Судья Орлова О.И. Дело № 33-8755
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Тузове Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, по приостановлению подачи коммунальной услуги незаконными, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Саратовэнерго» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 09 августа 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями (с учетом их уточнения) к публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» (далее – ПАО «Саратовэнерго») о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН), по приостановлению подачи коммунальной услуги, по взиманию платы за отключение и подключение фазного провода общего питания, взыскании денежных средств в размере 861 руб. 34 коп. и в размере 5453 руб. 09 коп., компенсации морального вреда в размере 5000 руб. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры <адрес>. Обслуживание и управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Вектор+», при этом начисление платы за электроэнергию на ОДН осуществляет ПАО «Саратовэнерго». Полагая указанные действия незаконными, истец обратилась с соответствующими требованиями в суд. Кроме того, 20 апреля 2016 года в квартиру истца ответчиком была прекращена подача электроэнергии в связи с наличием задолженности по ее оплате. Полагает, что прекращение подачи электроэнергии произведено ответчиком незаконно, поскольку отсутствовали предусмотренные на то основания.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 09 августа 2016 года исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия по начислению платы за электроэнергию на ОДН, по приостановлению подачи коммунальной услуги, взысканы денежные средства в счет задолженности по электроэнергии на ОДН в размере 172 руб. 52 коп., в счет оплаты за отключение и подключение электроэнергии в размере 5453 руб. 09 коп., компенсация морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 3312 руб. 81 коп. С ответчика в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 700 руб.
ПАО «Саратовэнерго» не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указано, что ПАО «Саратовэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, договор на поставку электроэнергии с ООО «Вектор+» у него отсутствует, в связи с чем взимание платы за электроэнергию на ОДН не противоречит закону и не нарушает прав истца. Автор жалобы также указывает, что порядок ограничения режима потребления электроэнергии был соблюден. Кроме того, полагает, что на спорные правоотношения не распространяются положения Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
От ФИО1 поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым истец просила решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии истец, представители 3-х лиц не явились, извещены о заседании судебной коллегии надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры <адрес>.
В указанном многоквартирном доме собственниками выбран способ управления в форме управляющей организацией – ООО УЖК «Вектор+», что подтверждается договором управления многоквартирным домом <адрес> от 20 марта 2015 года.
С 15 июня 2015 года ОАО «Саратовэнерго» преобразовано в ПАО «Саратовэнерго».
Как следует из представленного ответчиком расчета, истцу за период с июня по сентябрь 2015 года оплата электроэнергии не начислялась.
Истцу с января 2015 года по май 2015 года и с октября 2015 года по апрель 2016 года направлялись счета-извещения на оплату ЖКУ с отдельной строкой об оплате электроэнергии на общедомовые нужды, что также подтверждается счетами-квитанциями.
Между ОАО «Саратовэнерго» и ООО УЖК «Вектор+» (исполнитель) заключен договор энергоснабжения (ресурсоснабжения) № 4875 от 02 июня 2014 года. Предметом договора является то, что ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку исполнителю в необходимых ему объемах электрической энергии до точек поставки исполнителя, оказывает иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения исполнителя электрической энергией, а исполнитель принимает и оплачивает приобретенное в его интересах количество электрической энергии и мощности, а также оказанные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора и действующего законодательства РФ. Ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить поставку качественной электрической энергии и мощности до границы сетей, входящих в состав общедомового имущества многоквартирного дома.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 20 марта 2015 года было постановлено, что согласно п. 7.1 ст.155 ЖК РФ собственники (наниматели) жилых помещений в МКД вносят плату за все коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) напрямую ресурсоснабжающим организациям.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за горячее водоснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01 июля 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) был установлен запрет собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, на оплату услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, (далее – Правила) ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно п. п. 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
В силу п. 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Учитывая, что собственниками жилья выбран способ управления домом в форме управляющей организации, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, начисление ПАО «Саратовэнерго» оплаты за электроэнергию на ОДН является незаконным.
Учитывая признание действий ответчика по начислению платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, незаконными, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания оплаты за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, за период с января 2015 года по май 2015 года, и с октября 2015 года по март 2016 года, исходя из расчета представленного ответчиком, в размере 172 руб. 52 коп.
Пунктом 3.1.9 договора энергоснабжения № 4875 от 02 июня 2014 года предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация (далее – РСО) обязуется получать и зачислять по настоящему договору плату за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников или нанимателей жилых помещений в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно на счет РСО, за исключением платы за электрическую энергию при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
РСО имеет право беспрепятственного доступа к электроустановкам, средствам учета и необходимой технической документации исполнителя для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления, технического состояния и условий эксплуатации средств учета, проведения измерений, проверки правильности работы средств учета. Производить совместно с уполномоченными лицами исполнителя и сетевой организации работы (переключения, отключения) в электроприемниках и измерительных цепях исполнителя, в том числе при введении режима ограничения (прекращения) потребления электроэнергии, в случае неисполнения исполнителем договорных отношений. Требовать от исполнителя проведения мероприятий по введению частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии (п.п. 3.2.1, 3.2.4.)
В силу п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем -должником условий такого соглашения.
В соответствии с Правилами «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из содержания п. 119 Правил следует, что если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
В силу подп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из перечисленных в этой норме обстоятельств.
Согласно п. 4 названных Правил, ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
В соответствии с подп. «в» п. 7 Правил определены виды подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности); прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).
В пункте 19 Правил установлено, что введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке:
а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом, не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;
б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода, вводится полное ограничение режима потребления.
При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;
в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 декабря 2012 года № 45/6 для потребителя ФИО1 установлен норматив потребления в размере 82 кВт/ч, так как в ее жилом помещении зарегистрировано 2 человека, что составляет 164 кВт/ч. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2015 года № 65/38 установлен тариф на электроэнергию для населения 3,04 руб. Сумма задолженности по электроэнергии, при которой надлежало ограничить режим потребления электроэнергии, составляет 997 руб. 20 коп., из расчета: 164 кВт/ч х 2 х 3,04. За 3 расчетных периода, вводится полное ограничение режима потребления.
Истцу направлено уведомление о задолженности по состоянию на 26 февраля 2016 года в размере 1038 руб. 22 коп., в котором ей сообщили о частичном ограничении подачи электроэнергии, а в случае неоплаты задолженности о приостановлении подачи электроэнергии с 20 апреля 2016 года (л.д. 26). В указанном извещении отсутствует дата.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что данное уведомление вручено ей в марте 2016 года, точную дату она не помнит.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что со слов работника их организации уведомление истцу вручено 14 марта 2016 года. Предварительно (за 3 суток) письменным извещением о приостановлении предоставления коммунальной услуги, дополнительно, истец не уведомлялась.
Из расчета, представленного ПАО «Саратовэнерго», следует, что задолженность истца по оплате электроэнергии по состоянию на март 2016 года, за исключением размера задолженности по оплате за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, составляла 890 руб. 90 коп.
Учитывая нарушение ПАО «Саратовэнерго» процедуры прекращения подачи электроэнергии, отсутствие у истца задолженности по оплате электроэнергии в необходимом размере на момент ее отключения, судом обоснованно действия ответчика по прекращению подачи электроэнергии в квартиру истца признаны незаконными, и в связи с этим удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика платы за отключение и подключение фазного провода общего питания в размере 5453 руб. 09 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО «Саратовэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, договор на поставку электроэнергии с ООО «Вектор+» у него отсутствует, в связи с чем взимание платы за электроэнергию на ОДН не противоречит закону и не нарушает прав истца, а также о том, что порядок ограничения режима потребления электроэнергии был соблюден, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не влияют на законность состоявшегося решения суда в указанной части.
В силу положений ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами дел о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Поскольку судом установлено нарушение прав истца как потребителя, выразившееся в незаконном прекращении подачи электроэнергии по вине ответчика, в результате чего она не могла пользоваться указанной услугой, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости в размере 1000 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами дел о защите прав потребителей» следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).
Учитывая принятое по существу спора решение, судебная коллегия считает обоснованным взыскание с ответчика в пользу истца штрафа.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с размером взысканного судом штрафа, полагая необоснованным включение в его размер оплаченной истцом задолженности по электроэнергии на ОДН в размере 172 руб. 52 коп., поскольку требования истца в указанной части связаны с незаконностью действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, что не может быть признано ни оказанием услуги, ни выполнением работ.
Таким образом, размер штрафа составит 3226 руб. 55 коп. ((5453,09 + 1000)/50%).
Решение суда в указанной части подлежит изменению.
В силу ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета обоснованно взыскана государственная пошлина в размере 700 руб., от уплаты которой истец была освобождена.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 09 августа 2016 года изменить в части взыскания штрафа.
Взыскать с публичного акционерного общества «Саратовэнерго» в пользу ФИО1 штраф в размере 3226 руб. 55 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Саратовэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи