ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8754/18 от 06.07.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Зобнин В.В. дело № 33-8754/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


«6» июля 2018 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.,

судей: Марчукова А.В., Станковой Е.А.,

при секретаре: Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Дубовском районе Волгоградской области об оспаривании действий, возложении обязанностей по включению периодов работы в страховой стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2018 года, которым:

было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО1.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав ФИО1, представителя истца по ордеру ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ УПФР в Дубовском районе Волгоградской области по доверенности ФИО3, полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с иском к ГУ УПФР в Дубовском районе Волгоградской области об оспаривании действий, возложении обязанностей по включению периодов работы в страховой стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что до достижения пенсионного возраста, в апреле 2017 г. обратился в ГУ УПФР в Дубовском районе с заявлением о включении в страховой стаж в районах Крайнего Севера периодов службы в органах внутренних дел, федеральной службе судебных приставов, в таможенной службе для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Однако, письмами от 4 апреля 2017 г. и от 20 ноября 2017 г. в удовлетворении заявления было отказано по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в оспариваемые периоды времени имело место прохождение службы, а не работа по трудовому договору.

Истец полагал, что ответы ГУ УПФР в Дубовском районе Волгоградской области являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил возложить на ответчика обязанность по включению в страховой стаж периодов работы (службы) в органах внутренних дел г. Магадана с 1 октября 1992 г. по 13 апреля 1995 г., в Магаданской таможне с 14 апреля 1995 г. по 1 декабря 1999 г., в службе судебных приставов Управления Минюста России по Магаданской области с 23 апреля 2001 г. по 14 октября 2004 г. для досрочного назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера, а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 31 августа 2018 г.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения. Полагает, что работа в ОВД, ФССП и в таможенной службе не приравнивается к военной службе, в связи с чем, подлежит включению в страховой стаж как работа в районах Крайнего Севера.

Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, право на установление страховой пенсии по старости досрочно для лиц проживающих или работавших на Севере, возникает при наличии следующих условий: мужчины, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, имеющие страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет. Если стаж работы в районах Крайнего Севера составляет не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

К работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается трудовая деятельность, дающая право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п. 1-10, 16-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления его в силу, засчитываются в стаж, на соответствующих видах работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.

Учитывая, что северный стаж является разновидностью стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 г. № 30, исчисление северного стажа может производиться в соответствии с законодательством, действовавшим в период осуществления работы.

Таким образом, периоды работы в районах Крайнего Севера до 2002 г. могут исчисляться в льготном порядке, а военная служба по призыву до 1992 г. включаться в северный стаж.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181, военная служба может быть включена в 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера при наличии одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 г.) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория относилась к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностях; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 1 января 1992 г.

При этом, суммирование периодов работы, включая службу, приравненную к военной службе и стажа работы в районах Крайнего Севера в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости, законом не предусмотрено.

Аналогичный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера был предусмотрен п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 1 - 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

При определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной военной службы, службы в составе войск бывшего КГБ СССР, а также службы в органах внутренних дел ни нормы закона, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего пенсионного законодательства не предусматривают.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчислении выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации и членам их семей», на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, распространено (с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации) действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, до достижения пенсионного возраста, в апреле 2017 г. истец обратился в ГУ УПФР в Дубовском районе с заявлением о включении в страховой периодов его работы в ОВД, ФССП, в таможенной службе в районах Крайнего Севера для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Письмами от 4 апреля 2017 г. и от 20 ноября 2017 г. в удовлетворении заявления было отказано по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в оспариваемые периоды времени имело место прохождение службы, приравненной к военной, а не работа по трудовому договору.

Таким образом, совместно со стажем по трудовым договорам за работу в различных организациях в районах Крайнего Севера, истец просил включить в северный стаж службу, приравненную к военной службе.

Проверяя обоснованность требований истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, пенсионное обеспечение сотрудников, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации, и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П, отсутствие в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 упоминания о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, не означает, что в отношении лиц, проходивших службу в таможенных органах, в службе судебных приставов, пенсионное обеспечение не осуществляется по нормам данного Закона.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что служба в таможенных органах, ФССП, в ОВД как и другая служба в иных правоохранительных органах, приравнивается к военной службе.

Периоды службы истца с 1995 г. по 2004 г. имели место в период действия Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1«О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые не предусматривали включение в страховой стаж периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службе в стаж.

Кроме того, порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях урегулирован правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, которыми также не предусмотрено включение в северный стаж периодов военной службы и иной приравненной к ней службе, включая службу в ОВД, в таможенных органах, в ФССП.

Так как страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ назначается за работу в районах Крайнего Севера, а не за службу, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей по включению оспариваемых периодов службы в северный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 25 января 2012 г. № 19-0-0, от 23 декабря 2014 г. № 2781-0, от 16 июля 2015 г. № 1640-0, от 28 января 2016 г. № 48-0, решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости, законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Так как с учетом имеющегося у истца страхового стажа за работу в районах Крайнего Севера им выработан страховой стаж менее 15 лет, руководствуясь положениями ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 31 августа 2018 г.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения, являются несостоятельными, поскольку, как указано ранее, законом не предусмотрено включение в северный стаж наряду с работой по трудовому договору периодов службы, приравненной к военной, а также суммирование такой службы и страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Ссылка истца на судебную практику, является несостоятельной, поскольку представленные истцом копии судебных актов не имеют отношения к возникшему между сторонами спору и приняты не по аналогичным требованиям.

Иные доводы апелляционной жалобы также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Дубовском районе Волгоградской области об оспаривании действий, возложении обязанностей по включению периодов работы в страховой стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<.......>

<.......>

<.......>


<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>