ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-873/2016 от 23.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело № 33-873/2016

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Карабельского А.А.

судей Пичуева В.В., Ходюкова Д.С.

при секретаре Фёдоровой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 марта 2016 года дело по исковому заявлению прокурора гарнизона Дровяная, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении к действиям,

по апелляционным жалобам представителя ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО1, действующей на основании доверенности и представителя акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Обособленное подразделение «Забайкальское» ФИО2, действующей на основании доверенности,

на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 декабря 2015 года, которым постановлено: исковое заявление прокурора гарнизона Дровяная, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении к действиям – удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести в котельной №79, расположенной по адресу: военный городок №10-а п. Горный-1 Улетовского района Забайкальского края необходимые работы, направленные на обеспечение ее нормального функционирования, а именно: оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков по периметру площадки; установить мазутоловушки для улавливания аварийных проливов в местах хранения и подвоза мазута; установить оборудование для очистки промышленных замазученных стоков от нефтепродуктов; произвести ремонт обмуровки, а также внутренней кладки топки котла ДКВР 6,5/13 №1, удалить технологические отложения на трубах; произвести замену котлов ДКВР 6,5/13 №2 и №3; произвести замену экономайзера ВТИ ЭК ЭП2-142; произвести ремонт дымовой трубы, устранить выявленное отклонение от вертикали; подготовить паспорт на дымовую трубу и паропроводы; провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы и двух котлов ДКВР 6,5/13 с целью продления сроков службы; разработать положение о производственном контроле ОПО на котельной; провести техническое освидетельствование (ВО, ГИ) котлоагрегатов; произвести замену сетевого насоса ЦНС 198/124 с эл.дв.110/3000; произвести замену питательного насоса ЦНСГ 38/154 с эл.дв.30/3000; произвести замену подпиточного насоса МС 38/30 с эл.дв. 7,5/1000; произвести замену паровых насосов ПНВ 25/20; произвести замену конденсатного насоса ВКС4/28 с эл.дв. 7,5/1500; произвести замену дымососа ДН10 сэл.дв.22/1500; произвести замену вентилятора Ц13-50 с эл.дв. 15/1500; произвести замену теплообменного оборудования ПП1-35-2-2; произвести замену фильтра ФИПа ?-?, 0-0,6 Na; произвести ремонт деаэратора ДС-25; произвести замену наружного трубопровода, ЗРА, теплоизоляцию каналов надземной теплосети на участках от ТК№7 до ТК№8 (119см), от ТК№6 до ТК№18 (188м), от ТК№3 до ТК№4 (64м); установить перекрытия канала теплосети от ТК№3 до ТК№4;

произвести ремонт кладки тепловых камер, установить чугунные люки; провести в установленном порядке обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженерно-технических работников; обновить должностные инструкции начальника котельной и обслуживающего персонала.

Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Военной прокуратуры гарнизона Дровяная обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, неоднократно уточненным в ходе рассмотрения дела. В обоснование требований указал, что военной прокуратурой совместно со специалистами 964 отдела государственного технического надзора (территориального) проведена проверка готовности объектов теплоснабжения Министерства обороны РФ к отопительному сезону 2015 - 2016 года, а именно котельной №79 военного городка №10-а, обеспечивающей тепловой энергией и горячим водоснабжением объекты инфраструктуры военной части 75313-5, общежития, казармы, в которых в настоящее время проживают военнослужащие по призыву, а также более 60 жилых домов. Надзорными мероприятиями установлено, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2015 года №1089-р АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ организацией. Котельная №79находится в собственности РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что котельная №79 к эксплуатации в отопительный период 2015 - 2016 года не может быть допущена ввиду несоответствия технического состояния нормативным требованиям. Ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и капитальному ремонту котельной приведет к срыву отопительного сезона 2015 – 2016 года на объектах, отапливаемых котельной и к существенному нарушению прав граждан. Просил обязать ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести в котельной №79, расположенной по адресу: военный городок №10-а п. Горный-1 Улетовского района Забайкальского края необходимые работы, направленные на обеспечение ее нормального функционирования, а именно: оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков по периметру площадки; установить мазутоловушки для улавливания аварийных проливов в местах хранения и подвоза мазута; установить оборудование для очистки промышленных замазученных стоков от нефтепродуктов; произвести ремонт обмуровки, а также внутренней кладки топки котла ДКВР 6,5/13 №1, удалить технологические отложения на трубах; произвести замену котлов ДКВР 6,5/13 №2 и №3; произвести замену экономайзера ВТИ ЭК ЭП2-142; произвести ремонт дымовой трубы, устранить выявленное отклонение от вертикали; подготовить паспорт на дымовую трубу и паропроводы; провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы и двух котлов ДКВР 6,5/13 с целью продления сроков службы; разработать положение о производственном контроле ОПО на котельной; провести техническое освидетельствование (ВО, ГИ) котлоагрегатов; произвести замену сетевого насоса ЦНС 198/124 с эл.дв.110/3000; произвести замену питательного насоса ЦНСГ 38/154 с эл.дв.30/3000; произвести замену подпиточного насоса МС 38/30 с эл. дв. 7,5/1000; произвести замену паровых насосов ПНВ 25/20; произвести замену конденсатного насоса ВКС4/28 с эл.дв. 7,5/1500; произвести замену дымососа ДН10 сэл.дв.22/1500; произвести замену вентилятора Ц13-50 с эл.дв. 15/1500; произвести замену теплообменного оборудования ПП1-35-2-2; произвести замену фильтра ФИПа ?-?, 0-0,6 Na; произвести ремонт деаэратора ДС-25; произвести замену наружного трубопровода, ЗРА, теплоизоляцию каналов надземной теплосети на участках от ТК№7 до ТК№8 (119см), от ТК№6 до ТК№18 (188м), от ТК№3 до ТК№4 (64м); установить перекрытия канала теплосети от ТК№ 3 до ТК№ 4; произвести ремонт кладки тепловых камер, установить чугунные люки; провести в установленном порядке обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженерно-технических работников; обновить должностные инструкции начальника котельной и обслуживающего персонала.

Определением судьи от 9 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО1, действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права. Ссылается на то, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Обращает внимание на отсутствие у ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» полномочий заключать договоры с организациями на проведение работ, возложенных решением суда, поскольку указанные виды деятельности не предусмотрены п.20 Устава ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Отмечает, что денежные средства на указанный вид работ, до ФГКУ не доводятся. Кроме того, указывает на то, что судом не предоставлено время для подготовки к судебному заседанию.

В апелляционной жалобе представитель акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Обособленное подразделение «Забайкальское» ФИО2, действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права. Считает, что стороной истца не представлено доказательств нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Министерством энергетики РФ от 24 марта 2003 года №115, а избранный способ защиты нарушенного права в виде возложения обязанности произвести необходимые работы, не предусмотрен положениями Гражданского кодекса РФ. Указывает на то, что при рассмотрении дела суд не установил, что обязанность по содержанию имущества, переданного в рамках договора безвозмездного пользования лежит на ссудодателе, поскольку согласно п.3.2.4 договора безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ от 8 октября 2015 года осуществление текущего ремонта производится за счет средств собственника и с его согласия, в обязанности ссудополучателя (акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства») не входит проведение капитального ремонта. Отмечает, что акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не является организацией эксплуатирующей опасные производственные объектов, поскольку в соответствии с договором на оказание услуг по технической эксплуатации объектов теплоснабжения по Восточному военному округу №15/ТХ-2015 от 30 октября 2015 года техническую эксплуатацию осуществляет ООО «Теплосинтез». Кроме того, обращает внимание на не разделение судом удовлетворенных требований между ответчиками и на неопределение порядка исполнения решения.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Военной прокуратуры гарнизона Дровяная ФИО3 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно жалоб, выслушав представителя административного ответчика АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО2 и представителя административного ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО4, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, заслушав военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО3 о том, что решение законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, котельная №79 военного городка №10-А, расположенная в п. Горный-1, Улётовского района Забайкальского края обеспечивает тепловой энергией и горячим водоснабжением объекты инфраструктуры войсковой части 75313-5, в том числе общежития и казармы.

Данная котельная находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 138-139).

ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ заключило 08.10.2015 с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» договор безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ, куда вошла поименованная выше котельная № 79.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Между Министерством обороны Российской Федерации и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» 21.09.2015 был заключён государственный контракт № 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Согласно пункту 3.1.9 данного контракта в непосредственные обязанности исполнителя входит обеспечение надёжности теплоснабжения и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения.

Пунктом 3.2.2 названного контракта предусмотрено, что исполнитель (АО «Главное управление ЖКХ») вправе привлекать к исполнению контракта соисполнителей (третьих лиц). Невыполнение соисполнителем обязательств перед исполнителем (Министерство обороны РФ) не освобождает исполнителя от выполнения контракта.

Таким образом, в силу приведённого выше Распоряжения Правительства Российской Федерации и государственного контракта № 5-ТХ АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обязано обеспечивать надёжность теплоснабжения и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения. При этом, в случае передачи объекта в эксплуатацию иному лицу акционерное общество от обязанности обеспечить надёжность и безопасность эксплуатации переданного объекта не освобождается, поэтому ссылка на то, что ответственным в данном случае должно быть ООО «Теплосинтез», с которым АО «Главное управление ЖКХ» заключён договор на оказание услуг по технической эксплуатации объекта теплоснабжения подлежит отклонению.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.

Учитывая, что спорная котельная передана в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, то названное учреждение также несет ответственность за содержание вышеуказанной котельной, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по ремонту котельной.

При изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчиков обязанностей по ремонту и надлежащему техническому содержанию установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения котельной.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы АО «Главное управление ЖКХ» о том, что требования военного прокурора, касающиеся понуждения провести в установленном порядке обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженерно-технических работников, а также обновить должностные инструкции начальника котельной и обслуживающего персонала, не обоснованы.

Из материалов дела видно, что первоначально с такими требованиями военный прокурор обращался к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», обслуживающему спорную котельную. Впоследствии свои требования прокурор изменил - исключив из числа ответчиков ОАО «РЭУ», тогда как в ходе прокурорской проверки именно в отношении этого ответчика установлены нарушения о порядке обучения персонала и обновления должностной инструкции начальника котельной и персонала.

Доказательств тому, что указанные нарушения допущены ОА «Главное управление ЖКХ» материалы дела не содержат и прокурором не представлены, следовательно, в этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Довод жалобы о том, что не представлено доказательств нарушения технических норм и правил не может быть принят во внимание, поскольку опровергается комиссионными актами общего весеннего осмотра котельной № 8 и № 11от 31 марта 2015 года (л.д. 51-62). Иного стороной ответчика не представлено.

Вопреки доводам жалобы, резолютивная часть обжалуемого решения соответствует требованиям закона, суд обязал ответчиков совершить определённые действия в определённый срок. Правовая неопределённость в части того, к совершению каких именно действий ответчик принуждён в судебном порядке, исходя из содержания решения суда, отсутствует.

Руководствуясь ст.309 Кодекса об административном судопроизводстве РФ судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 8 декабря 2015 года в части удовлетворения требований о понуждении провести в установленном порядке обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженерно-технических работников, обновить должностные инструкции начальника котельной и обслуживающего персонала, отменить.

В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Обособленное подразделение «Забайкальское» и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи В.В. Пичуев

Д.С. Ходюков