ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8746/2015 от 16.12.2015 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Черникова Л.С.

Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Чукреевой Н.В.,

судей областного суда Касацкой Е.В., Егоровой К.В.,

при секретаре Куликаевой К.А.,

рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда <...> от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Тринога к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей, – отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Касацкой Е.В.,

установила:

ФИО1 обратился к ООО «Омская энергосбытовая компания», указав, что с 2013 г. по июль 2015 г. расчет за потребляемую электроэнергию собственниками жилья по <...> г. Омске, является неправильным. <...> является домом гостинично-секционного типа, в нем <...>. Отсутствуют счетчики <...> квартире старые дисковые индукционные с классом точности <...> которые полностью не соответствуют нормативно-технической документации, отсутствуют пломбы. Контроль со стороны контролирующих органов не проводится. Имеет место расчет за ОДН, который в течение <...> выставляется в квитанции, размером больше, чем по индивидуальным приборам учета. Просил долги, возникшие при расчете ОДН с 2013 г. по июль 2015 г. по всем собственникам аннулировать, установить расчет за ОДН по формуле января 2014 г., норматив ОДН электроэнергии - <...> до комплектации приборами учета, запретить ООО «ОЭК» в квитанциях в графе «расход электроэнергии за месяц» писать свои данные, не соответствующие показаниям счетчика данного месяца.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против иска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, вынести решение о полном удовлетворении заявленных им требований. Ссылается на отсутствие приборов учета в части квартир. Полагает, что вести учет и контроль за потреблением электроэнергии, за количеством проживающих и зарегистрированных лиц должен поставщик и потребитель. Ссылается на нарушение положений Постановления Правительства РФ № <...> от <...>

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником <...> в г<...>. Управление домом осуществляет <...>». Собственниками многоквартирного дома принято решение об оплате коммунальных услуг путем самостоятельного внесения платы собственниками за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию по отдельным квитанциям.

В <...> установлено два коллективных (общедомовых) прибора учета потребляемой электроэнергии.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановление Правительства РФ от <...> N 354, которым утверждены Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принято Правительством РФ во исполнение этого предписания. Нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» от <...>, Собрании законодательства РФ N 22, <...>

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.

Пунктом 40 Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Раздел III приложения N 2 к Правилам устанавливает расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Из пункта 13 разделу III Правил следует, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12, где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных п. 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

-определяемый в соответствии с п. 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

-общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

-общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд сослался на то, что начисление платы за ОДН истцу производится в соответствии с вышеуказанными положениями.Доводы истца о невозможности применения формулы № <...> ввиду не укомплектованности всех жилых помещений индивидуальными приборами учета суд верно отклонил. Также, суд отклонил доводы истца о необходимости использования формулы № <...>, которая в силу п. 14 Правил применяется для начисления платы приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. Требования в указанной части, а также об аннулировании долгов за 2013-2015 г.г признал необоснованными.

Ссылки истца об отсутствии в доме более <...> индивидуальных приборов учета электроэнергии, большее количество фактически проживающих граждан в жилых помещениях, чем зарегистрировано, как верно указал суд, не являются основанием для изменения расчета платы на ОДН.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона от <...> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. Обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники (ч. 5 ст. 13).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно п. <...> Приказа Минэнерго РФ от <...>№ <...> «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.

Таким образом, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

К оплате гражданам по жилым помещениям, которые оснащены ИПУ, ежемесячно предъявляется объем среднемесячного потребления в текущем расчетном месяце с учетом величины перерасчета, которая рассчитана как разница между величиной среднемесячного потребления за предшествующий расчетный месяц и величиной фактического расхода по показаниям ИПУ, которые абонент указывает в предыдущей оплаченной квитанции.

Расчет объемов внутриквартирного потребления исходя из среднемесячного объема (аналогично понятию "среднего расхода") предусмотрено, п.59 Правил N354. Указанной нормой установлено, что в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

Таким образом, ввиду отсутствия показаний индивидуальных приборов учета на момент выставления квитанции в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (непредставление их гражданами - потребителями на конец расчетного периода), ответчик вправе производит начисление платы за электроэнергию гражданам - потребителям, в жилых помещениях в которых установлены индивидуальные приборы учета, по квитанциям по двум составляющим: в строке "по среднему" за текущий месяц, в строке "расход" фактически потребленный объем за предыдущий месяц, рассчитанный в соответствии с формулой 1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> N 354, по показаниям прибора учета, которые абонент указывает в предыдущей оплаченной квитанции.

При этом, такие действия ответчика не нарушают прав потребителей, которые вправе самостоятельно вносить изменения в квитанцию и указывать фактический объем потребленной энергии согласно показаниям ИПУ, а соответственно, рассчитать и произвести оплату согласно данным показаниям.

При указанных обстоятельствах, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о запрете ответчику в квитанциях в графе расход выставлять данные за месяц, не соответствующие показаниям ИПУ.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем постановленное решение является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными.

Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.

Руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Председательствующий: Черникова Л.С.

Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Чукреевой Н.В.,

судей областного суда Касацкой Е.В., Егоровой К.В.,

при секретаре Куликаевой К.А.,

рассмотрела в судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда <...> от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Тринога к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей, – отказать».

Руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи