ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8761/18 от 09.10.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Матвиенко О.А.

Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-8761/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 октября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Скубиевой И.В.,

судей Ивановой О.Н., Татарниковой В.И.,

при секретаре Андреевой С.В.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о возмещении морального и материального вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя

по апелляционным жалобам ФИО1, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области на решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 11 июля 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований ФИО1 с учетом уточнений указано, что 28.09.2017 им приобретены билеты на 10.10.2017 рейсом (данные изъяты).

Перед вылетом из Иркутска ФИО1 на сайте службы судебных приставов по Иркутской области проверил наличие/отсутствие исполнительных производств в отношении себя.

На сайте в отношении ФИО1 никакой информации размещено не было. Однако в день вылета, 10.10.2017, истец не смог пройти регистрацию в аэропорту (данные изъяты), поскольку пограничная служба ФСБ сообщила ФИО1 об отказе в выезде из страны в соответствии с поручением УФССП России по Иркутской области, и для уточнения причин наложения ограничения ему было рекомендовано обратиться непосредственно в службу УФССП по Иркутской области.

ФИО1 дозвонился до судебного пристава в г.Иркутске и выяснил, что причиной наложения ограничения является его задолженность по алиментам перед Р.

После возвращения в г.Иркутск ФИО1 урегулировал вопрос по алиментным платежам с Р., она написала заявление о прекращении исполнительного производства и отозвала исполнительный лист. На основании этого заявления пристав-исполнитель ФИО2 16.10.2017 вынесла постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из РФ.

Повторно ФИО1 вылетел в (данные изъяты) 17.10.2017 рейсом (данные изъяты). Он торопился на собеседование, которое было назначено в Америке на получение грин-карты. Кроме того, начальник отдела ССП по алиментным платежам в г.Иркутске подтвердил, что ограничение на выезд из страны будет снято по межведомственному взаимодействию в течение суток, то есть 17.10.2017.

Билет он оформил до (данные изъяты) на июнь 2018 года. Общая стоимость билета составила 62 345 руб.

Однако, при пересечении границы в аэропорту (данные изъяты) пограничная служба ФСБ снова отказала ФИО1 в выезде из Российской Федерации.

Истец обратился за разъяснениями к начальнику смены пограничного контроля аэропорта Шереметьево и получил ответ, что, скорее всего, приставы УФССП по Иркутской области еще не сняли ограничение на выезд из страны и, что представленный им оригинал постановления судебного пристава о снятии ограничения на выезд из страны не имеет для службы пограничного контроля юридической силы.

ФИО1 позвонил на горячую линию ФСБ России и Службы судебных приставов и получил ответ, что ему необходимо за разъяснениями обратиться непосредственно в УФССП по Иркутской области, дозвониться до УФССП по Иркутской области он не смог, так как рабочий день закончился, поскольку в (данные изъяты) было 13.25 (по Иркутскому времени – 18.25 ч). Для выяснения причин ему пришлось вернуться в Иркутск.

По возвращению в Иркутск в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области конкретного ответа на вопрос, почему не снято временное ограничение не было дано.

Билеты на последующие три вылета ФИО1 приобретал только после того, как ему звонили из Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области по поручению ФИО3 и сообщали о том, что (данные изъяты) уведомлена о снятии ограничения на выезд из страны на ФИО1 Следующий вылет о маршруту рейсом (данные изъяты) должен был состояться 25.10.2017, затем 02.11.2017, 29.11.2017. Каждый раз в (данные изъяты) в аэропорту (данные изъяты) пограничная служба отказывала истцу в выезде из страны, объясняя это тем, что УФССП по Иркутской области не сняло временное ограничение на его выезд из РФ и за разъяснениями он должен обратиться именно к ним. Последние три поездки оплачивала его жена по своей карте. Пограничная служба ответа дать не могла, а приставы УФССП по Иркутской области конкретно ответа о том, почему не снято временное ограничение, не давали, а сообщали, что все сделано должным образом.

ФИО1 дважды вернули часть денежных средств от стоимости билетов, приобретенных по возвратному тариф, поэтому размер ущерба, подлежащего компенсации, составляет 237 614,86 руб.

Таким образом, на протяжении двух месяцев приставы УФССП по Иркутской области не могли снять временное ограничение на выезд из страны, так как неправильно оформляли реестры, содержащие необходимые сведения об истце и отправляемые по межведомственному взаимодействию в Пограничную службу ФСБ.

ФИО1 приобретал авиабилеты с тарифами как невозвратными, так и возвратными:

- на 10.10.2017 рейс (данные изъяты), стоимость билета 5800 руб. и 618 долларов США (36931,68 руб.), тариф невозвратный, вылет рейсом (данные изъяты) 10.10.2017 стоимость 16 304 руб.

Итого: 59035,68 (5800+36931,68+16304) руб.;

- на 17.10.2017 рейс (данные изъяты), тариф невозвратный, стоимость 63 145 рублей, вылет рейсом (данные изъяты) 17.10.2017 стоимость 15 000 руб., оплачено по мили (бонусная программа) и сервисный сбор – 1674 руб.

Итого: 64819 (63345+1674) руб.

- на 25.10.2017 рейс (данные изъяты), стоимость билета 33289 руб., тариф возвратный, произведен возврат в размере 8665 руб., вылет рейсом (данные изъяты) 25.10.2017, стоимость билета – 13 474 (12674 + 800) руб.

Итого: 38098 (33289-8665+13474) руб.;

- на 02.11.2017 рейс (данные изъяты), стоимость билета 30 565 (29765+800) руб., тариф возвратный, возврат в сумме 8711 руб., вылет рейсом (данные изъяты) 02.11.2017, стоимость билета 13 561,18 руб.;

Итого: 35415,18 (30565-8711+13561,18) руб.

- на 29.11.2017 рейс (данные изъяты), стоимость билета – 26872 (26072+800) руб., тариф невозвратный, вылет рейсом (данные изъяты) 29.11.2017, стоимость билета 13 375 руб.;

Итого: 40247 (26872+13375) руб.

В общей сложности размер ущерба составил 237 614,86 руб.

Просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 ущерб в размере 237 614,86 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 5 663 руб.

Решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 11 июля 2018 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскан материальный ущерб в размере 113 760,18 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., расходы на оплате государственной пошлины в размере 3 775,20 руб.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО4 просит изменить решение суда в части отказа во взыскании материального ущерба в размере 123 854,60 руб., вынести по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит доводы о виновности службы судебных приставов исполнителей управления ФССП по Иркутской области ОСП в неснятии с истца ограничения на выезд из страны.

В апелляционной жалобе представитель управления ФССП по Иркутской области ФИО5 просит отменить или изменить решение в части удовлетворения иска и принять по делу новое решение, в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, истцом не представлены доказательства причинения истцу морального вреда и причинно-следственной связи между действиями должностных лиц Управления и наступившими последствиями. Указывает на то, что ФССП России предоставлялась достоверная информация для отмены временного ограничения на выезд должника из РФ и указание дополнительных символов (;), не освобождает ФСБ России для отмены указанного ограничения. Правовые основания для отказа в отмене временного ограничения на выезд должника из РФ у ФСБ России отсутствовали. Соответственно, деликатная ответственность со стороны должностных лиц ФССП России отсутствует.

Считает, что суд первой инстанции при принятии решения не дал оценку доводам Управления о нецелесообразности приобретения истцом авиабилетов из (данные изъяты) в Иркутск. У истца в г. Иркутске находится представитель, имелась возможность связаться со службой судебных приставов по телефонной, электронной связи, обратиться в ФССП России, находящейся в (данные изъяты).

Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с ч.2 ст.27, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда, то обстоятельство, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными в отдельном судебном производстве, не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием), и их законность суд оценивает при рассмотрении иска о возмещении вреда.

На основании п.15 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе в том числе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей.

В силу ч.3 ст.67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копии постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.Статьей 2 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Федеральным законом.

Пунктом 5 статьи 15 названного Федерального закона установлено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Согласно пунктам 1-8 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России (далее - судебный пристав-исполнитель) после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации (далее - реестр).

Начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве.

Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.

Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.

Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Сведения о должниках, указанные в реестрах территориальных органов ФССП России, должны соответствовать данным, содержащимся в постановлениях судебных приставов-исполнителей.

Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе.

Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе.

Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.

Срок внесения изменений в учеты не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (с учетом времени доведения информации до подразделений пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При разрешении возникшего спора установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского ОСП УФССП России по Иркутской области от 20.10.2014 на основании исполнительного листа ВС Номер изъят, выданного 22.08.2014 судебным участком № 83 г.Саянска по делу № 2-165/2005, возбуждено исполнительное производство Номер изъят о взыскании с ФИО1 в пользу Р. алиментов на содержание детей в размере (данные изъяты) доли доходов ежемесячно.

17 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем Октябрьского ОСП УФССП России по Иркутской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства Номер изъят в отношении должника ФИО1

Постановлением начальника отдела - ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области 05.02.2016 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства Номер изъят от 17.11.2014. Указанным постановлением исполнительное производство возобновлено и зарегистрировано под номером Номер изъят.

23 июня 2017 года судебный пристав-исполнитель ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району ФИО2 вынесла постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации сроком на 6 месяцев, то есть до 23.12.2017.

Согласно списку корреспонденции ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП по Иркутской области, направляемой почтовой связью от 27.06.2017, заверенному штампом Почты России от 27.06.2017, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации было направлено ФИО1 по адресу: <адрес изъят>.

Указанное постановление в соответствии с приказом ФССП России и ФСБ России № 100/157 от 10.04.2014 «Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации» направлено электронной почтой в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и Управление организации исполнительного производства ФССП России.

28 сентября 2017 года ФИО1 для проезда к аэропорту (данные изъяты) приобрел авиабилеты по маршруту (данные изъяты) на свое имя на сумму 42 731,68 руб.

10 октября 2017 года при посадке в аэропорту (данные изъяты) на авиарейс (данные изъяты) пограничной службой ФСБ было отказано в выезде за пределы Российской Федерации в связи с ограничением, наложенным судебным приставом в рамках исполнительного производства Номер изъят.

Для выяснения обстоятельств с УФССП по Иркутской области и урегулирования вопроса с взыскателем Р. в этот же день 10.10.2017 истцом приобретены авиабилеты (данные изъяты) на сумму 16 304 руб.

16 октября 2017 года от взыскателя Р. поступило заявление об оставлении исполнительного производства Номер изъят без исполнения, поскольку претензий к ФИО1 по оплате алиментов Р. не имеет.

16 октября 2017 года в рамках исполнительного производства Номер изъят вынесено постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и отправлено в УФССП России по Москве для дальнейшей передачи в пограничную службу ФСБ Российской Федерации. Копия указанного постановления также вручена должнику ФИО1 16.10.2017, что подтверждается его подписью на постановлении.

16 октября 2017 года исполнительное производство Номер изъят окончено в связи с поступившим заявлением взыскателя об окончании исполнительного производства.

Согласно документированным сведениям Пограничной службы ФСБ России информация о временном ограничении на выезд из РФ в отношении ФИО1 поступила из ФССП России 19.07.2017, информация об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации – 18.10.2018. Однако в связи с содержащимися в поступившей информации о снятии временного ограничения права ФИО1 на выезд из РФ некорректных сведений в отношении истца (графа «место рождения» содержала символы и сокращения, которые не содержались в реестре от 19.07.2017 № 69 об установлении временного ограничения права на выезд из РФ), внести изменения в соответствующие учеты технически не представлялось возможным, в связи с чем, пропуск через государственную границу РФ в пунктах пропуска через государственную границу РФ ФИО1 был невозможен.

14 октября 2017 года ФИО1 приобрел авиабилеты с датой вылета 17.10.2017 по рейсу (данные изъяты) на сумму 63 345 руб.

17 октября 2017 года при посадке в аэропорту (данные изъяты) на авиарейс (данные изъяты) пограничной службой ФСБ отказано в выезде за пределы Российской Федерации на основании ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в соответствии с поручением УФССП России по Иркутской области.

Для выяснения причин неснятия ограничения на выезд из страны истцом 17.10.2017 был приобретен авиабилет (данные изъяты) на сумму 15 000 руб., оплачено по мили (бонусная программа) и сервисный сбор – 1674 руб.

Далее ФИО1 приобретались билеты по маршруту (данные изъяты): 22.10.2017 с датой вылета 25.10.2017 на сумму 33 289 руб.; 28.10.2017 с датой вылета 02.11.2017 на сумму 30 565 руб.; 21.11.2017 с датой вылета 29.11.2017 на сумму 26 872 руб.

При прохождении пограничного контроля в аэропорту города (данные изъяты) 25.10.2017, 02.11.2017, 29.11.2017 ФИО1 не смог пересечь границу в связи с действующим ограничением на выезд из Российской Федерации в отношении ФИО1 на основании ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в соответствии с поручением УФССП России по Иркутской области.

Для выяснения причин неснятия ограничения на выезд из страны истцом 25.10.2017, 02.11.2017, 29.11.2017 приобретались авиабилеты по маршруту (данные изъяты) на сумму 13 474 руб. (12 674 руб. + сервисный сбор 800 руб.); 13 561,18 руб.; 13 561,18 руб. соответственно, по возвратному тарифу из стоимости которых возвращено 8 665 руб., 8 711 руб.

Отказывая в удовлетворении иска в части возмещения стоимости приобретённых истцом билетов на 10.10.2017, 17.10.2017, суд первой инстанции исходил из законности действий ФССП России, Управления ФССП России по Иркутской области по применению к ФИО1 ограничения на выезд из страны в качестве законной меры принудительного исполнения судебного акта, а также исходя из соблюдения службой сроков направления постановления судебного пристава исполнителя от 16.10.2017 в Пограничную службу ФСБ России.

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания стоимости билетов на даты 25.10.2017, 02.11.2017, 29.11.2017 с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России, суд первой инстанции пришел к выводу, что именно действия Федеральной службы судебных приставов России находятся в причинно-следственной связи с причинением истцу ущерба, поскольку некорректное оформление направленных в ФСБ России установочных данных ФИО1 исключило техническую возможность внесения изменений в соответствующие учеты ограничений на выезд из страны.

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционных жалоб под сомнение поставлены быть не могут.

В целом как доводы апелляционной жалобы ФИО1, так и доводы Федеральной службы судебных приставов повторяют доводы иска и возражений соответствующего ответчика, которые являлись предметом судебного исследования и которым в оспариваемом решении дана правильная, основанная на подробном анализе действующего законодательства, а также на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех доказательств по делу оценка. Результаты процессуальных действий суда, суждения и выводы по всем приведенным доводам содержаться в оспариваемом решении, признаются судебной коллегией законными и обоснованными, не требующими дополнительной аргументации.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом характера и степени допущенных судебным приставом-исполнителем нарушений, требований разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании с ФССП России в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., и судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в данное судейское усмотрение, основанное на приведенных выше нормах закона и отвечающее всем подлежащим учету при рассмотрении спорного вопроса критериям.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 11 июля 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Скубиева

Судьи

О.Н.Иванова

В.И.Татарникова