставом Фонда, административно-хозяйственные нужды регионального оператора ежегодно финансируются из областного бюджета в виде субсидий.
Таким образом, использование Фондом капитального ремонта на собственные нужды процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, нарушает законные интересы собственников, так как незаконно сокращает доход фонда капитального ремонта.
Согласно ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, кроме того, выводы суда первой инстанции изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1, п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. В соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и постановить новое решение которым удовлетворить иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2017 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым:
«Исковые требования Прокурора Самарской области - удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» вернуть в фонд капитального ремонта, формируемый на счете регионального оператора, средства, полученные в качестве процентов ДД.ММ.ГГГГ годах со счета № в кредитной организации – АО «<данные изъяты> - 73 427 300 рублей».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: