Судья Бушуева И.А. дело № 33-8757/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июня 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Татуриной С.В.,
судей Котельниковой Л.П., Щетининой Е.В.,
при секретаре Гребёнкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г.Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 января 2018 г.
Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском в ГУ УПФР в г.Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований, что решением ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области от 15.09.2017 года истцу отказано в назначении пенсии по п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности. Ответчиком установлено, что страховой стаж истца составляет 15 лет 5 дней, специальный стаж 4 года 22 дня, при требуемом 15-летнем стаже.
В специальный стаж истца ответчиком не включены следующие периоды: с 20.10.1995 г. по 31.12.2001 г. - артист 1 категории с основным номером «Акробаты на роликах» акробатического жанра в дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене»; с 01.12.2006 г. по 31.12.2006 г. - артист 1 категории с номером «акробат на роликах» акробатического жанра в ООО «Арена» г.Ростов-на-Дону; с 05.12.2013 г. по 17.01.2014 г., с 01.06.2014 г. по 05.06.2014 г., с 01.07.2014 г. по 17.07.2014 г., с 01.08.2014 г. по 31.08.2014 г., с 01.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 31.10.2014 г. по 11.12.2014 г., с 10.04.2015 г. по 21.05.2015 г., с 22.05.2015 г. по 30.06.2015 г., с 07.08.2015 по 16.09.2015 г., с 25.04.2014 по 31.05.2014, с 06.06.2014 по 30.06.2014, с 18.07.2014 по 31.07.2014, с 01.09.2014 по 30.09.2014, 11.12.2015 г., с 01.01.2017 по 14.06.2017 - работа в ФКП «Росгосцирк» в должности артиста-акробата с 13.12.2013 г. по настоящее время; с 21.12.1992 г. по 16.10.1995 г. - работа в ГП Кишиневский цирк в должности униформиста.
Полагая данное решение незаконным, истец указывал на то, что в указанные период истец выполнял одни и те же трудовые функции в должности артиста-акробата, которые относятся к п.1 Списка №447, что подтверждается трудовой книжкой и справками от работодателя. Ссылки ответчика на то, что работодателем не были переданы сведения индивидуального (персонифицированного) учёта, в Выписке ИЛС ЗЛ периоды отражены без кода льготной работы, не имеют под собой оснований и не противоречат разъяснениям, указанным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №9П от 10.07.2007 года. Приведённые ответчиком основания для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, по мнению истца, являются несостоятельными.
С учётом уточнённых в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации исковых требований, истец просил суд признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.09.2017 года; включить в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, в соответствии с осуществлением работы по п.1 Списка 447 вышеприведённые периоды работы; установить стаж творческой деятельности истца по п.1 Списка №447 - 16 лет 06 мес. 05 дней по состоянию на 15.06.2017 г.; признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением работы по п.1 Списка №447, в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 января 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе ФИО1 с решением суда не соглашается, ставит вопрос о его отмене по мотивам его незаконности и необоснованности, просит принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Апеллянт настаивает на том, что исключённые ответчиком периоды работы истца подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку истцом представлены исчерпывающие доказательства работы истца в льготных условиях и наличие у истца права на досрочное пенсионное обеспечение по п.1 Списка №447, а именно трудовая книжка и справки работодателей, которые судом неправомерно не приняты во внимание. Кроме того, апеллянт указывает на то, что ФИО1 не может нести ответственность за невыполнение работодателем своей обязанности по предоставлению в пенсионный фонд сведений персонифицированного учёта с указанием кода льготы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствии истца, извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д.120)
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца по доверенности Ярко С.В. и по ордеру ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить и исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда просил оставить без изменения.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.8, 14 п.21 ч.1 ст.30, п.2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665, Постановлением совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. №447 и пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требования, поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных исковых требований, подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 Списка № 447, а представленные справки работодателя таковыми доказательствами не являются.
Судебная коллегия соглашается с позицией ответчика в части отказа во включении с специальный трудовой стаж периода работы с 21.12.1992 г. по 16.10.1995 г. - униформистом в цирке в республике Молдова, поскольку должность, в которой истец работал не предусмотрена Списком №447.
Кроме того, в соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения, что следует из ст. 7 Соглашения.
Ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 27 мая 1993 г. "О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств" устанавливает, что трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих Сторон, взаимно признается Сторонами.
В соответствии со ст. 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (далее - Соглашение от 10 февраля 1995 г.) периоды работы, имевшие место на территории Республики Молдова после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1) могут быть включены в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов данного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное) страхование (обеспечение).
Согласно п. 6 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99р (ред. от 28 января 2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на пенсию по старости, в том числе досрочную пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с позицией ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области в части отказа во включении с специальный трудовой стаж периода работы с 21.12.1992 г. по 16.10.1995 г. - униформистом в цирке в республике Молдова, не основаны на нормах действующего законодательства. Указанный период не был включён в страховой стаж истца, поскольку нет подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Социальный фонд Республики Молдова, как это предусмотрено международным Соглашением, а также поскольку должность, в которой работал истец не предусмотрена Списком №447.
Вместе с тем, с выводами суда в части отказа в удовлетворении иных требований истца судебная коллегия не соглашается, полагая их основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичные положения содержались в ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г., в период возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
В силу положений п.п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.п. 3, 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., Постановлением Совета Министров РСФСР N 447 от 28.08.1991 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953) утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет, - артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций ( далее по тексту - Список №447).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления.
В силу п. 1 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет имеют артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробат-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункта 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как следует из материалов дела, что ФИО1 обратился в ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области 15 июня 2017 г. с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области от 15.09.2017 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1 было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия специального стажа требуемой продолжительности ( л.д. 19-23).
ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п.1 Списка №447 не были включены следующие периоды работы истца:
-с 20.10.1995 г. по 31.12.2001 г. (6 лет 2 мес. 12 дней) - артист 1-й категории акробатического жанра в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене», так как в трудовой книжке не указана должность артиста, кроме того, согласно данным персонифицированного учёта работа в указанный период показана без кода льготной работы;
-с 01.12.2006 г. по 31.12.2006 г. (0 лет. 1 мес. 1 день) - артист 1-й категории в ООО «Арена», поскольку согласно письма руководителя организации от 28.05.2009 г. – в 2006 году цирковая деятельность не велась;
-с 25.09.2009 г. по 29.06.2011 г., с 13.09.2011 г. по 01.03.2013 г., с 11.04.2013 г. по 30.06.2013 г. (3 года 5 мес. 14 дней) - артист акробат в «Ростовском цирке на сцене», так как по данным персонифицированного учёта была работа на общих основаниях;
-с 01.07.2013 года по 02.12.2013 г. - артист акробат в ФКП «Росгосцирк» г.Москва. Период работы не подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта;
-с 05.12.2013 года по 17.01.2014 г., с 01.06.2014 г. по 05.06.2014 г., с 01.07.2014 г. по 17.07.2014 г., с 01.08.2014 г. по 31.08.2014 г., с 01.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 31.10.2014 г. по 11.12.2014 г., с 10.04.2015 г. по 21.05.2015 г., с 22.05.2015 г. по 30.06.2015 г., с 07.08.2015 г. по 16.09.2015 г. (0 лет 9 мес. 18 дн.) - работа в ФКП «Росгосцирк» г.Москва. В выписке ИЛС ЗЛ периоды отражены без кода льготной работы.
с 25.04.2014 г. по 31.05.2014 г., с 06.06.2014 г. по 30.06.2014 г., с 18.07.2014 г. по 31.07.2014 г., с 01.09.2014 г. по 30.09.2014 г., 11.12.2015 г., с 01.01.2017 г. по 14.06.2017 г., - в должности артиста-акробата в номере « Испанская сюита» коллектива «Джамбо», так как работа в указанные периоды не подтверждается сведениями персонифицированного учёта;
-с 21.12.1992 г. по 16.10.1995 г. - униформистом в цирке в Республике Молдова. Указанный период не был включён в страховой стаж истца, поскольку нет подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Социальный фонд Республики Молдова, как это предусмотрено международным Соглашением, а также поскольку должность, в которой истец работал не предусмотрена Списком №447.
Согласно расчету ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области на момент обращения истца в пенсионный орган страховой стаж истца составил - 15 лет 00 мес. 05 дней, специальный стаж творческой работы по п.1 Списка № 447 составил - 04 года 00 мес. 22 дня.
При этом, анализируя представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из представленной, в том числе и в пенсионный орган справки Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10 марта 2017 года, ФИО1 работал в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» с 20.10.1995 года в качестве артиста-акробата номера «акробаты на роликах». Из указанной справки усматривается, что работа истца осуществлялась полный рабочий день, полную рабочую неделю и без совмещения. Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение составил - 6 лет 2 мес. 11 дн. (л.д.33)
Таким образом, судебная коллегия полагает? что работодателем данной справкой подтверждается льготный характер работы истца в период с 20.10.1995 года по 31.12.2001 г. Однако, поскольку согласно приведеной справки в период 01.01.2002 по 31.12.2002 г. (12 мес.) истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, данный период подлежит исключению из специального стажа истца.
При таких обстоятельствах, учитывая содержание справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10 марта 2017 года, период работы истца в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста-акробата номера «Акробаты на роликах» с 20.10.1995 г. по 31.12.2001 г. подлежит включению в специальный стаж ФИО1
То обстоятельство, что в трудовой книжке не указана должность артиста не может свидетельствовать о наличии оснований для не включения спорного периода в специальный трудовой стаж истца, поскольку из содержания трудовой книжки ФИО1 усматривается, что он 20 октября 1995 года принят на работу в качестве артиста 1 категории 8 разряда с основанным номером «Акробаты на роликах» акробатического жанра. (л.д.13-14) Оснований полагать, что истец был принят на должность иную нежели акробатом, судебная коллегия не усматривает.
Что касается не включения ответчиком периода работы истца с 01.12.2006 года по 31.12.2006 год в должности артист 1 категории с номером «Акробаты на роликах» акробатического жанра, поскольку согласно письму УПФР в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону от 14.08.2017 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН организация ООО «Арена» в 2006 году цирковую деятельность не вела, организация подавала перечни льготных профессий и должностей на 2007 г.-2010 гг., с 30.06.2016 г. организация деятельность не ведёт, судебная коллегия приходит к следующему.
Действительно, как следует из содержания справки ООО «Арена» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 мая 2009 года в 2006 году цирковая деятельность не велась. С 1 января 2007 года сотрудники работают полный рабочий день в гастрольном режиме. «вынужденных простоев», отпусков без сохранения заработной платы не имеется. (л.д.77)
Однако из справки Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10 марта 2017 года (л.д.32) следует, что ФИО1 работал в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» полный рабочий день с 01.12.2006 года в качестве артиста-акробата номера «Акробаты на роликах». Кроме того, справка содержит указание на то, что истец работал в особых условиях труда Списка профессий и должностей, работающих в театре и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов творческая работа, которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. №447.
В данный период времени истец работал полный рабочий день и полную рабочую неделю. Стаж работы, дающий право на льготное обеспечение составляет 2 года 30 дней.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться и не доверять сведениям, содержащимся в вышеприведённой справке, в связи с чем полагает, что спорный период с 01.12.2006 года по 31.12.2006 год подлежит включению в специальный стаж ФИО1
Также, указание в трудовой книжке наименования должности как «артист 1 категории с номером «Акробат на роликах» акробатического жанра», не является основанием для не включения спорного периода в специальный стаж истца, поскольку из наименования должности следует, что истцом выполнялись трудовые обязанности именно в качестве акробата.
Рассматривая вопрос о включении в специальный трудовой стаж ФИО4 периоды работы в качестве артиста акробата в Ростовском цирке на сцене с 25.09.2009 года по 29.06.2011 год, с 13.09.2011 год по 01.03.2013 г., с 11.04.2013 г. по 30.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 02.12.2013 г., судебная коллегия принимает во внимание, что исходя из содержания справки №16 от 10.03.2017 г. (л.д.31) следует, что ФИО1 работал в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» полный рабочий день с 25 сентября 2009 года в качестве артиста-акробата номера «Акробаты на роликах». Приведённая справка также указывает на особый характер условий труда истца, который даёт право на пенсию за выслугу лет. В спорный период ФИО4 работал полную рабочую неделю и полный рабочий день.
При этом обоснованно ответчиком не включён период работы с 30.06.2011 г. по 12.09.2011 год (отпуск без сохранения заработной платы), что и не оспаривалось истцом.
Из ответа на запрос Ростовского областного суда в адрес ФКП Российской государственной цирковой компании НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.05.2018 года следует, что ФИО1 в период с 13.12.2013 года по 24.01.2018 г. работал в должности артиста-акробата с полным рабочим днём, без совмещений, в режиме полной рабочей недели, в номере «Испанская сюита» Коллектива «Джамбо» п/р ФИО9. ФИО1 продолжает работать по настоящее время.
Кроме того, в указанном ответе ФКП Российской государственной цирковой компании отмечено, что должность «артист-акробат» соответствует п.1 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. №447. За время работы ФИО1 отпусками без сохранения заработной платы, учебными отпусками, отпусками по уходу за ребёнком (до полутора лет и до трёх лет) не пользовался, на курсы повышения квалификации не направлялся. После ликвидации дирекции Ростовский коллективов «Цирк на сцене» сведения и архивные документы, отражающие работу в особых условиях ФИО1, ФКП «Росгосцирк» не передавались.
Таким образом, приведённым ответом на запрос ФКП Российской государственной цирковой компании подтверждается льготный характер работы истца в периоды работы в качестве артиста-акробата в номере «Испанская сюита» с 05.12.2013 года по 17.01.2014 г., с 01.06.2014 г. по 05.06.2014 г., с 01.07.2014 г. по 17.07.2014 г., с 01.08.2014 г. по 31.08.2014 г., с 01.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 31.10.2014 г. по 11.12.2014 г., с 10.04.2015 г. по 21.05.2015 г., с 22.05.2015 г. по 30.06.2015 г., с 07.08.2015 г. по 16.09.2015 г.; с 25.04.2014 г. по 31.05.2014 г., с 06.06.2014 г. по 30.06.2014 г., с 18.07.2014 г. по 31.07.2014 г., с 01.09.2014 г. по 30.09.2014 г., 11.12.2015 г., с 01.01.2017 г. по 14.06.2017 г.
Что касается того, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения об особом характере трудовой деятельности истца, судебная коллегия исходит из следующих обстоятельств.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункта 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 06 июля 1998 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что работодателем в отношении истца были представлены индивидуальные сведения персонифицированного учета без указания кода льготы застрахованного лица, не установлено, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО1 документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым, не были устранены противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со ст. 67 ГПК РФ обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям ст.195 ГПК РФ.
Так, судом установлено, что сведениями персонифицированного учета занятость истца деятельностью, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. N 252, не подтверждена.
При этом истцом представлены сведения от работодателя, подтверждающие льготный характер работы истца в спорные периоды, в том числе, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции дополнительно был получен ответ из ФКП Российской государственной цирковой компании также подтверждающий льготный характер работы истца.
Таким образом, поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых работодателем для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, лежит на работодателе, истец не может быть лишён права на включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии ввиду недобросовестного исполнения работодателем своих обязанностей.
Учитывая специфику деятельности артистов цирка (постоянно-разъездной характер работы артистов циркового конвейера), индивидуальные сведения сдают цирки по месту гастролей, в связи с чем основной работодатель зачастую не имеет возможности именно по техническим причинам сдать индивидуальные сведения.
Отсутствие на индивидуальном лицевом счете кода особых условий труда не может являться основанием для исключения периодов работы из специального стажа при условии доказанности факта работы в особых условиях, с наличием которых закон связывает право на досрочную пенсию.
Доказательств, которые могли бы опровергнуть данные обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что указание работодателям ФКП Российской государственной цирковой компании в сведениях индивидуального персонифицированного учёта в некоторых периодах кода льготы «ТВ20» не свидетельствует о том, что в отношении истца следует применять положения п.2 Списка №447, которым предусмотрена необходимость наличие специального трудового стажа не менее 20 лет, поскольку ни одним доказательством по делу не подтверждается, что истцом осуществлялась деятельность в качестве акробата - эксцентрика.
Напротив, работодатель истца ФКП Российской государственной цирковой компании в ответе на запрос суда апелляционной инстанции что должность «артист-акробат» пояснил, что занимаемая истцом должность соответствует п.1 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. №447.
Таким образом, в данном случае обоснованно истцом заявлены требования с применением именно п.1 Списка №447, оснований для применения п.2 указанного Списка № 447 в данном конкретном случае не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж ФИО1 следующих периодов работы: с 20.10.1995 г. по 31.12.2001г. - работа в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста акробатического жанра номера «Акробаты на роликах»; с 01.12.2006 г. по 31.12.2006 г. - в ООО «Арена», Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста акробатического жанра номера «Акробаты на роликах»; с 25.09.2009 г. по 29.06.2011 г., с 13.09.2011 г. по 01.03.2013 г., с 11.04.2013 г. по 30.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 02.12.2013 г. - работа в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста-акробата номера «Акробаты на роликах» в подразделении «Джамбо», с 05.12.2013 г. по 17.01.2014 г., с 25.04.2014 г. по 31.05.2014 г., с 01.06.2014 г. по 05.06.2014 г., с 06.06.2014 года по 30.06.2014 г., с 01.07.2014 г. по 17.07.2014 г., с 18.07.2014 г. по 31.07.2014 г., с 01.08.2014 года по 31.08.2014г., с 01.09.2014 г. по 30.09.2014 года, с 01.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 31.10.2014 г. по 11.12.2014 г., с 10.04.2015 г. по 21.05.2015г., с 22.05.2015 г. по 30.06.2015 г., с 07.08.2015 г. по 16.09.2015 г., 11.12.2015г, с 01.01.2017 г. по 14.06.2017 г. - работа в ФКП «Росгосцирк» в должности артиста-акробата в номере «Испанская сюита» коллектива «Джамбо».
Принимая во внимание, что на момент обращения к ответчику, с учётом включённых судебной коллегией периодов работы истца, у истца имеется необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в этой связи судебная коллегия находит основания для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязания ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию пенсии в связи с осуществлением работы по п.1 Списка № 447 утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения к ответчику за назначением пенсии - 15.06.2017 года.
Решение суда первой инстанции принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения спорных правоотношений и при неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 января 2018 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Таганроге НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.09.2017 г. об отказе в назначении пенсии ФИО1
Обязать ГУ УПФР в г.Таганроге включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с осуществлением работы по п. 1 Списка № 447, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991г. следующие периоды работы: с 20.10.1995 г. по 31.12.2001г. - работа в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста акробатического жанра номера «Акробаты на роликах»; с 01.12.2006 г. по 31.12.2006 г. - в ООО «Арена», Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста акробатического жанра номера «Акробаты на роликах»; с 25.09.2009 г. по 29.06.2011 г., с 13.09.2011 г. по 01.03.2013 г., с 11.04.2013 г. по 30.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 02.12.2013 г. - работа в Дирекции Ростовских коллективов «Цирк на сцене» в качестве артиста-акробата номера «Акробаты на роликах» в подразделении «Джамбо», с 05.12.2013 г. по 17.01.2014 г., с 25.04.2014 г. по 31.05.2014 г., с 01.06.2014 г. по 05.06.2014 г., с 06.06.2014 года по 30.06.2014 г., с 01.07.2014 г. по 17.07.2014 г., с 18.07.2014 г. по 31.07.2014 г., с 01.08.2014 года по 31.08.2014г., с 01.09.2014 г. по 30.09.2014 года, с 01.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 31.10.2014 г. по 11.12.2014 г., с 10.04.2015 г. по 21.05.2015г., с 22.05.2015 г. по 30.06.2015 г., с 07.08.2015 г. по 16.09.2015 г., 11.12.2015г, с 01.01.2017 г. по 14.06.2017 г.- работа в ФКП «Росгосцирк» в должности артиста-акробата в номере «Испанская сюита» коллектива «Джамбо», назначив досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением работы по п.1 Списка № 447, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» с 15.06.2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2018 года